Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2006 г. N 8199
-------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2006 г. N 28
ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ
И ОБОРОТОМ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с организацией и
эффективностью государственного санитарно-эпидемиологического
надзора за пищевыми продуктами, отмечаю, что в последнее время
осуществлен ряд организационных и практических мероприятий по
предотвращению вредного воздействия этой продукции на здоровье
населения.
В большинстве субъектов Российской Федерации усилен контроль за
качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых
продуктов при их производстве, хранении, транспортировке и
реализации. При этом особое внимание уделяется соблюдению
санитарного законодательства на молокоперерабатывающих
предприятиях, мясокомбинатах, предприятиях пищевой промышленности.
С учетом того, что с пищевыми продуктами в организм человека
может поступать более 70% всех загрязнителей, территориальными
управлениями Роспотребнадзора, центрами гигиены и эпидемиологии в
2005 году было исследовано 1846376 проб продовольственного сырья и
продуктов питания на соответствие гигиеническим нормативам по
микробиологическим и по санитарно-химическим показателям. По
результатам санитарно-эпидемиологического надзора забраковано
126645 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, за
нарушения санитарных правил и противоэпидемического режима на
пищевых предприятиях на руководителей и работников наложен 204051
штраф, передано на рассмотрение в суд 4412 дел, из них в 60%
приняты решения о привлечении виновных к ответственности.
В целях снижения вредного воздействия алкогольной продукции на
здоровье населения и во исполнение Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
15.03.2006 N 6 резко возрос объем мероприятий по надзору и
контролю за предприятиями по производству и реализации данной
продукции. Только за первое полугодие 2006 года проведено около 27
тысяч рейдовых проверок, во время которых обследовано 89511
предприятий, что более чем в 2 раза больше по сравнению с
аналогичным периодом 2005 года. Исследовано 75 тысяч образцов
алкогольной продукции, из которых 12% не отвечали гигиеническим
нормативам, в том числе 18% импортной продукции.
Возросла требовательность к производителям и поставщикам
алкогольной продукции, поступающей на территорию Российской
Федерации, за соблюдением обязательных требований к ее качеству и
безопасности.
В связи с несоответствием алкогольной продукции гигиеническим
нормативам забраковано 175 тысяч партий объемом около 3 млн.
литров, из которых 120 тыс. партий импортной продукции объемом 2,3
млн. литров. За нарушения санитарного законодательства на
производителей и поставщиков наложено 20890 штрафов на сумму в 23
млн. рублей, в следственные органы передано 990 дел, вынесено 1118
постановлений о приостановлении эксплуатации объектов.
В связи с выявлением при осуществлении госсанэпиднадзора за
производством и оборотом минеральных и питьевых вод, расфасованных
в емкости, фактов реализации некачественной и фальсифицированной
продукции, нарушений порядка выдачи разрешительных документов, а
также установленных законодательством требований к информации для
потребителей Роспотребнадзором разработан порядок организации
контроля данной продукции.
Территориальными управлениями Роспотребнадзора проведены
внеплановые мероприятия по обследованию предприятий, производящих
и реализующих минеральные и питьевые воды, не обеспечивающих
должный уровень производственного контроля продукции.
Приостановлено действие санитарно-эпидемиологических заключений на
некоторые виды минеральных вод в связи с низким их качеством и
массовой реализацией фальсифицированной продукции.
Совместно с союзом производителей безалкогольных напитков
разрабатывается технический регламент о требованиях к качеству и
безопасности этой продукции.
Приняты также меры по усилению госсанэпиднадзора за напитками,
содержащими тонизирующие компоненты, изменению рецептуры,
исключению их из списка продуктов школьного питания.
В Российской Федерации создана нормативная правовая и
методическая база, регулирующая производство, ввод и оборот
пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных
организмов (далее - ГМО) или содержащей ГМО. Эта продукция
проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу, включающую
оценку аллергенных, иммуномодулирующих и мутагенных свойств,
изучение показателей качества и безопасности.
