ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 августа 2006 г. N ШТ-6-03/780@
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения за I
квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением
Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и
импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного
между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь.
Указанные письма направляются для сведения и учета в работе
налоговых органов.
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
к письму ФНС России от ____ N ___
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ
СОГЛАШЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ,
ОКАЗАНИИ УСЛУГ, ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ДАЛЕЕ - СОГЛАШЕНИЕ)
Вопрос 1. Имеет ли право налоговый орган отказать в
проставлении отметки на Заявлении о ввозе товаров на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее -
Заявление), если при представлении документов одновременно с
налоговой декларацией в пакете отсутствовал сертификат о
происхождении товара по форме СТ-1?
Ответ. В целях применения Соглашения установлено, что
налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе
товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики
Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели,
включая организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших
на специальные налоговые режимы.
Согласно пункту 6 раздела I Положения о порядке взимания
косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при
перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью
Соглашения, налогоплательщики обязаны представить в налоговые
органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа
месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик
представляет в налоговый орган следующие документы:
- заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой
по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех
экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде
договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая
их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы
начисленного налога;
- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату
налога по ввезенным товарам;
- договор (его копию), на основании которого товар ввозится с
территории государства одной Стороны на территорию государства
другой Стороны;
- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с
территории государства одной Стороны на территорию государства
другой Стороны;
- налогоплательщики Российской Федерации -
товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
При этом пунктом 6 раздела I Положения предусмотрен
исчерпывающий перечень документов, которые налогоплательщики
должны представить в налоговый орган одновременно с налоговой
декларацией, и в этом перечне не поименован сертификат о
происхождении товара (форма СТ-1).
С учетом изложенного само по себе обстоятельство, что налоговым
органом не установлено, действительно ли импортируемый товар имеет
происхождение из территории Республики Беларусь, в случае наличия
всех документов, предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, и
отсутствия факта несоответствия сведений, указанных в заявлении,
сведениям, содержащимся в этих документах, не может являться
основанием в отказе проставления налоговым органом соответствующей
отметки на Заявлениях, представленных налогоплательщиком.
Одновременно обращаем внимание, что при проведении камеральной
налоговой проверки налоговый орган в соответствии со статьями 31,
88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса)
вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения
(информацию), подтверждающие страну происхождения ввозимого товара
(письмо ФНС России от 01.06.2006 N 03-4-03/1064).
Вопрос 2. Имеет ли право организация представить в налоговый
орган уточненное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных
налогов, если им обнаружены ошибки в ранее поданных заявлениях?
Ответ. При обнаружении налогоплательщиком ошибок в ранее
представленном в налоговый орган Заявлении налогоплательщик вправе
представить новое Заявление. При этом указанное Заявление может
быть представлено как одновременно с корректирующей налоговой
декларацией по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость
и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с
территории Республики Беларусь (далее - налоговая декларация по
косвенным налогам) и иными документами, предусмотренными пунктом 6
раздела I Положения (в случае, если налогоплательщиком обнаружены
ошибки, повлекшие изменение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет
(освобождению от налогообложения), так и без представления
налоговой декларации по косвенным налогам (в случае, если
обнаруженные налогоплательщиком ошибки не повлекли изменения суммы
налога, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от
налогообложения)).
Порядок регистрации налоговым органом новых Заявлений и
проставления на них соответствующих отметок производится в
соответствии с Порядком проставления налоговыми органами отметок
на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов,
утвержденным Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н.
При этом налоговым органом в базе данных "Беларусь-обмен"
местного уровня создается новая версия Заявления с указанием
нового регистрационного номера (письмо ФНС России от 10.05.2006 N
03-2-03/904).
Вопрос 3. Если товары перемещались с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации почтой, какие
документы в качестве транспортных, подтверждающих указанное
перемещение товаров, должен представить налогоплательщик в
налоговый орган?
Ответ. Пунктом 6 раздела I Положения о порядке взимания
косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при
перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью
Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг, подписанного 15 сентября 2004 года, предусмотрено
представление налогоплательщиками в налоговые органы одновременно
с налоговой декларацией документов, указанных в данном пункте
раздела I Положения, в том числе транспортных документов,
подтверждающих перемещение товаров с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации.
При этом в случае перемещения товаров с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации почтой необходимо
учитывать следующее.
Согласно положениям пункта 11 раздела I Правил оказания услуг
почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания
услуг почтовой связи), почтовые отправления, принимаемые для
пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее
территорию из других государств либо следующие транзитом через
территорию Российской Федерации, относятся к международным
почтовым отправлениям.
