Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2006 г. N 8191
-------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 3 августа 2006 г. N 228
О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАБОТЫ, СВЯЗАННОЙ С ЗАЩИТОЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ
В настоящее время вопросы, связанные с комплексным решением
проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию
жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, а
также безопасные и комфортные условия проживания в нем, определены
в качестве приоритетных направлений государственной политики в
жилищном секторе экономики.
В этой связи соответствующая деятельность Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и
ее территориальных органов, связанная с практическим применением
комплекса ограничительных, предупредительных и профилактических
мер, призванных не допустить нарушений соответствующих прав
граждан и ущемление их законных интересов в сфере жилищного
строительства, рассматривается Роспотребнадзором как один из
важнейших элементов государственных гарантий жилищных прав граждан
Российской Федерации.
Между тем работа большинства территориальных органов в
указанном направлении все еще не носит системный характер и явно
не соответствует той социальной значимости проблем, которые имеют
место быть в данной области.
Об этом в первую очередь свидетельствует информация,
представленная самими управлениями, а также их низкая
исполнительская дисциплина в целом.
Так, с нарушением установленного срока, т.е. уже после
15.07.2006, соответствующие сведения представили территориальные
органы Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, Республике
Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми,
Республике Чувашия, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия,
Республике Северная Осетия - Алания, по Приморскому краю,
Белгородской, Брянской, Волгоградской, Магаданской, Самарской,
Псковской, Свердловской и Томской областям, по Усть-Ордынскому
Бурятскому, Ямало-Ненецкому, Ненецкому, Ханты-Мансийскому и
Эвенкийскому автономным округам.
При этом лишь отдельные управления Роспотребнадзора (по
Республике Марий Эл, Ямало-Ненецкому автономному округу,
Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской, Свердловской
областям) представили целостную информацию, позволяющую судить об
инициативном характере работы, связанной с обеспечением защиты
прав потребителей в рассматриваемой сфере правоотношений.
В результате, по сведениям территориальных органов
Роспотребнадзора, в 2005 году и первом полугодии 2006 года в целом
по Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов,
осуществляющих соответствующее привлечение денежных средств
граждан на строительство квартир в многоквартирных жилых домах,
было проведено 196 мероприятий по контролю. Однако при этом во
многих субъектах Российской Федерации, включая города Москву и
Санкт-Петербург, Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия,
Калмыкия, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва и Хакасия, Алтайский,
Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Архангельскую,
Астраханскую, Владимирскую, Ивановскую, Иркутскую,
Калининградскую, Камчатскую, Костромскую, Курскую, Новгородскую,
Орловскую, Омскую, Псковскую, Саратовскую, Сахалинскую,
Смоленскую, Томскую, Ульяновскую и Ярославскую области, а также в
отдельных автономных округах подобные мероприятия вообще не
проводились.
По результатам проверок территориальными органами
Роспотребнадзора было возбуждено лишь 86 дел об административных
правонарушениях - по ч. 2 ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.4, ч. ч. 1, 2 ст.
14.8, ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N
27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855;
2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13;
N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719,
2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N
12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N
23, ст. 2380; N 31, ст. 3452), при этом только в 21 случае в
качестве субъектов административной ответственности в виде штрафа
выступали юридические лица (согласно информации, представленной
управлениями Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, по
Краснодарскому краю, Калужской, Воронежской, Липецкой, Московской
и Свердловской областям).