Разработаны и внедрены в практику методы лабораторных
исследований, необходимых для осуществления эффективного надзора
за пищевыми продуктами, содержащими компоненты, полученные с
применением ГМО. Установлены головные центры по количественному
определению ГМО в продуктах питания, укомплектованные
соответствующим оборудованием и специалистами.
При осуществлении Госсанэпиднадзора в 2005 году исследовано
19795 проб пищевых продуктов на наличие компонентов, полученных из
ГМО. При этом они обнаружены в 6,8% проб, в том числе 14,4% - в
мясных продуктах. В 526 случаях отсутствовала декларация о наличии
таких компонентов, в связи с чем реализация продукции была
приостановлена.
В целях усиления профилактики заболеваний, связанных с
отклонениями от рекомендуемых норм питания, особое внимание
уделяется изучению его структуры в различных регионах страны,
организации рационального питания, в том числе лечебно-
профилактического.
В рамках реализации Концепции государственной политики в
области здорового питания, одобренной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 10.08.1998 N 917 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 34, ст. 4083) и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 N
1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом
йода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42,
ст. 5037) в последние годы проведены масштабные эпидемиологические
исследования структуры питания населения, подтверждающие широкое
распространение дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в
первую очередь йода, железа, фтора, селена.
Учитывая значимость проблемы, Роспотребнадзором и его
территориальными управлениями осуществляется целенаправленная
работа по преодолению дефицита микронутриентов.
В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны
соответствующие профилактические программы. Организациями и
индивидуальными предпринимателями принимаются меры по обогащению
муки и хлебобулочных изделий, молочных продуктов железом,
витаминно-минеральными премиксами. Производство йодированной соли
удовлетворяет 92% потребностей населения. Значительно увеличены
объемы выпуска витаминизированных соков.
В органы исполнительной власти внесены предложения о включении
пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, в рационы питания
детей в организованных коллективах и школах.
Расширяются объемы лечебно-профилактического и диетического
питания больных в лечебно-профилактических учреждениях.
Повсеместно производится контроль на наличие в пищевых
продуктах микронутриентов. Удельный вес проб йодированной соли, не
соответствующих гигиеническим нормативам, снизился с 9,2% в 2003
году до 4,9% в 2005 году.
Важным направлением в ликвидации дефицита микронутриентов
является производство биологически активных добавок к пище (БАД).
Разработаны рекомендуемые уровни потребления пищевых и
биологически активных веществ, методы контроля качества и
безопасности БАД.
В соответствии с Постановлением Главного государственного
санитарного врача от 11.11.2004 N 6 "Об усилении госсанэпиднадзора
за производством и оборотом БАД" (по заключению Минюста России в
государственной регистрации не нуждается, письмо от 20.11.2004 N
07/11354-ЮД), усилен госсанэпиднадзор за производством и оборотом
БАД, разработан порядок организации контроля за предприятиями и
выпускаемой ими продукции.
В целях защиты прав потребителей особое внимание уделяется
недопущению случаев недостоверной рекламы БАД, наличию
сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение,
качество и безопасность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006
N 305 "О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля
за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и
хлебобулочных изделий" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 22, ст. 2337) установлено, что
Роспотребнадзором должны проводиться аккредитация и проверка
деятельности испытательных лабораторий, проводящих соответствующие
исследования, а также государственный надзор за качеством и
безопасностью этих продуктов. Все это требует проведения
необходимых организационных мероприятий.
Вместе с тем, несмотря на усиление госсанэпиднадзора за
пищевыми продуктами, в ряде субъектов Российской Федерации имеют
место серьезные недостатки в обеспечении населения
доброкачественными продуктами питания, что оказывает негативное
влияние на здоровье населения.
Медленно сокращается количество пищевых объектов, не
соответствующих санитарным правилам, в 2005 году удельный вес их
составил 9,1%. Количество проб продовольственного сырья и
продуктов питания, не отвечающих гигиеническим требованиям по
микробиологическим показателям превышает 6% (2000 год - 7%).
