Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2006 г. N 8291
-------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 1 августа 2006 г. N 171
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ЦУНАМИ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В целях реализации положений Постановления Правительства
Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 12.01.2004, N 2,
ст. 121) и Постановления Правительства Российской Федерации от
27.05.2005 N 335 "О внесении изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 06.06.2005, N 23,
ст. 2269) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды разработано Положение о функциональной подсистеме
предупреждения о цунами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с завершением согласования документа с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и
организациями, а также с администрациями субъектов Российской
Федерации Дальневосточного региона приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Положение о функциональной
подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
Положение).
2. Государственным учреждениям Камчатское (М.И. Ишонин),
Приморское (Б.В. Кубай) и Сахалинское (В.А. Лепехов) управления по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - УГМС)
Росгидромета совместно с территориальными органами Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Геофизической службы
Российской академии наук, Министерства информационных технологий и
связи Российской Федерации, подразделениями органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе,
предназначенными для решения задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в трехмесячный срок привести
в соответствие с Положением инструкции и положения,
регламентирующие деятельность УГМС по предупреждению о цунами, с
утверждением их администрациями субъектов Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя
Руководителя Росгидромета А.В. Фролова.
Руководитель Росгидромета
А.И.БЕДРИЦКИЙ
Утверждено
Приказом Федеральной
службы по гидрометеорологии
и мониторингу
окружающей среды
от 01.08.2006 N 171
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ЦУНАМИ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее Положение определяет организацию, состав и порядок
функционирования функциональной подсистемы предупреждения о цунами
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - ФП РСЧС-ЦУНАМИ).
2. ФП РСЧС-ЦУНАМИ предназначена для выполнения задач по
предупреждению органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и
населения Дальневосточного региона об угрозе цунами в целях
обеспечения безопасности населения и хозяйственной деятельности в
прибрежных районах и уменьшения возможного ущерба от цунами.
3. Основными задачами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
непрерывное наблюдение за сейсмической и гидрофизической
обстановкой в Тихом океане и Дальневосточных морях в целях
обнаружения подводных землетрясений и регистрации цунами;
расчет характеристик цунами;
своевременное предупреждение органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, местного самоуправления,
организаций (предприятий) и населения Дальневосточного региона об
угрозе цунами и оповещение об отмене угрозы цунами;
поддержание необходимого уровня технического оснащения
элементов подсистемы, обеспечивающего своевременное получение
достоверной информации о цунами, ее обработку и передачу по
каналам связи согласно установленным схемам;
цунамирайонирование территорий и выдача рекомендаций по
безопасной деятельности в прибрежной зоне Дальнего Востока России;
обучение и подготовка населения к действиям при чрезвычайных
ситуациях, вызванных цунами;
осуществление взаимодействия с зарубежными службами
предупреждения о цунами в Тихоокеанском регионе.
4. Порядок функционирования ФП РСЧС-ЦУНАМИ определяется
Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994,
N 35, ст. 3648), Положением о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 (в редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 27.05.2005 N 335), настоящим Положением, нормативными
актами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, Российской академии наук (далее - РАН),
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий,
Министерства информационных технологий и связи Российской
Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в Дальневосточном регионе.
5. Функционирование ФП РСЧС-ЦУНАМИ обеспечивается Росгидрометом
совместно с Геофизической службой РАН, МЧС России, Мининформсвязи
России, администрациями субъектов Российской Федерации
Дальневосточного региона.
6. ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционирует на региональном уровне.
7. Координационными органами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в Дальневосточном регионе, обеспечивающие
координацию деятельности территориальных органов Росгидромета,
Геофизической службы РАН, МЧС России, Мининформсвязи России,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций в Дальневосточном
регионе при решении задач в области предупреждения о цунами.
8. Постоянно действующими органами управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ
являются территориальные органы Росгидромета, МЧС России,
Геофизической службы РАН, Мининформсвязи России и подразделения
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
Дальневосточном регионе, предназначенные для решения задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
9. Органами повседневного управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
центры предупреждения о цунами и дежурные смены территориальных
управлений Росгидромета;
центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов
МЧС России в Дальневосточном регионе;
информационные центры, дежурные (дежурно-диспетчерские службы)
территориальных органов Геофизической службы РАН, МЧС России,
Мининформсвязи России, администраций субъектов Российской
Федерации в Дальневосточном регионе;
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
10. К силам и средствам ФП РСЧС-ЦУНАМИ относятся центры цунами,
дежурные смены территориальных управлений, морские
гидрометеостанции и посты Росгидромета, сейсмические станции
Геофизической службы РАН, организации Мининформсвязи России,
центры управлений в кризисных ситуациях Дальневосточного
регионального центра МЧС России и главных управлений МЧС России по
Сахалинской, Камчатской областям и Приморскому краю, дежурно-
диспетчерские службы администраций субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований в Дальневосточном регионе.
