ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2006 года
Дело N 44-Г06-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Меркулова В.П.,
Маслова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Пермский мясокомбинат" о
признании недействующим абз. 4 п. 2.2 Порядка взимания платы за
сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации
населенных пунктов Пермской области, утвержденного указом
губернатора Пермской области от 29.08.2003 N 167 "О порядке
взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в
системы канализации населенных пунктов Пермской области", по
кассационной жалобе ОАО "Пермский мясокомбинат" на решение
Пермского областного суда от 19 мая 2006 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., объяснения представителей ОАО "Пермский
мясокомбинат" Пелевина В.Н., Афанасова Д.А., поддержавших доводы
кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Кротова В.А. об оставлении решения без
изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
открытое акционерное общество "Пермский мясокомбинат"
обратилось в суд с заявлением о признании недействующим абз. 4 п.
2.2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих
веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области,
утвержденного указом губернатора Пермской области от 29.08.2003 N
167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих
веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской
области", ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат
действующему законодательству и нарушают права и законные интересы
общества.
Решением Пермского областного суда от 19 мая 2006 года
постановлено: заявление открытого акционерного общества "Пермский
мясокомбинат" о признании недействующим пункта 2.2 Порядка
взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в
системы канализации населенных пунктов Пермской области,
утвержденного указом губернатора Пермской области от 29.08.2003 N
167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих
веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской
области", оставить без удовлетворения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду
существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Указом губернатора Пермской области от 29.08.2003 N 167 "О
порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ
в системы канализации населенных пунктов Пермской области"
утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и
загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов
Пермской области".
В соответствии с п. 2.2 Порядка плата за сброс загрязнений,
превышающих установленные нормативы допустимых концентраций
загрязняющих веществ, определяется исходя из фактического
превышения концентраций загрязняющих веществ по отношению к
нормативам допустимых концентраций, фактического объема сброшенных
сточных вод и действующего тарифа на услуги водоотведения 1 куб. м
сточных вод.
Плата для конкретного загрязняющего вещества, содержащегося в
сбрасываемых сточных водах, определяется по формуле:
С фак - С фон
П свн. кач = Q фак х Т х (С норм - 1)
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от
31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и
загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов"
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и
загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с
предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие
вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая
меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам
канализации и окружающей среде, в том числе за превышение
нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что губернатор
Пермской области, утверждая Правила, не превысил свои полномочия,
сделан правильно.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и
канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, регулируют
отношения между абонентами (заказчиками) и организациями ВКХ в
сфере пользования централизованными системами водоснабжения и
канализации населенных пунктов, действуют на всей территории
Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ,
обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов
независимо от ведомственной принадлежности и организационно-
правовой формы (п. п. 2, 5).
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение
установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в
систему канализации сточных вод (п. 64 Правил).
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по
составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем
выполнения анализов проб сточных вод абонента, в которых он может
участвовать и который удостоверяется актом, который подписывают
представители организации ВКХ и абонента, который может
одновременно в присутствии представителя организации ВКХ отобрать
параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или)
аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных
средств (п. п. 65, 66, 68).
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией
организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в
аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ
другой организации (лаборатории) (п. 67).
Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных
вод производится в соответствии с данными учета, если иное не
предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического
количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в
систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными
на основании лабораторного контроля.
Расчеты абонентов с организацией ВКХ за сброс сточных вод и
загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных нормативов
производятся в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, а расчеты и корректировка размеров такой платы за
сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему - с учетом
изменений платежей, устанавливаемых организациям ВКХ органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. п. 69,
70, 71).
Постановление Правительства РФ предусматривает (п. 87 Правил),
что обязанностью предприятия ВКХ является обеспечение надлежащей
эксплуатации и функционирования систем водоснабжения и канализации
в соответствии с требованиями нормативно-технической документации
и договором, заключенным между собственником этих систем и
организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
При этом на организацию ВКХ возложены обязанности по проведению
производственного лабораторного контроля качества сбрасываемых в
водные объекты сточных вод и обеспечению выполнения условий
договора с абонентом и требований настоящих Правил, а также право
применения мер экономического воздействия за несоблюдение
требований настоящих Правил в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации или договором. В то же
время на абонента возложена обязанность по осуществлению контроля
за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации
сточных вод, по предоставлению организации ВКХ сведений о
результатах такого контроля, ответственность за качество сточных
вод и предоставлено право проведения параллельной контрольной
пробы сточных вод и ее анализ в независимой аттестованной и (или)
аккредитованной в установленном порядке лаборатории (п. п. 88,
90).
Организация ВКХ имеет право применить меры экономического
воздействия за несоблюдение Правил в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации или договором, требовать
возмещения ущерба, причиненного системам канализации (п. 89
Правил).
Абонент несет ответственность за вред, причиненный организации
ВКХ или системам коммунального водоснабжения и канализации, в
соответствии с законодательством РФ, за качество сточных вод,
сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации,
которое должно соответствовать установленным нормативам (п. 93
Правил).
С учетом анализа вышеназванных норм является правильным вывод
суда о том, что при соблюдении установленных правил, в том числе
по обеспечению лабораторного контроля, интересы заявителя не могут
быть ущемлены оспариваемым актом.
Повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод
и загрязняющих веществ является мерой экономического
стимулирования абонентов на выполнение требований по охране
природы и представляет собой дифференцированный подход к
определению тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных
веществ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают
выводов суда.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об
охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от
загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного
негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности
являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их
генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное
космическое пространство.
В статье 16 вышеназванного Федерального закона установлено, что
к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в
частности, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и
микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные
объекты и на водосборные площади.
Статья 1 Водного кодекса РФ содержит понятие водного объекта
как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа
либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Таким образом, системы коммунальной канализации не относятся к
водным объектам, а также к объектам охраны и регулирования нормами
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей
среды".
Ссылка заявителя на определение Конституционного Суда
Российской Федерации N 284-0 от 10.12.2002 является
необоснованной, поскольку Постановление Правительства Российской
Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение
окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия" сбросы загрязняющих веществ в системы
канализации не регулирует.
Кроме того, ссылка заявителя на Закон РФ от 06.05.1998 N 71-ФЗ
"О плате за пользование водными объектами" не может быть принята
во внимание, поскольку указанный Закон утратил силу с 1 января
2005 г.
Решением Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ00-1448
подтверждена экономическая обоснованность установления повышенной
платы за превышение ПДК и указано, что в случае если объем вредных
стоков превышает установленные нормативы, предприятие ВКХ во
избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено
затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких
стоков, восстановление систем канализации и систем очистки стоков.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной
жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих
мотивов.
Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые ссылается
заявитель в обоснование своих требований, правильно сопоставил
предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и
федерального законодательства.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в
кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского областного суда от 19 мая 2006 года оставить
без изменения, кассационную жалобу ОАО "Пермский мясокомбинат" -
без удовлетворения.
|