ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2006 года
Дело N 83-Г06-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Меркулова В.П.,
Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению М.
о признании противоречащими федеральному законодательству и
частично не действующими некоторых положений постановления
администрации Брянской области N 537 "О предоставлении субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг" по кассационной жалобе М. на
решение Брянского областного суда от 10 мая 2006 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., возражения на кассационную жалобу представителя
администрации Брянской области Зубаревой К.В., заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой
Н.Ю. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
М. просил суд признать противоречащими федеральному
законодательству и не действующими частично п. 1 и п. 6 пп. "г"
постановления администрации Брянской области "О предоставлении
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" N 537 от 29.10.2004
(в редакции постановления администрации Брянской области от
26.12.2005 N 680).
В п. 1 постановления N 537 указано: "субсидии на оплату жилья и
коммунальных услуг предоставляются гражданам Брянской области в
соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики"...". Однако ФЗ "Об основах
федеральной жилищной политики" утратил силу с 1 марта 2005 года.
Пункт 6 пп. "г" устанавливает, что "документы, подтверждающие
доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при
решении вопроса о предоставлении субсидии", противоречит ст. ст. 2
и 3 ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода
семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их
малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" N 44-
ФЗ от 05.04.2003, определяющим, что учет доходов и расчет
среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина производится на основании сведений о составе семьи,
доходах членов семьи и одиноко проживающего гражданина и
принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в
заявлении об оказании государственной социальной помощи. При этом
орган социальной защиты населения вправе проверить сведения,
указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной
социальной помощи. Вместе с тем Федеральный закон не требует от
гражданина, обратившегося за оказанием ему государственной
социальной помощи, кроме заявления, паспорта или иного документа,
удостоверяющего его личность, никаких документов, подтверждающих
его доходы и доходы всех членов его семьи, которые учитываются при
решении вопроса о предоставлении субсидии. Пункт 36 Постановления
Правительства РФ N 761 от 14.12.2005 "О предоставлении субсидий на
оплату жилого помещение и коммунальных услуг" также указывает, что
если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-
либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и
индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут
самостоятельно их декларировать в заявлении.
Решением Брянского областного суда от 10 мая 2006 года
постановлено: заявление М. удовлетворить частично. Пункт 1
Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации
Брянской области N 537 от 29.10.2004 (в редакции постановления
администрации Брянской области N 680 от 26.12.2005), в части
ссылки на Закон Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики" признать противоречащим федеральному
законодательству и не действующим со дня вступления в законную
силу решения суда.
В остальной части заявление М. оставить без удовлетворения.
В кассационной жалобе М. просит решение суда в части отказа в
удовлетворении требований о признании отменить ввиду неправильного
применения судом норм материального права и существенных нарушений
норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч. ч. 1 и 7 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, в
случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта
нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета
субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-
коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной
статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой
доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов
нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета
субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально
допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются
субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом
ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая
доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным
коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к
прожиточному минимуму.
Порядок определения размера субсидий и порядок их
предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов,
условия приостановки и прекращения предоставления субсидий,
порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления
совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления
субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ 14.12.2005 за N 761 утверждены
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 ЖК РФ
и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации в
соответствии с п. 8 пп. "г", которым для получения субсидии
граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности,
оформленной в соответствии с законодательством Российской
Федерации, должны представить в уполномоченный орган по месту
постоянного жительства помимо заявления о предоставлении субсидии
в том числе и "документы, подтверждающие доходы заявителя и членов
его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении
субсидии".
Названные нормы фактически в полном объеме содержатся в
оспариваемом заявителем пункте 6 пп. "г" Положения о
предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг, утвержденного постановлением администрации Брянской области
N 537.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении
заявленных требований в этой части сделан правильно, что
убедительно мотивировано в решении суда.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу, сводятся
к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности
постановленного решения.
Нормы Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета
среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина для признания их малоимущими и оказания им
государственной социальной помощи" N 44-ФЗ от 05.04.2003,
устанавливающие порядок учета доходов и расчета среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для
признания их малоимущими и оказания им государственной социальной
помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от
24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской
Федерации", не регулируют отношения в области предоставления
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Вопросы взыскания в пользу заявителя судебных расходов в части
удовлетворенных требований разрешены судом в порядке ст. 201 ГПК
РФ.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в
кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Законность и обоснованность решения суда Судебная коллегия
проверила исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Брянского областного суда от 10 мая 2006 года оставить
без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
|