11. Управление и информационное обеспечение в ФП РСЧС-ЦУНАМИ
осуществляется с использованием систем связи и оповещения,
представляющих собой организационно-техническое объединение сил,
средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи
общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих
доведение информации и сигналов оповещения до органов управления,
сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ и населения.
12. Проведение мероприятий по предупреждению о цунами на
региональном уровне ФП РСЧС-ЦУНАМИ осуществляется на основе планов
действий (инструкций), утвержденных органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе.
13. При отсутствии угрозы возникновения цунами органы
управления и силы ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционируют в режиме
повседневной деятельности (круглосуточного дежурства и наблюдения
за сейсмической и гидрофизической обстановкой).
Решениями руководителей органов управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ для
органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ может устанавливаться:
а) режим повышенной готовности - при угрозе и возникновении
цунамигенного сейсмического явления;
б) режим чрезвычайной ситуации - при угрозе и возникновении
цунами.
14. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и
силами ФП РСЧС-ЦУНАМИ, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение сейсмического и гидрофизического состояния
Тихоокеанского бассейна;
сбор, обработка, обмен и распространение в установленном
порядке информации о сейсмической и гидрофизической обстановке в
Тихоокеанском регионе;
разработка схем доведения сигналов предупреждения и оповещений
о цунами, инструкций и нормативов по их передаче;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и
мер в области предупреждения о цунами, а также по
совершенствованию ФП РСЧС-ЦУНАМИ;
планирование действий органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ,
организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка сотрудников к действиям в чрезвычайных ситуациях,
обусловленных цунами;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
цунами;
проведение в пределах своих полномочий государственной
экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и
территорий от цунами;
ведение статистической отчетности о подводных землетрясениях и
цунами;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за сейсмической и гидрофизической обстановкой
в бассейне Тихого океана, в том числе по информации центров
международной системы предупреждения о цунами;
введение при необходимости круглосуточного дежурства
руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП РСЧС-
ЦУНАМИ на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача в установленном порядке
информации соответствующим постоянно действующим органам
управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ о состоянии сейсмической и
гидрофизической обстановки в Тихоокеанском бассейне;
уточнение планов действий, проверка и уточнение схем доведения
сигналов предупреждения и оповещений о цунами, инструкций и
нормативов по их передаче и иных документов;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
подготовка и передача предупреждений о цунами согласно
утвержденным схемам, определение окончания угрожаемого периода и
отмена предупреждения о цунами;
непрерывные наблюдения за уровнем моря и сейсмической
обстановкой в Тихоокеанском регионе;
наблюдение за прохождением цунами по данным изменения уровня
моря в пунктах наблюдений или иными средствами;
расчет распространения волн цунами и их характеристик, оценка
степени опасности цунами;
оповещение руководителей заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, а также населения о развитии сейсмической и
гидрофизической ситуации, тенденции ее изменения, интенсивности и
предполагаемых сроках окончания явления цунами;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с
заинтересованными органами и организациями в Дальневосточном
регионе по вопросам предупреждения о цунами.
15. Функции федеральных органов исполнительной власти и
организаций, осуществляющих совместную деятельность в рамках ФП
РСЧС-ЦУНАМИ.
15.1. Росгидромет обеспечивает:
разработку предложений по реализации государственной политики в
области предупреждения о цунами;
информирование Правительства Российской Федерации об угрозе
возникновения, фактах, характеристиках и проявлениях цунами на
территориях;
общее руководство деятельностью ФП РСЧС-ЦУНАМИ и осуществление
контроля выполнения задач по предупреждению о цунами;
организацию непрерывных наблюдений за уровнем моря для
обнаружения волн цунами;
наблюдение за распространением цунами по данным
непосредственной регистрации изменения уровня моря и других
гидрофизических параметров;
своевременное предупреждение по данным сейсмических и
гидрометеорологических станций России, а также зарубежных служб
предупреждения о цунами соответствующих органов исполнительной
власти Дальневосточного региона, предприятий, организаций и
учреждений в Сахалинской и Камчатской областях и Приморском крае о
вероятном возникновении цунами при подводных землетрясениях в
дальней зоне, т.е. в районах Тихого океана, расположенных на
удалении свыше 1000 км от сейсмостанции Петропавловска-Камчатского
и свыше 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска;
выпуск предупреждений об угрозе цунами в случаях обнаружения
цунами по данным наблюдений за уровнем моря;
расчет распространения волн цунами и их характеристик,
определение окончания угрожаемого периода и отмену предупреждений
о цунами, в том числе объявленных Геофизической службой РАН;
оперативное и научно-методическое взаимодействие со службами
предупреждения о цунами зарубежных стран в рамках участия России в
Международной системе предупреждения о цунами в Тихом океане,
действующей под эгидой Межправительственной океанографической
комиссии (МОК) ЮНЕСКО;
организацию и деятельность центров предупреждения о цунами в
Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке;
накопление, анализ и обобщение информации о цунами;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, связанных с изучением гидрофизических условий
распространения цунами и созданием системы наблюдения за
распространением цунами в открытом океане и у побережья;
распространение среди населения приморских районов Дальнего
Востока знаний о цунами.