Пунктом 37 раздела III Правил оказания услуг почтовой связи
установлено, что выдача оператором почтовой связи международных
почтовых отправлений адресатам (их законным представителям)
производится с соблюдением требований таможенного законодательства
Российской Федерации.
Для целей применения положений Таможенного кодекса Российской
Федерации (далее - Таможенный кодекс), регламентирующих
перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, под
международными почтовыми отправлениями понимаются, в том числе,
почтовые отправления, поступающие на таможенную территорию
Российской Федерации. Согласно положениям Таможенного кодекса
международные почтовые отправления не могут быть выданы
организациями почтовой связи их получателям без разрешения
таможенного органа.
В пункте 3 раздела I Правил таможенного оформления и
таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную
границу Российской Федерации в международных почтовых
отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 N
1381, приведен перечень документов, с использованием которых
осуществляется пересылка через таможенную границу Российской
Федерации международных почтовых отправлений.
С учетом изложенного, если ввоз товаров на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь производится
посредством пересылки международным почтовым отправлением,
налогоплательщику в составе документов, предусмотренных пунктом 6
раздела I Положения, в качестве транспортных документов,
подтверждающих перемещение товаров с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации, следует представить
документы, применяемые при пересылке международных почтовых
отправлений в рамках международного почтового обмена. В указанных
документах содержатся сведения, позволяющие идентифицировать,
какой товар был ввезен с территории Республики Беларусь на
территорию Российской Федерации посредством его пересылки
международным почтовым отправлением, что позволит налоговому
органу проверить соответствие сведений о наименовании ввезенного
товара, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных
налогов, а также содержащихся в товаросопроводительном документе.
Одновременно сообщается, что при рассмотрении вопроса о
документах, подтверждающих перемещение товаров с территории
Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в форме
международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках
международного почтового обмена, следует также руководствоваться
письмом ФНС России от 23.12.2005 N ШТ-6-06/1084@ (письмо ФНС
России от 19.04.2006 N 03-2-03/760@).
Вопрос 4. Могут ли быть произведены зачет переплаты НДС и (или)
направление подлежащей возмещению суммы НДС по реализованным на
территории Российской Федерации товарам (работам, услугам) в счет
предстоящих платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему
уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с
территории Республики Беларусь?
Ответ. В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса по
заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма
излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение
обязанностей по уплате налогов и сборов, на уплату пеней,
погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет
(внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная
сумма налога.
Кроме того, статьей 176 Кодекса предусмотрен зачет налоговым
органом сумм НДС, указанных в пунктах 1 и 4 указанной статьи
Кодекса, в счет предстоящих платежей по налогам, погашения
недоимки и пени, подлежащим зачислению в тот же бюджет.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии со
статьей 7 Кодекса, если международным договором Российской
Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и
сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные
Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы
международных договоров Российской Федерации.
С 01.01.2005 вступило в силу Соглашение, подписанное 15.09.2004
и ратифицированное Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ.
Неотъемлемой частью Соглашения является Положение, которое
определяет порядок взимания НДС при импорте товаров.
Пунктом 6 раздела I Положения определен перечень документов,
подлежащих обязательному представлению налогоплательщиками
одновременно с налоговой декларацией не позднее 20 числа месяца,
следующего за месяцем принятия на учет ввезенных с территории
Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товаров.
Одним из документов, поименованных в указанном перечне, является
выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога
по ввезенным товарам.
В связи с тем, что для составления доходов бюджетов Российской
Федерации в 2005 году в соответствии с Федеральным законом от
23.12.2004 N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс
Российской Федерации" применялся код бюджетной классификации
(далее - КБК) 182 1 04 01000 01 1000 110 по НДС на товары,
ввозимые на территорию Российской Федерации, в части товаров,
ввозимых из Республики Беларусь, а для составления доходов
бюджетов Российской Федерации в 2006 г. в соответствии с
одноименным Федеральным законом от 22.12.2005 N 176-ФЗ применяется
КБК 182 1 04 01000 01 0000 110 по НДС на товары, ввозимые на
территорию Российской Федерации, выписка банка, представляемая в
соответствии с пунктом 6 раздела I Положения, должна подтверждать
фактическую уплату налога на соответствующий КБК.
