ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 сентября 2006 г. N 17-22/31849
О РАСПОРЯЖЕНИИ ФТС РОССИИ ОТ 01.09.2006 N 320-Р
"О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА"
Распоряжение ФТС России от 01.09.2006 N 320-р "О мерах по
противодействию незаконному осуществлению деятельности в области
таможенного дела" направлено на организацию в рамках таможенного
контроля выявления фактов оказания услуг по таможенному оформлению
товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации, лицами, не включенными в Реестр таможенных брокеров
(представителей) и не являющимися работниками декларантов -
участников ВЭД.
Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК России)
установил жесткие ограничения при определении перечня лиц,
обладающих правами декларанта (ст. 124). По смыслу ст. 124 ТК
России ни физические, ни юридические лица, не включенные в реестр
таможенных брокеров, безотносительно того, могут они быть включены
в такие реестры или нет, не вправе осуществлять таможенные
операции от имени других лиц. Данная позиция ФТС России совпадает
с позицией Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
изложенной в письме от 11.05.2006 N 47-13-06, в котором указано,
что:
"физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с
декларантом, не вправе на основании гражданско-правовых норм (по
доверенности) декларировать товары от имени юридического лица, так
как в соответствии с п. 1 ст. 124 ТК России декларирование
производится декларантом или таможенным брокером.
В связи с этим привлечение физических лиц к административной
ответственности по ст. 16.23 КоАП России за совершение таможенных
операций от имени юридического лица на основании доверенности
является обоснованным.".
Пунктом 2 статьи 132 ТК России определено, что подача грузовой
таможенной декларации (далее - ГТД) ненадлежащим лицом является
основанием для отказа в ее принятии таможенным органом. Однако в
настоящее время таможенные органы при принятии ГТД уделяют
недостаточное внимание проведению проверки статуса лиц,
составивших и подавших ГТД, и указанных в графе 54 ГТД, а также их
полномочий.
Пунктом 14 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных
органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный
контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной
Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (в ред. Приказа ГТК РФ от
28.06.2004 N 746, Приказов ФТС РФ от 03.08.2004 N 10, от
10.04.2006 N 319), определено, что полномочия лица должны
подтверждаться, в том числе, доверенностью, трудовым договором,
приказом о назначении на должность. В случае подписания таможенной
декларации руководителем организации его статус подтверждается
документами, удостоверяющими в соответствии с федеральным законом,
иным нормативным правовым актом или учредительным документом факт
избрания (назначения) на должность.
При этом одним из обязательных требований к данному лицу,
определенном в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной
декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915
(зарегистрирован Минюстом России 10.09.2003, рег. N 5060),
является условие нахождения этого лица в штате декларанта, если
ГТД составлена юридическим лицом, либо в штате таможенного брокера
(представителя). Кроме того, данные требования к лицам, обладающим
правами декларанта, являются необходимым условием проведения
таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств.
Проведение такого контроля возможно лишь в случае идентификации
лица, владеющего документами и сведениями, относящимися к
внешнеэкономической сделке и последующим операциям с товарами,
и/или отражающего сведения о товарах в документах бухгалтерского
учета.
Следовательно, указанные документы должны быть представлены
одновременно с подачей таможенной декларации или в случае их
отсутствия они должны быть истребованы. Таким образом, таможенные
органы реализуют свое право проводить проверку наличия у лица
полномочий осуществлять декларирование (подпункт 4 статьи 408 ТК
России).
Реализация распоряжения ФТС России от 01.09.2006 N 320-р должна
содействовать ограничению проникновения на внешний рынок лиц,
незаконно осуществляющих деятельность в качестве декларантов, как
на этапе декларирования товаров (подача таможенной декларации),
так и на этапе последующего таможенного контроля путем строгого
соблюдения указанных выше норм таможенного законодательства.
Начальник Управления
таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
С.Э.ЗОЛОТОВ
|