15.2. Территориальные органы МЧС России:
участвуют в пределах своей компетенции в информировании
населения через средства массовой информации и по иным каналам о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, вызванных
цунами, по данным, полученным от организаций Росгидромета и
Геофизической службы РАН;
организует при необходимости совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
Дальневосточном регионе мероприятия по эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей и проведение других неотложных
работ, направленных на защиту населения и уменьшение ущерба от
цунами;
организуют и осуществляют работы по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, вызываемых цунами;
организуют методическое руководство и контроль при решении
вопросов по обучению населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций.
15.3. Геофизическая служба РАН обеспечивает:
наблюдение за подводными землетрясениями в районах Тихого
океана и своевременное определение вероятности возникновения
цунами в результате этих землетрясений;
представление по заявкам органов власти и заинтересованных
организаций расчетных данных о вероятных, в том числе максимально
возможных, зонах затопления на Дальневосточном побережье России в
результате цунами;
своевременное предупреждение органов власти, а также
предприятий, организаций и учреждений в Сахалинской и Камчатской
областях и Приморском крае о вероятном возникновении цунами, по
данным сейсмических станций, при подводных землетрясениях и других
сейсмических цунамигенных явлениях в Тихом океане в ближней зоне
непосредственно у берегов России в Японском, Охотском и Беринговом
морях и районах Тихого океана, расположенных в пределах до 1000 км
от сейсмостанции Петропавловска-Камчатского и до 3000 км от
сейсмостанции Южно-Сахалинска;
передачу органам Росгидромета информации о времени, месте и
магнитуде подводного землетрясения в любом районе Тихого океана не
позднее 10 минут с момента регистрации землетрясения в ближней
зоне и 20 минут - в дальней зоне;
проведение (совместно с учреждениями РАН) научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на
изучение сейсмических процессов, вызывающих цунами, процессов
возбуждения цунами и трансформации их при распространении, а также
осуществление разработки и совершенствование научно-методических
основ прогноза цунами;
цунамирайонирование территорий и выдача заинтересованным
органам управления, предприятиям и организациям рекомендаций о
безопасной деятельности в прибрежной зоне на цунамиопасных
территориях (совместно с научными учреждениями Российской академии
наук и Росгидромета).
15.4. Мининформсвязи России, Россвязь, операторы связи:
15.4.1. Мининформсвязи России, Россвязь:
принимают участие в разработке и согласовании общих схем
оповещения о цунами, инструкций и нормативов времени по передаче
сигналов и сообщений об угрозе цунами;
контролируют работу средств оповещения и связи, координируют
работу по передаче сигналов и сообщений ФП РСЧС-ЦУНАМИ абонентам;
15.4.2. Операторы связи:
принимают участие в разработке схем оповещения о цунами;
обеспечивают своевременную передачу сигналов и сообщений ФП
РСЧС-ЦУНАМИ абонентам, в соответствии со схемами оповещения о
цунами;
обеспечивают на договорных условиях предоставление в аренду
каналов связи для работы ФП РСЧС-ЦУНАМИ (при наличии технической
возможности);
осуществляют поддержание в готовности средств оповещения и
связи ФП РСЧС-ЦУНАМИ, передаваемых им на эксплуатационно-
техническое обслуживание;
обеспечивают прием, передачу и доставку специальных телеграмм с
информацией ФП РСЧС-ЦУНАМИ.
15.5. Администрации субъектов Российской Федерации в
Дальневосточном регионе обеспечивают:
разработку схем доведения предупреждений об угрозе цунами до
населения, предприятий, учреждений и организаций;
разработку и утверждение правил хозяйственной деятельности,
застройки и заселения зон побережья, которые могут быть подвержены
воздействию цунами, систематический контроль выполнения этих
правил;
принятие оперативных мер по эвакуации населения и ценного
имущества из опасных зон побережья при угрозе возникновения
цунами;
своевременное оповещение и информирование населения об угрозе
возникновения или о возникновении цунами;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
16. Финансовое обеспечение функционирования ФП РСЧС-ЦУНАМИ и
мероприятий по предупреждению о цунами осуществляется за счет
средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей)
имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|