ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2006 года
Дело N 55-Г06-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Емышевой В.А.,
судей Соловьева В.Н.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 26 июля 2006 г. дело по
заявлению прокурора Республики Хакасия о признании приложений N 9,
11 в части к Закону Республики Хакасия от 22 декабря 2005 года N
100-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год"
противоречащими федеральному законодательству, недействующими по
кассационному представлению прокурора на решение Верховного Суда
Республики Хакасия от 3 мая 2006 г., которым в удовлетворении
заявленных им требований было отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Соловьева В.Н., объяснения представителя Правительства Республики
Хакасия Боярского М.Г., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А, не поддержавшей
доводы представления и полагавшей решение суда обоснованным,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
Верховным Советом Республики Хакасия 22 декабря 2005 года
принят Закон Республики Хакасия N 100-ЗРХ "О республиканском
бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (далее - Закон Республики
Хакасия). Текст Закона Республики Хакасия опубликован в бюллетене
"Вестник Хакасии" от 27 декабря 2005 года N 68.
Пунктом 2 статьи 28 Закона Республики Хакасия утверждены виды
расходов и нормативы финансирования на социальную поддержку детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их
числа согласно приложению 9 к настоящему Закону.
Приложением N 9 к Закону Республики Хакасия утверждены размеры
расходов на полное государственное обеспечение детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан и в
образовательных учреждениях (питание, одежда, обувь, мягкий
инвентарь, медицинское обслуживание) по возрастным группам в
суммах 2362 руб. в месяц (на детей от 0 до 3 лет), 2549 руб. в
месяц (на детей от 3 до 6 лет), 3000 руб. в месяц (на детей от 6
до 18 лет) на 1 человека.
Пунктом 1 статьи 35 Закона Республики Хакасия утверждено
распределение межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям
Республики Хакасия согласно приложению 11 к настоящему Закону.
В указанном приложении определены размеры сумм, выделяемых
муниципальным образованиям в виде субвенций на социальную
поддержку и социальное обслуживание детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, находящихся: в семьях граждан
(в целом) - 118728 тысяч рублей; в муниципальных образовательных
учреждениях (в целом) - 27171 тыс. рублей.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о
признании приложения N 9 к Закону Республики Хакасия в части
установления нормативов финансирования расходов на полное
государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, в семьях граждан и в образовательных
учреждениях и приложения N 11 к Закону Республики Хакасия в части
размера субвенций, предусмотренных муниципальным образованиям для
содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в семьях граждан и в муниципальных образовательных
учреждениях, противоречащими федеральному законодательству,
недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то,
что установленный оспариваемым приложением N 9 к Закону Республики
Хакасия норматив финансирования расходов на полное государственное
обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в семьях граждан и в образовательных учреждениях
противоречит Закону Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N
55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет",
Положению о порядке выплаты денежных средств на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей,
находящихся под опекой (попечительством), утвержденному приказом
Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999
года N 199, поскольку не учитывает расчета норматива ежемесячного
денежного содержания на одного подопечного ребенка, исходя из
норм, установленных Законом Республики Хакасия "О социальной
поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
и лиц из их числа в возрасте до 23 лет", и фактических розничных
цен в регионе на продовольственные и промышленные товары.
По мнению прокурора, размеры денежного содержания одного
подопечного ребенка не соответствуют фактическим затратам на
содержание ребенка по нормам, установленным законодательством,
поскольку с учетом информации территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по Республике Хакасия о
примерной стоимости содержания одного воспитанника в ценах 2005
года по нормам и видам товаров и услуг, утвержденных приложениями
N 1, 2, 3 к Закону Республики Хакасия "О социальной поддержке
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из
их числа в возрасте до 23 лет", стоимость питания ребенка
составляет: от 0 до 3 лет - 2057 рублей в месяц, от 3 до 6 лет -
2264 рубля в месяц, школьный возраст - 2796 рублей в месяц;
стоимость одежды, обуви, мягкого инвентаря: на одного воспитанника
школьного возраста 1125,3 руб. в месяц, на одного воспитанника
дошкольного возраста 818,6 руб. в месяц, от 0 до 3 лет стоимость
инвентаря составляет 129,69 руб. в месяц.
Поскольку определенные приложением N 9 к Закону Республики
Хакасия нормативы содержания, по мнению прокурора, занижены, то и
установленный приложением N 11 к Закону Республики Хакасия размер
субвенций муниципальным образованиям для выплаты опекунам
(попечителям) этих средств, предусмотренный исходя из оспариваемых
нормативов, также является заниженным.
Кроме того, в приложении N 9 к Закону Республики Хакасия
установлена выплата выпускного пособия обучающимся и воспитанникам
только государственных образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, тогда как подпунктом
2 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Хакасия "О социальной
поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей", вступившего в силу с 1 января 2006 года,
предусмотрено, что выпускники республиканских и муниципальных
образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, при выпуске из этих учреждений обеспечиваются
комплектом новой одежды и обуви или им производится выплата
компенсации взамен сезонной одежды и обуви по нормам,
установленным приложением 4 к настоящему Закону.
Таким образом, по мнению прокурора, приведенное положение
Закона Республики Хакасия также противоречит законодательству и
ущемляет права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, выпускников муниципальных образовательных учреждений.