Наиболее неудовлетворительные результаты отмечаются при
исследовании молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов,
импортного мяса и мясных продуктов. В 3,5% исследованных проб
пищевых продуктов выявляются тяжелые металлы, пестициды и другие
загрязнители химической природы. По этой причине забраковывается
большое количество партий продовольственного сырья и пищевых
продуктов, и в первую очередь мясных и молочных продуктов, сахара,
кондитерских изделий.
Это является следствием неудовлетворительного санитарного
состояния ряда пищевых объектов, отсутствия современного
технологического оборудования, недостаточного уровня механизации
технологических процессов, нарушений санитарно-
противоэпидемического режима. Недостаточно осуществляется
профессиональная подготовка персонала пищевых предприятий, а также
уровень гигиенических знаний, особенно работников пищеблоков,
детских дошкольных, образовательных и оздоровительных учреждений.
По-прежнему имеют место факты приобретения этими учреждениями
продуктов питания без соответствующих документов, подтверждающих
их качество.
Такое положение приводит к возникновению вспышек дизентерии,
сальмонеллеза в указанных учреждениях и среди населения. Только за
7 месяцев текущего года зарегистрировано 27 вспышек в результате
употребления пищевых продуктов и готовых блюд, инфицированных при
их приготовлении и хранении.
Неудовлетворительной остается структура питания населения и
прежде всего детей школьного возраста, характеризующаяся снижением
потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых
продуктов - мясных, рыбных и молочных, овощей и фруктов. В ряде
школ, особенно в сельской местности, не организовано горячее
питание учащихся. Не решена проблема производства детских молочных
смесей на промышленной основе. Сокращается число детских молочных
кухонь и ассортимент выпускаемой ими продукции. Это приводит к
росту заболеваемости анемиями, гастритом и дуоденитом. Высокой
остается заболеваемость, связанная с микронутриентной
недостаточностью.
Возрастает потребление алкогольных напитков, заболеваемость
алкоголизмом в стране увеличилась за последние пять лет на 14%.
Удельный вес проб алкогольных напитков, не соответствующих
гигиеническим нормативам, возрос за этот период в 1,5 раза.
Имеют место факты реализации БАД, не прошедших в установленном
порядке санитарно-эпидемиологическую экспертизу и регистрацию, а
также недостоверной рекламы этой продукции.
Население недостаточно информируется о необходимости
рационального питания, соблюдения необходимой его структуры, мерах
личной и общественной профилактики алиментарных заболеваний,
негативных последствий, связанных с употреблением алкогольных
напитков.
В связи с вышеизложенным, с целью усиления госсанэпиднадзора за
пищевыми продуктами и в соответствии с Федеральным законом от
30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,
N 14, ст. 1650) и Федеральным законом от 01.01.2000 N 29-ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150)
постановляю:
1. Считать основными направлениями деятельности по надзору за
продовольственным сырьем и пищевыми продуктами:
1.1. Внедрение современных технологий надзора за качеством и
безопасностью продовольственного сырья и пищевыми продуктами, в
том числе алкогольной продукции, с широким использованием
результатов социально-гигиенического мониторинга этих продуктов и
заболеваемости населения;
1.2. Усиление контроля за организацией и состоянием питания
детей в детских дошкольных учреждениях и школах, а также детей
раннего детского возраста;
1.3. Оснащение учреждений Роспотребнадзора аналитическим
оборудованием в целях использования современных методов анализа
качественного и количественного состава ГМО, БАД, алкогольной
продукции, минеральной и питьевых вод;
1.4. Создание постоянно действующей информационно-
пропагандистской системы по разъяснению основных принципов
здорового питания, мерах личной и общественной профилактики
алиментарно зависимых заболеваний;
1.5. Разработка региональных целевых программ в целях
преодоления дефицита микронутриентов, улучшения структуры питания
и прежде всего организованных групп населения;
1.6. Усиление взаимодействия с саморегулирующими организациями
(ассоциациями, гильдиями, союзами), занимающимися производством и
оборотом продовольственного сырья и пищевых продуктов, по вопросам
разработки технических регламентов, выполнения совместных
соглашений, мониторингу качества и безопасности этой продукции на
потребительском рынке.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
2.1. Принять дополнительные меры по обеспечению населения
пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами;
2.2. Обязать средства массовой информации проводить широкую
разъяснительную работу среди населения о влиянии структуры и
качества питания на здоровье человека, негативных последствиях
злоупотребления алкогольными напитками, мерах личной и
общественной профилактики алиментарно зависимых заболеваний.