В связи с изложенным зачет переплаты НДС и (или) направление
подлежащей возмещению суммы НДС по реализованным на территории
Российской Федерации товарам (работам, услугам) в счет предстоящих
платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему уплате при
ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории
Республики Беларусь, не осуществляются (письмо ФНС России от
21.06.2006 N 03-2-03/1160).
Вопрос 5. Какие документы должна представить организация в
качестве транспортных, подтверждающих перемещение товаров с
территории государства одной Стороны на территорию государства
другой Стороны, в случае если перевозка товаров осуществлялась
грузобагажом, багажом на железнодорожном транспорте, а также если
доставка товаров осуществлялась представителем организации ручной
кладью?
Пунктом 6 раздела I Положения, являющегося неотъемлемой частью
Соглашения, предусмотрено представление налогоплательщиками в
налоговые органы одновременно с налоговой декларацией документов,
указанных в данном пункте раздела I Положения, в том числе
транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с
территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
При реализации товаров, вывезенных с территории Российской
Федерации на территорию Республики Беларусь, для обоснования
применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее -
НДС) налогоплательщики одновременно с налоговой декларацией
представляют документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II
Положения, в том числе копии транспортных (товаросопроводительных)
документов о перевозке экспортируемого товара.
В случае если перевозка товаров с территории государства одной
Стороны на территорию государства другой Стороны осуществлялась
российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте,
необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N
18-ФЗ перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение
договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная)
или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира,
багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная
квитанция, грузобагажная квитанция).
В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и
грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте,
утвержденными Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30
(зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2002, рег. N 3675) (далее
- Правила перевозки), в подтверждение приема грузобагажа к
перевозке отправителю выдается грузобагажная квитанция,
оформленная на основании его заявления с указанием, в том числе,
наименования грузобагажа.
При получении грузобагажа лицо, уполномоченное на его
получение, расписывается на оборотной стороне дорожной
грузобагажной ведомости.
По просьбе лица, уполномоченного на получение грузобагажа, в
багажном отделении может быть снята копия с дорожной грузобагажной
ведомости, которая заверяется подписью работника багажного
отделения и штемпелем станции (вокзала).
Таким образом, в случае перевозки товаров с территории
государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
грузобагажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в
качестве транспортного документа, предусмотренного для
представления в налоговый орган Положением, может представить
грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную
ведомость (их копию).
В соответствии с Правилами перевозок в подтверждение приема
багажа для перевозки багажным отделением пассажиру на
первоначальной станции отправления выдается одна или несколько
багажных квитанций, в которых указываются, в том числе,
наименование перевозимого багажа, станция назначения, номер
проездного документа (билета).
Таким образом, в случае перевозки товаров с территории
государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны
багажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве
транспортного документа, предусмотренного для представления в
налоговый орган Положением, может представить багажную квитанцию
(ее копию).
В случае отсутствия на багажной квитанции сведений о станции
отправления или маршруте отправки багажа налоговый орган в ходе
налоговой проверки при необходимости проводит соответствующие
мероприятия налогового контроля в целях подтверждения факта
перемещения товара (перевозки багажа) с территории государства
одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в
частности, истребует у налогоплательщика проездной документ
(билет) пассажира, отправившего данный багаж, в котором содержатся
сведения о станции отправления.
В случае если доставка товаров при их реализации в Республику
Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем
налогоплательщика ручной кладью, то, принимая во внимание, что
транспортный документ при таком перемещении товаров не
оформляется, необходимо учитывать следующее.
Согласно абзацу 2 пункту 4 раздела II Положения в случае
непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных
пунктом 2 раздела II Положения, налоговые органы вправе принять
решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки
НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации
товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь, при наличии в налоговых органах
Российской Федерации подтверждения в электронном виде от налоговых
органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в
полном объеме (освобождения от уплаты налогов). При этом Положение
не устанавливает обязанность принятия налоговым органом данного
решения при наличии в налоговом органе указанного подтверждения.
В связи с чем сделать выводы о правомерности либо
неправомерности применения налоговой ставки 0 процентов и
налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о
возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе
(полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на
основании анализа всех имеющихся у налогового органа сведений
(документов), в том числе полученных при проведении мероприятий
налогового контроля.
Таким образом, если налогоплательщиком в обоснование применения
нулевой ставки НДС транспортный документ о перевозке
экспортируемого товара не представлен, в связи с тем, что доставка
товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась
уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью и
транспортный документ при такой доставке не оформляется, и при
этом в налоговом органе имеется подтверждение в электронном виде
от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных
налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов), то с
учетом вышеизложенного налоговый орган принимает соответствующее
решение по проверке на основании результатов анализа всех
имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе
полученных при проведении мероприятий налогового контроля (письмо
ФНС России от 10.05.2006 N 03-2-03/904).
|