Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2006 г. N 8190
-------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2006 г. N 30
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением
санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в
общеобразовательных учреждениях за период 2005 - 2006 учебный год,
установил.
Анализ организации горячего питания школьников показывает, что
питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской
Федерации остается крайне неудовлетворительным.
Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году
составил, в среднем 63%, в 5 - 11 классах - 52,7%, при этом в
начальных классах - 79,5%. Только 25% школьников получают горячую
пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет
складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся
получают горячее питание, в Кабардино-Балкарской Республике - 34%,
Астраханской области - 42%, Хабаровском крае - 52,5%, Ярославской
области - 57,8%.
При наличии групп продленного дня и длительном пребывании детей
в образовательных учреждениях не организованы полдники в
Свердловской, Липецкой, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской,
Курской областях, Еврейской АО и других субъектах Российской
Федерации.
В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего
питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и
высокую калорийность (Тульская область, Алтайский край, Республика
Бурятия и др.).
Недостатком в организации питания школьников является
составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не
физиологической потребности детей в биологически ценных веществах,
превалирует углеводистая модель питания, используются приемы
уменьшения объема и веса блюд.
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным
продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам),
отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение
калорийности за счет углеводсодержащих продуктов в Чукотском АО,
Чувашской Республике, Хабаровском крае, Курганской, Липецкой,
Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд,
гарниров. Несоответствие готовых блюд по калорийности и полноте
вложений в Хабаровском крае - 31%, Пермском крае - 20,3%,
Архангельской области - 47%, Новосибирской области - 31,3%,
Удмуртской Республике на 13,9%, Республике Саха (Якутия) - 14%,
Республике Татарстан - 15% и др.
Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим
показателям в Удмуртской Республике - 6,5%, в Хабаровском крае -
8,4%, в Хабаровском крае - 6,1%, Республике Саха (Якутия) - 7,7%,
Архангельской области - 7% при среднероссийском показателе -
2,26%.
В большинстве сельских школ рационы характеризуются
несбалансированностью, использованием ограниченного набора
продуктов. В рационах питания сельских школьников используется
продукция приусадебных хозяйств (Тамбовская, Удмуртская
Республика, Ставропольский край и др.), однако только часть школ
проводит лабораторный контроль за качеством выращенной продукции,
не во всех школах имеются условия для ее хранения.
Одним из главных негативных моментов в организации питания
является недостаточное финансирование из бюджетов различных
уровней.
Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляет 3 - 5
рублей, в городах 5 - 7 рублей. Обед - в сельских районах - 10 -
15 рублей, в городах - 20 - 25 рублей.
Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание
только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в
результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская,
Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду
дотационных территорий.
Вместе с тем из местных бюджетов выделяются средства на
организацию питания в основном только для детей из
малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская,
Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
Практически во всех территориях практикуется использование
средств родителей для оплаты горячего питания учащихся (Еврейский
АО, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Амурская,
Нижегородская, Новгородская, Псковская, Самарская области и др.).
В большинстве регионов меры, проводимые органами исполнительной
власти, не обеспечивают охвата горячим питанием всех возрастных
групп учащихся. При этом в Чукотском АО, Корякском АО, в
Хабаровском крае, Ульяновской, Тюменской, Архангельской,
Астраханской, Московской областях даже не разработаны или не
приняты специальные программы, касающиеся обеспечения школьников
горячим питанием.
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков,
изношенность технологического и холодильного оборудования, его
своевременный ремонт и замена. Так, 15% столовых в Удмуртской
Республике требуют капитального ремонта, в Саратовской области
износ оборудования более 80% - в 33% школ.
Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе
которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных
столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают
на сырье, без необходимых условий для соблюдения технологии
приготовления пищи в Приморском крае, г. Санкт-Петербурге. При
этом в 12% образовательных учреждений Российской Федерации нет
пищеблоков.
Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных
учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц,
страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения
технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и
острых желудочно-кишечных заболеваний.
Так, в 2005 - 2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек
инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших
достигло 386 человек.
Крупные вспышки дизентерии в 2005 - 2006 учебном году возникли
среди учащихся лицея "Лидер" г. Волгограда, в результате
употребления недоброкачественных готовых блюд заболело 142
учащихся, в Республике Чувашия в Вурнаранской школе N 1 в
результате нарушения технологии приготовления пищи и
несоответствия пищеблока санитарным нормам пострадало 135 детей.
На пищеблоках отмечены серьезные нарушения санитарно-
гигиенического и противоэпидемического режимов, способствовавших
инфицированию готовых блюд.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации
на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482)
постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
1.1. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение
школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными
комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть
выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных
групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на
оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным
холодильным и технологическим оборудованием.
1.2. Рассмотреть вопрос о восстановлении льготного и
бесплатного питания для учащихся всех классов (включая старшие) и
по организации горячего питания для учащихся.
2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации и по железнодорожному транспорту:
2.1. Провести проверку организации питания детей в
общеобразовательных учреждениях, обращая особое внимание на работу
пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую
ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных
витаминами и минеральными веществами.
При проведении проверки осуществляется контроль выполнения
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов, выполнения санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, а также выполнения предписаний и
постановлений должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор в
установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации
порядке.
По результатам проверки должностным лицом (лицами),
осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в
двух экземплярах.
2.2. Совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации проанализировать рационы питания по
сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков
образовательных учреждений, разработать планы мероприятий,
предусмотрев их реконструкцию и обеспечение необходимым
оборудованием, и внести на рассмотрение в органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предложения по:
2.2.1. Оптимизации питания;
2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков.
2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению
надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных
учреждениях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека до 01.05.2007.
3. Рекомендовать Минобрнауки России:
3.1. Представить в Правительство Российской Федерации
предложения по реорганизации системы питания в общеобразовательных
учреждениях на основе использования современных технологий
производства и транспортировки пищевых продуктов.
3.2. Оптимизировать рационы питания детей, и в первую очередь
пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3.3. Внедрить в практику организации питания
общеобразовательных учреждений реализацию молока и продуктов,
сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами
минеральных веществ, через автоматы по реализации штучных товаров.
3.4. Разработать программы по обучению детей принципам
здорового питания.
4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения
"Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации
обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых
лабораторных исследований за условиями обучения и организацией
питания в общеобразовательных учреждениях.
5. Считать утратившим силу Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
20.07.2006 N 18 "Об организации питания детей в
общеобразовательных учреждениях".
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|