ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 августа 2006 г. N 08-420/27137
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Направляем "Рекомендации Всероссийского совещания по проблемам
гражданской обороны и защиты населения руководителям федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организациям (21 июня 2006 г.)" (далее - Рекомендации).
Прошу принять к руководству и организовать работу по исполнению
Рекомендаций в части, касающейся таможенных органов и учреждений,
находящихся в ведении ФТС России.
Начальник Главного управления
тылового обеспечения,
майор таможенной службы
С.Г.КОМЛИЧЕНКО
РЕКОМЕНДАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯМ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯМ
(21 ИЮНЯ 2006 Г.)
Заслушав и обсудив доклад Министра Российской Федерации С.К.
Шойгу на тему: "Состояние и основные задачи повышения готовности
гражданской обороны в современных социально-экономических
условиях", участники Всероссийского совещания отмечают, что в
современных условиях гражданская оборона сохраняет важное значение
в области оборонного строительства и обеспечения безопасности
государства.
В настоящее время гражданская оборона осуществляет мероприятия
по защите населения, материальных и культурных ценностей как от
опасностей военного времени, так и от опасностей, возникающих при
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Для этих целей в основном сформированы необходимые
законодательные и нормативные правовые основы гражданской обороны.
Утверждены Президентом Российской Федерации "Основы единой
государственной политики в области гражданской обороны на период
до 2010 года".
Совершенствуется система управления и оповещения гражданской
обороны. Осуществляется ее интеграция в единую систему
государственного и военного управления на основе внедрения
современных технических средств и унификации структурных
элементов. Организовано создание первой очереди плотной зоны
Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения
населения в местах массового пребывания людей.
Организованы подготовительные мероприятия по повышению
защищенности критически важных для национальной безопасности
объектов от угроз природного и техногенного характера и
террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые
средства индивидуальной и коллективной защиты.
Развиваются силы гражданской обороны на основе оптимизации
организационно-штатной структуры, оснащения современной техникой,
вооружением и другими материальными средствами, а также внедрения
передовых технологий ведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ. Предприняты шаги по созданию и организации
деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований.
Выполняются плановые мероприятия по поддержанию в готовности войск
гражданской обороны.
Создана система обучения всех категорий населения в области
гражданской обороны, в том числе подготовки руководящего состава и
специалистов гражданской обороны на основе внедрения современных
обучающих методик и технических средств.
В целом состояние гражданской обороны обеспечивает реализацию
национальных интересов, безопасность страны, укрепление оборонного
потенциала и повышение эффективности защиты населения,
материальных и культурных ценностей от угроз военного времени и
при чрезвычайных ситуациях.
Вместе с тем в связи с сохранением рисков возникновения
крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов и
террористических проявлений, наличием проблем повышения готовности
органов управления, сил и средств гражданской обороны, а также
реализации специальных мероприятий защиты населения и повышения
устойчивости функционирования объектов экономики для эффективного
противодействия всему спектру опасностей необходимо создание
оптимальной по структуре и возможностям системы гражданской
обороны, а также внедрение новых подходов к формированию сил
гражданской обороны и перспективных методов и форм выполнения
защитных мероприятий.
В целях дальнейшего развития гражданской обороны с учетом
уровня потенциальных опасностей возникновения чрезвычайных
ситуаций, угроз военного и террористического характера
Всероссийское совещание рекомендует:
1. Считать вопросы организации и ведения гражданской обороны
одним из основных направлений деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности
населения.
Продолжить развитие системы гражданской обороны, всецело
ориентированной на защиту жизненно важных интересов страны и
решение задач в рамках национальных приоритетов, определенных в
Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации на 2006 год. Не утрачивая былого
стратегического значения и военно-оборонной сущности, гражданская
оборона должна обрести большую социальную направленность. Основной
ее целевой установкой должно стать сохранение жизни человека и
среды его обитания.
2. МЧС России совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации:
продолжить работу по совершенствованию системы нормативных
правовых актов в области гражданской обороны, регламентирующих
формирование нового облика гражданской обороны в Российской
Федерации, созданию эффективной системы управления гражданской
обороной, разработке социально ориентированных механизмов
внедрения новых технологий и способов защиты населения;
разработать в установленном порядке Положение о гражданской
обороне в Российской Федерации;
обеспечить выполнение Федеральной целевой программы "Снижение
рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года",
оказать методическую помощь органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по разработке региональных целевых
программ повышения готовности гражданской обороны и защиты
населения;
осуществить подготовительные мероприятия по формированию нового
облика сил гражданской обороны в соответствии с решениями Совета
Безопасности Российской Федерации и поручениями Президента
Российской Федерации;
продолжить работу по созданию Национального центра управления в
кризисных ситуациях единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
разработать систему мер по внедрению элементов аудита в области
гражданской обороны и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
направленных на существенное снижение уровня коррупциогенности в
этой сфере;
создать Общероссийскую комплексную систему информирования и
оповещения населения в местах массового пребывания людей в целях
формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;
осуществить меры по улучшению качества подготовки руководящего
состава и обучения населения в области гражданской обороны в
рамках задач, предусмотренных Национальным проектом "Образование";
осуществить меры по повышению готовности ресурсов гражданской
обороны для защиты населения, провести оценку состояния и
содержания запасов средств индивидуальной защиты, приборов
радиационной, химической разведки и контроля и на ее основе
разработать концепцию программы замены устаревших образцов на
современные;
уделить особое внимание внедрению современных технологий и
способов защиты населения, а также повышению эффективности
использования ресурсов гражданской обороны для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
принять меры по поддержанию в готовности существующих защитных
сооружений гражданской обороны и созданию необходимых условий для
строительства быстровозводимых убежищ;
выполнить комплекс мероприятий по совершенствованию и
модернизации стационарных пунктов управления территориальных
органов МЧС России;
продолжить работы по совершенствованию системы связи и
оповещения населения по сигналам гражданской обороны;
развивать международное сотрудничество в области гражданской
обороны;
осуществить комплекс научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ в целях разработки и внедрения передовых
технических средств и технологий выполнения задач гражданской
обороны и защиты населения;
выполнить мероприятия по оснащению органов управления и сил
гражданской обороны современным имуществом, оборудованием и
специальной техникой;
провести комплекс работ по подготовке спасательных служб
гражданской обороны, внедрению специальных мероприятий защиты
населения и разработке методов проведения эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей из крупных городов, в том
числе г. г. Москвы и Санкт-Петербурга;
внедрить комплекс технологического оснащения личного состава
нештатных аварийно-спасательных формирований, в том числе для
действий в условиях радиационного, химического и биологического
заражения (загрязнения);
осуществить работы по созданию и внедрению технологий
информационного обеспечения, геоинформационной системы и системы
поддержки предприятий при решении задач гражданской обороны и
защиты населения;
внедрить современные методы, технические средства и технологии
для подготовки детей, учащихся и студентов по вопросам гражданской
обороны и защиты населения;
выполнить мероприятия по созданию мобильных пунктов управления
территориальных органов МЧС России и модернизации защитных
сооружений гражданской обороны;
осуществить меры по снижению смертности населения за счет
повышения качества мероприятий гражданской обороны и защиты
населения в целях решения демографической проблемы.