За тот же период времени в территориальные органы
Роспотребнадзора по различным аспектам защиты прав граждан в сфере
долевого строительства жилья поступило 402 обращения, но только в
41 случае заявителям в рамках процессуальных требований
гражданского судопроизводства была оказана практическая помощь,
связанная с подготовкой и предъявлением соответствующего иска в
суд (управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан,
Республике Бурятия, Республике Коми, Ямало-Ненецкому автономному
округу, Краснодарскому и Хабаровскому краям, Амурской,
Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Смоленской,
Тюменской и Кировской областям). Лишь в 28 случаях территориальные
органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (по Республике Башкортостан,
Ямало-Ненецкому автономному округу, Амурской, Волгоградской,
Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской,
Свердловской, Тюменской и Калининградской областям) вступали в
судебные процессы для дачи заключения по делу в целях защиты прав
потребителей, что свидетельствует о явно недостаточном
использовании с их стороны соответствующих полномочий,
закрепленных статьей 47 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 46, ст. 4532). При этом отмечается отсутствие
наработанной практики судебной защиты потребителей в тех регионах,
где нарушение прав граждан в сфере жилищного строительства носит
наиболее массовый и систематический характер (г. Москва,
Московская область).
Все это, наряду с неоднозначной в целом судебной практикой
разрешения споров в рассматриваемой области, основанной, в первую
очередь, на различных подходах к определению правовой природы
соответствующих отношений с точки зрения предмета договора,
значительно подрывает веру населения в саму возможность добиться
действенной и эффективной защиты своих нарушенных прав за счет
практической реализации законодательства о защите прав
потребителей, государственный контроль и надзор за соблюдением
которого возложен на Федеральную службу, что объективно требует
принятия со стороны Роспотребнадзора действенных мер, направленных
на достижение качественно нового уровня соответствующей работы.
На основании изложенного и руководствуясь п. 9.7 Положения о
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006,
N 22, ст. 2337), приказываю:
1. Управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской
Федерации, руководствуясь положениями, закрепленными п. 9 ст. 4 и
п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации", в редакции Федерального закона от
18.07.2006 N 111-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287),
активизировать в пределах компетенции работу по применению
предусмотренных законодательством Российской Федерации мер
ограничительного, предупредительного и профилактического
характера, направленных на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений прав потребителей в сфере строительства многоквартирных
домов, в связи с чем:
1.1. Во втором полугодии 2006 года провести анализ договоров,
заключенных организациями-застройщиками и (или) иными
хозяйствующими субъектами с гражданами, предметом которых является
строительство для них с последующей передачей в собственность
жилых помещений, предназначенных для личных, семейных, домашних и
иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, на предмет выявления в этих договорах условий,
ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами,
установленными действующим законодательством, с последующим
привлечением виновных лиц к административной ответственности по ч.
2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях;
1.2. Повысить эффективность работы, связанной с судебной
защитой прав потребителей, за счет более действенной реализации
соответствующих функций в рамках полномочий, закрепленных за
государственными органами статьями 46 и 47 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации;
1.3. Обеспечить, принимая во внимание соответствующие положения
п. 17 ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и
о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации", необходимое взаимодействие по вопросам
защиты прав потребителей с контролирующими органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными
осуществлять государственный контроль и надзор в области долевого
строительства многоквартирных домов;
1.4. Представить по итогам работы за 2006 год в срок до 20
января 2007 года в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" для последующего обобщения документированную
информацию (на электронном и бумажном носителе (согласно
приложению)), характеризующую результаты проделанной работы в
указанной области (с приложением (при наличии) копий направленных
в суд заключений по делам и принятых судебных постановлений).
2. Управлению защиты прав потребителей обеспечить необходимое
информационно-методическое сопровождение деятельности
территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации по реализации ими функций, связанных с защитой прав
потребителей в досудебном, административном и судебном порядке.
3. Территориальным органам Роспотребнадзора по г. Москве и
Московской области в месячный срок по согласованию с органами
государственной исполнительной власти г. Москвы и Московской
области определить приоритетные направления работы, связанной с
обеспечением защиты прав граждан в сфере долевого строительства
жилья, после чего представлять в Роспотребнадзор информацию,
предусмотренную п. 1.3 настоящего Приказа, до 10 числа каждого
месяца.
4. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" обобщить
информацию, предусмотренную п. 1.3 настоящего Приказа, и
представить ее в Роспотребнадзор в срок до 10 февраля 2007 года.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
к Приказу Роспотребнадзора
от 03.08.2006 N 228
Деятельность Территориального управления Роспотребнадзора
по контролю за соблюдением законодательства о защите прав
потребителей в сфере долевого строительства жилья
--------------------T------T------T----------T-----T------T------T-----T------T------T------T------T------T------T------T------¬
¦Количество обраще- ¦Коли- ¦Всего ¦ В том ¦Всего¦Возбу-¦Выне- ¦Число¦Общая ¦Общая ¦Обжа- ¦Отме- ¦Подано¦На- ¦Удов- ¦Устра-¦
¦ний, находившихся в¦чество¦прове-¦ числе: ¦выяв-¦ждено ¦сено ¦вы- ¦сумма ¦сумма ¦ловано¦нено ¦иско- ¦прав- ¦летво-¦нено ¦
¦работе в отчетном ¦кон- ¦дено ¦ ¦лено ¦дел об¦поста-¦дан- ¦нало- ¦взы- ¦в су- ¦поста-¦вых ¦лено в¦рено ¦нару- ¦
¦периоде (без учета ¦суль- ¦меро- ¦ ¦нару-¦адми- ¦новле-¦ных ¦женных¦скан- ¦дах ¦новле-¦заяв- ¦суд ¦иско- ¦шений ¦
¦устных) ¦таций ¦прия- ¦ ¦шений¦нист- ¦ний о ¦пред-¦штра- ¦ных ¦поста-¦ний о ¦лений ¦заклю-¦вых ¦в сфе-¦
+------T------------+на ¦тий по+-----T----+ ¦ратив-¦при- ¦став-¦фов ¦(упла-¦новле-¦при- ¦в ¦чений ¦заяв- ¦ре за-¦
¦всего ¦ из них: ¦устные¦кон- ¦пла- ¦вне-¦ ¦ных ¦влече-¦лений¦(руб.)¦чен- ¦ний о ¦влече-¦защиту¦по де-¦лений ¦щиты ¦
¦ +------T-----+обра- ¦тролю ¦новые¦пла-¦ ¦право-¦нии к ¦ ¦ ¦ных) ¦при- ¦нии к ¦неоп- ¦лам в ¦в за- ¦прав ¦
¦ ¦заре- ¦заре-¦щения ¦ ¦ ¦но- ¦ ¦нару- ¦адми- ¦ ¦ ¦штра- ¦влече-¦адми- ¦реде- ¦целях ¦щиту ¦потре-¦
¦ ¦гист- ¦гист-¦ ¦ ¦ ¦вые ¦ ¦шениях¦нист- ¦ ¦ ¦фов ¦нии к ¦нист- ¦ленно-¦защиты¦неоп- ¦бите- ¦
¦ ¦риро- ¦риро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ратив-¦ ¦ ¦(руб.)¦адми- ¦ратив-¦го ¦прав ¦реде- ¦лей ¦
¦ ¦ванных¦ван- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной ¦ ¦ ¦ ¦нист- ¦ной ¦круга ¦потре-¦ленно-¦(из ¦
¦ ¦в пре-¦ных в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ответ-¦ ¦ ¦ ¦ратив-¦ответ-¦лиц ¦бите- ¦го ¦графы ¦
¦ ¦дыду- ¦от- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ствен-¦ ¦ ¦ ¦ной ¦ствен-¦ ¦лей ¦круга ¦8) ¦
¦ ¦щих ¦чет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности ¦ ¦ ¦ ¦ответ-¦ности ¦ ¦ ¦лиц ¦ ¦
¦ ¦перио-¦ном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дах ¦пе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦риоде¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------+-----+------+------+-----+----+-----+------+------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦
+------+------+-----+------+------+-----+----+-----+------+------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------+-----+------+------+-----+----+-----+------+------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------+-----+------+------+-----+----+-----+------+------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------+-----+------+------+-----+----+-----+------+------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+------+-----+------+------+-----+----+-----+------+------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------+------+-----+------+------+-----+----+-----+------+------+-----+------+------+------+------+------+------+------+-------
|