ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2006 года
Дело N 86-Г06-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Емышевой В.А.,
судей Маслова А.М.,
Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
главы муниципального образования "Город Александров" о признании
недействующими Закона Владимирской области "О наделении округа
Александров и вновь образованных муниципальных образований,
входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных
образований и установлении их границ" от 16 мая 2005 года N 61-ОЗ
и Закона Владимирской области "О переименовании муниципального
образования "Округ Александров" в муниципальное образование
"Александровский район" от 14 июля 2005 года N 99-ОЗ по
кассационной жалобе главы муниципального образования "Город
Александров" на решение Владимирского областного суда от 15 мая
2006 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М.
Маслова, объяснения представителей Законодательного Собрания
Владимирской области А.В. Казанской и администрации Владимирской
области К.Н. Мочалова, возражавших против удовлетворения
кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Законом Владимирской области от 16 мая 2005 г. N 61-ОЗ "О
наделении округа Александров и вновь образованных муниципальных
образований, входящих в его состав, соответствующим статусом
муниципальных образований и установлении их границ" наделен
статусом муниципального района муниципальное образование "Округ
Александров" и установлена его граница согласно карте (плану) и
описанию, определив город Александров административным центром
данного муниципального района.
Наделены статусом городских поселений следующие вновь
образованные муниципальные образования: "Город Александров",
"Город Струнино", "Город Карабаново", "Поселок Балакирево".
Наделены статусом сельских поселений вновь образованные
муниципальные образования: Андреевское, определив село Андреевское
центром данного муниципального образования; Каринское, определив
село Большое Каринское центром данного муниципального образования;
Краснопламенское, определив поселок Красное Пламя центром данного
муниципального образования; Следневское, определив деревню
Следнево центром данного муниципального образования.
Установлены границы муниципальных образований согласно картам
(планам) и описаниям. Установлено, что в состав муниципального
образования "Округ Александров" входят территории городских и
сельских поселений.
Тем же Законом (ст. 4) признан утратившим силу Закон
Владимирской области "О наделении статусом муниципального района
округа Александров и соответствующим статусом муниципальных
образований в его составе и установлении их границ" от 13.10.2004
N 153-ОЗ.
22 июля 2005 года вступил в силу Закон Владимирской области "О
переименовании муниципального образования "Округ Александров" в
муниципальное образование "Александровский район" от 14 июля 2005
года N 99-ОЗ (далее - Закон Владимирской области N 99-ОЗ). Данным
Законом переименовано муниципальное образование "Округ
Александров" в муниципальное образование "Александровский район".
Глава муниципального образования "Город Александров" обратился
во Владимирский областной суд с заявлением о признании
недействующими Закона Владимирской области N 61-ОЗ и Закона
Владимирской области N 99-ОЗ, указав, что наделение города
Александров статусом городского поселения противоречит требованиям
главы 12 "Переходные положения" Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (далее - Федеральный
закон N 131-ФЗ), регламентирующим порядок изменения границ и
преобразования муниципальных образований.
Полагал, что в результате принятия Закона Владимирской области
"Об объединении муниципальных образований "Город Александров",
"Город Карабаново", "Город Струнино", "Поселок Балакирево" и
"Александровский район" от 26.12.2001 N 149-ОЗ муниципальное
образование "Город Александров" получило статус округа, границы
города увеличились до границ района, а поэтому муниципальное
образование "Город Александров" не было вновь образованным,
обладало статусом городского округа и наделение его статусом
городского поселения является преобразованием муниципального
образования, что возможно при принятии Закона субъекта Российской
Федерации с учетом мнения населения соответствующей территории.
Голосование по вопросу отнесения города Александров к городскому
поселению по городу и Александровскому району не проводилось.
Кроме того, наделение статусом муниципального района
муниципального образования - округ Федеральный закон N 131-ФЗ не
предусматривает, что повлекло нарушение требований Федерального
закона N 131-ФЗ, поскольку последний не предусматривает порядка
переименования муниципальных образований.
Представитель главы муниципального образования "Город
Александров" с заявленными требованиями согласился. Представители
администрации и Законодательного Собрания Владимирской области,
Совета народных депутатов и администрации Александровского района
с заявленными требованиями не согласились.
Решением Владимирского областного суда от 15 мая 2006 г.
заявление главы муниципального образования "Город Александров"
оставлено без удовлетворения.
Глава муниципального образования "Город Александров" подал
кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять
новое решение, не передавая дело на повторное рассмотрение.
Полагает, что суд неправильно применил материальный закон,
допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал
ошибочную оценку доводам, изложенным в заявлении, которые
рассматривались судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
возражений губернатора Владимирской области и председателя
Законодательного Собрания Владимирской области, просивших решение
суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований
для отмены решения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 131-
ФЗ преобразованием муниципальных образований является их
объединение, разделение, изменение статуса городского поселения в
связи с наделением его статусом городского округа либо лишение его
статуса городского округа.
Суд посчитал, что город Александров статусом городского округа
не обладал, его объединение с другим муниципальным образованием,
разделение также не имели места, а поэтому довод заявителя о
необходимости выявления мнения населения путем голосования при
наделении города Александров статусом городского поселения
несостоятелен.
Данный вывод суда является правильным, так как Законом
Владимирской области N 61-ОЗ признан утратившим силу Закон
Владимирской области "О наделении статусом муниципального района
округ Александров и соответствующим статусом муниципальных
образований в его составе и установлении их границ" от 13.10.2004
N 153-ОЗ, который был принят в соответствии с требованиями
Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции от 12.08.2004), а
принятие Закона Владимирской области N 61-ОЗ, как следует из
материалов дела, вызвано необходимостью приведения областных
законов в соответствие с Федеральным законом N 131-ФЗ).
Кроме того, как правильно указал суд в решении, определением
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации от 21.03.02 по делу N 86-Г02-4 оставлено без изменения
решение Владимирского областного суда от 17.01.02 по жалобе Л. и
Х. о признании недействующим и не подлежащим применению Закона
Владимирской области от 26.12.01 N 149-ОЗ "Об объединении
муниципальных образований "Город Александров", "Город Карабаново",
"Город Струнино", "Поселок Балакирево" и "Александровский район",
предусматривающего оставление жалобы без удовлетворения.
Заявитель утверждает, что принятие Закона Владимирской области
от 14.07.05 N 99-ОЗ повлекло нарушение норм Федерального закона от
06.10.03 N 131-ФЗ, поскольку последний не предусматривает порядка
переименования муниципальных образований. С таким доводом
согласиться нельзя. При принятии упомянутого областного Закона
следовало руководствоваться пунктом 11 статьи 5 Федерального
закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", который не
относил к компетенции органов государственной власти субъектов
Российской Федерации установление и изменение наименований
муниципальных образований.
С 8 октября 2003 года по 31 декабря 2008 года Федеральный закон
от 28.08.95 N 154-ФЗ применяется в части, не противоречащей
положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ, и
утрачивает силу с 1 января 2009 г. (пункт 7 ч. 1 и ч. 2 статьи 86
Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ).
По изложенным основаниям Судебная коллегия не находит оснований
для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку ее доводы не
опровергают решения суда.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Владимирского областного суда от 15 мая 2006 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу главы муниципального
образования "Город Александров" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А.ЕМЫШЕВА
Судьи
В.Н.СОЛОВЬЕВ
А.М.МАСЛОВ
|