3. Федеральным органам исполнительной власти:
продолжить разработку, утверждение и доведение требований
нормативных актов в области гражданской обороны до
подведомственных организаций;
осуществить мероприятия по подготовке к реализации планов
гражданской обороны и защиты населения, организовать проведение
мероприятий гражданской обороны, включая подготовку необходимых
сил и средств, в соответствии с современными требованиями;
принять дополнительные меры, направленные на сохранение
объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время;
завершить работу по созданию и повышению готовности нештатных
аварийно-спасательных формирований и спасательных служб
гражданской обороны к выполнению задач гражданской обороны и
защиты населения;
организовать выполнение мероприятий по совершенствованию и
поддержанию в состоянии постоянной готовности систем управления,
оповещения и связи гражданской обороны, реконструкции пунктов
управления и модернизации систем централизованного оповещения
гражданской обороны на базе технических средств нового поколения;
обеспечить реализацию требований инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны, обратив особое внимание на
поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;
принять меры по своевременному освежению запасов средств
индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки
и дозиметрического контроля, улучшению условий их хранения и
обеспечению контроля за техническим состоянием;
обеспечить повышение качества подготовки по вопросам
гражданской обороны должностных лиц, специалистов и работников,
входящих в состав нештатных аварийно-спасательных формирований, с
использованием современных средств и методов обучения;
продолжить работу по созданию в целях гражданской обороны
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств.
4. Органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления и организациям:
продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых и
методических документов в области гражданской обороны в субъектах
Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;
принять дополнительные меры по совершенствованию и поддержанию
в состоянии постоянной готовности систем управления и связи
гражданской обороны, реконструкции пунктов управления и
модернизации систем централизованного оповещения гражданской
обороны на базе технических средств нового поколения;
предусмотреть создание региональных центров управления в
кризисных ситуациях в субъектах Российской Федерации, сопряженных
с Национальным центром управления в кризисных ситуациях, единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и гражданской обороны;
обеспечить продолжение работ по переходу с 2008 года службы
спасения на единый телефонный номер "112";
продолжить реализацию комплекса мер, направленных на защиту
населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;
продолжить работу по повышению эффективности защиты населения и
населенных пунктов от пожаров, а также по решению вопросов поиска
и спасания людей на водных объектах;
разработать и приступить к реализации региональных
(муниципальных) целевых программ (планов) в целях готовности
гражданской обороны и защиты населения;
обеспечить создание нештатных аварийно-спасательных
формирований и спасательных служб гражданской обороны с учетом их
достаточности и адекватности современным угрозам;
обеспечить реализацию выполнения требований инженерно-
технических мероприятий гражданской обороны;
организовать разработку и реализацию программ (планов)
поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны,
а также создание единого реестра защитных сооружений гражданской
обороны;
продолжать внедрение принципа двойного использования средств
коллективной защиты, который предполагает, с одной стороны,
возможность их своевременного применения в случае необходимости по
назначению, а с другой - эксплуатацию в мирное время для социально
значимых целей;
продолжить работу по созданию в целях гражданской обороны
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств;
принять меры по обеспечению освежения запасов средств
индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки
и дозиметрического контроля, улучшению условий их хранения и
обеспечению контроля за техническим состоянием, а также
осуществить комплексную оценку имущества гражданской обороны;
провести комплекс подготовительных мероприятий по обеспечению
готовности эвакуационных органов к осуществлению эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений,
совершенствованию инфраструктуры районов эвакуации для
первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
разработать систему контроля за проведением мероприятий по
повышению устойчивости функционирования экономики в военное время;
обеспечить повышение качества подготовки по вопросам
гражданской обороны должностных лиц, специалистов, работников,
входящих в состав нештатных аварийно-спасательных формирований и
населения с использованием современных средств и методов обучения.
6. Признать целесообразным увеличение объемов финансирования
мероприятий по гражданской обороне из федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления для повышения готовности гражданской обороны
Российской Федерации на уровне, адекватном военным угрозам,
угрозам возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и террористическим
проявлениям.
|