МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2006 г. N 08-04-14/4048
Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации
в связи с многочисленными запросами из Управлений Федерального
казначейства по субъектам Российской Федерации о разъяснении
правомерности и целесообразности действий следственных органов,
прокуроров и судов по привлечению Минфина России в качестве
потерпевшего по уголовным делам в связи с причинением ущерба
государству излагает свою позицию по данному вопросу.
Следственные органы, наделяя Российскую Федерацию статусом
потерпевшего по уголовному делу, расширительно применяют к
уголовно-процессуальным отношениям гражданское законодательство. В
то же время, гражданское и уголовно-процессуальное
законодательство по-разному определяют степень участия в
соответствующих правоотношениях публично-правовых образований.
Так, часть 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской
Федерации предусматривает выступление на равных началах в
гражданских правоотношениях Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации: республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономных областей, автономных округов, а
также городских, сельских поселений и других муниципальных
образований с иными участниками этих правоотношений - гражданами и
юридическими лицами. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи
124 Гражданского кодекса Российской Федерации к публично-правовым
образованиям как субъектам гражданского права применяются нормы,
определяющие участие в гражданских правоотношениях юридических
лиц.
В соответствии с ч. 1 статьи 125 Гражданского кодекса
Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации могут своими действиями приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права и
обязанности, выступать в суде органы государственной власти в
рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус
этих органов.
В соответствии с ч. 3 статьи 125 Гражданского кодекса
Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных
федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и
постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными
актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
по их специальному поручению от их имени могут выступать
государственные органы, органы местного самоуправления, а также
юридические лица и граждане.
Указанные выше случаи регламентирует уголовно-процессуальное
законодательство, не предусматривающее участия публично-правовых
образований в уголовно-процессуальных отношениях, в том числе в
качестве потерпевших и гражданских истцов.
Так, в соответствии со ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации потерпевшим признается физическое лицо,
которому преступлением причинен физический, имущественный либо
моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда
его имуществу и деловой репутации. В случае признания потерпевшим
юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст.
42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В случаях же причинения ущерба государству ущерб причиняется
именно публично-правовому образованию - Российской Федерации, а не
Министерству финансов Российской Федерации или его
территориальному органу как юридическому лицу.
Следовательно, ни Российская Федерация, ни субъекты Российской
Федерации, ни муниципальные образования, являющиеся публично-
правовыми образованиями, не могут быть признаны потерпевшими по
уголовным делам.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 17 января
1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия
прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются
процессуальным законодательством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации, не имеющая расширительного толкования, определяет
прокурора в качестве единственного лица, уполномоченного на
предъявление гражданского иска в интересах государства.
Следовательно, привлечение Минфина России в качестве потерпевшего,
наделенного в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом
Российской Федерации правами на гражданский иск, по уголовным
делам, связанным с причинением ущерба государству, не основано на
законе.
Директор
Правового департамента
Н.Н.ЗАХАРОВА
|