2. Рекомендовать организациям и индивидуальным
предпринимателям:
2.1. Принять исчерпывающие меры по наведению должного порядка
на объектах, занятых производством, хранением, транспортировкой и
реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов,
приведению их в строгое соответствие с санитарными правилами;
2.2. Обеспечить организацию и проведение производственного
контроля за качеством и безопасностью выпускаемой пищевой
продукции;
2.3. Своевременно решать вопросы, связанные с повышением уровня
профессиональных знаний и гигиенической подготовки работников,
занятых в сфере производства и реализации пищевых продуктов и в
первую очередь работников пищеблоков детских дошкольных,
образовательных и оздоровительных учреждений.
3. Рекомендовать Федеральному агентству по печати и массовым
коммуникациям предоставлять основную печатную площадь и эфирное
время для широкой пропаганды среди населения здорового питания,
мер профилактики заболеваний, связанных с недостатками в рационах
витаминов, железа, йода и других микронутриентов.
4. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" совместно с
ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию) провести анализ объема и
эффективности лабораторных исследований пищевых продуктов,
разработать и представить в Роспотребнадзор предложения по их
оптимизации.
5. Научно-исследовательским институтам Роспотребнадзора и РАМН
принять меры по совершенствованию методов качественного и
количественного определения компонентов ГМО в пищевых продуктах.
6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации принять дополнительные меры по улучшению питания больных
в лечебно-профилактических учреждениях, организации лечебно-
профилактического и диетического питания.
7. Главным врачам Федеральных государственных учреждений
здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии:
7.1. Обеспечить своевременное оформление и выдачу сертификатов
качества муки, макаронных и хлебобулочных изделий;
7.2. Принять дополнительные меры по оснащению центров гигиены и
эпидемиологии современным оборудованием, позволяющим осуществлять
необходимые исследования пищевых продуктов, полученных из ГМО,
биологически активных добавок к пище, алкогольной продукции и
другие сложные исследования.
8. Главным государственным санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации:
8.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за соблюдением санитарного законодательства при
производстве, хранении, транспортировке и реализации
продовольственного сырья и пищевых продуктов;
8.2. Определить на основании анализа заболеваемости населения
кишечными инфекциями, связанной с употреблением
недоброкачественных пищевых продуктов, группу эпидемически
наиболее значимых пищевых объектов, осуществлять внеплановые их
обследования с обращением особого внимания на "критические" точки
производства;
8.3. В рамках проведения социально-гигиенического мониторинга
совместно с органами управления здравоохранением провести анализ
заболеваемости населения, связанной с нарушениями в структуре
питания, дефицитом микронутриентов, провести оценку проводимых
профилактических и лечебных мероприятий, по итогам внести
предложения в органы исполнительной власти о корректировке
действующих программ по их обеспечению;
8.4. Проанализировать результаты применяемых мер
административного воздействия в отношении виновных в нарушениях
санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых
продуктов, в том числе практики подготовки и рассмотрения дел в
судах в рамках применения Кодекса об административных
правонарушениях Российской Федерации и принять действенные меры по
повышению их эффективности;
8.5. О выполнении данного Постановления доложить в
Роспотребнадзор с отчетами о деятельности по итогам работы в 2006
году.
9. Контроль за выполнением данного Постановления оставляю за
собой.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|