В судебном заседании представитель Верховного Совета Республики
Хакасия заявленные прокурором требования не признала, полагая их
необоснованными.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 3 мая 2006 г. в
удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.
Не соглашаясь с постановленным по делу решением, прокурор
направил в суд кассационное представление, в котором просит
отменить его как необоснованное и незаконное.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного
представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда
подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации социальная защита, включая социальное
обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 150 Семейного кодекса РФ на содержание опекуну
(попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке
и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (с
изменениями от 31 декабря 2005 года) к полномочиям органов
государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам
совместного ведения, осуществляемым данными органами
самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета),
относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот,
безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за
исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных
учреждениях).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, во исполнение
требований федерального законодательства Законом Республики
Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из
их числа в возрасте до 23 лет" определены содержание и порядок
финансового обеспечения в Республике Хакасия социальной поддержки
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением обучающихся в
федеральных государственных образовательных учреждениях),
обеспечиваемой путем предоставления основных и дополнительных
гарантий.
В силу статьи 1 названного Закона его действие распространяется
на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных
семьях, муниципальных и государственных учреждениях для детей-
сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов
(образовательные (воспитательные) учреждения, лечебные учреждения,
учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные
учреждения), а также на лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет в период
получения ими очного профессионального образования.
Подпунктом 1 части 1 статьи 2 этого же Закона установлено, что
основные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте
до 23 лет включают ежемесячные расходы на питание, одежду, обувь,
мягкий инвентарь в соответствии с натуральными нормами,
установленными приложениями 1, 2, 3 к настоящему Закону.
Для расчета расходов на предоставление основных и
дополнительных гарантий, определенных статьей 2 настоящего Закона,
применяются фактические цены, сложившиеся на территории Республики
Хакасия (абзац 4 части 1 статьи 3 названного Закона).
Следовательно, судом правильно отмечено, что правоотношения в
области социальной поддержки опекунов (попечителей), в том числе
порядок и размер денежных средств, подлежащих выплате ежемесячно
на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в настоящее время регулируются законодательством
субъектов Российской федерации, а именно Законом Республики
Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23
лет".
В судебном заседании установлено, что территориальным органом
Федеральной службы государственной статистики по Республике
Хакасия представлена информация о примерной стоимости содержания
одного воспитанника в средних ценах декабря 2005 года по нормам и
видам товаров и услуг, предусмотренных приложениями 1 - 5 к Закону
Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в
возрасте до 23 лет".
Судом правильно указано, что ссылка прокурора на несоответствие
оспариваемых положений Закона Республики Хакасия "О
республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" Закону
Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в
возрасте до 23 лет", то есть на противоречие нормативных правовых
актов, равных по своей юридической силе, не может являться
основанием к удовлетворению заявления, поскольку суд в силу ст.
253 ГПК РФ проверяет соответствие положений нормативного правового
акта только федеральному закону или другому нормативному правовому
акту, имеющему большую юридическую силу.
Судом также обоснованно принято во внимание то обстоятельство,
что Положение о порядке выплаты денежных средств на питание,
приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей,
находящихся под опекой (попечительством), утвержденное приказом
Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999
года N 199, Положение о приемной семье, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996
года N 829, не устанавливают натуральных норм питания, обеспечения
одеждой, обувью и мягким инвентарем, исходя из которых исчисляется
размер содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по фактическим ценам региона.
Вместе с тем судом правильно указано в решении, что Положение о
приемной семье регулирует иные правоотношения, чем исследуемые в
данном случае.
Согласно статье 155 Семейного кодекса РФ на содержание каждого
ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства
в порядке и размере, установленных Правительством Российской
Федерации.
В соответствии с пунктом 30 вышеназванного Положения о приемной
семье органы местного самоуправления, исходя из установленных норм
материального обеспечения, выделяют на приемного ребенка (детей)
денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном
регионе. Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими
решений, выделяют денежные средства приемным семьям на отопление,
освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату
услуг бытового обслуживания.
Таким образом, правовая обязанность выделения денежных средств
приемным семьям возложена на органы местного самоуправления.
С учетом всех выясненных по делу обстоятельств суд обоснованно
указал, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт
Российской Федерации, которому бы противоречили оспариваемые
положения Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете
Республики Хакасия на 2006 год", в настоящее время отсутствует.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый
нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую
силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах суд правильно сделал вывод о том, что
оспариваемые положения приложений N 9, 11 к Закону Республики
Хакасия от 22 декабря 2005 года N 100-ЗРХ "О республиканском
бюджете Республики Хакасия на 2006 год" не противоречат
федеральному закону или другому нормативному правовому акту,
имеющему большую юридическую силу, в связи с чем оснований для
удовлетворения заявления прокурора Республики Хакасия не имеется.
Поскольку постановленное по данному делу решение Верховного
Суда Республики Хакасия является законным и обоснованным, то оно
подлежит оставлению без изменения.
Доводы кассационного представления прокурора не опровергают
выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними, что не может
рассматриваться в качестве основания достаточного для отмены
вынесенного по делу решения.
Ссылка в представлении на то обстоятельство, что оспариваемыми
положениями Закона Республики Хакасия установлены фактически
заниженные размеры содержания опекаемых детей и отсутствует
механизм их перерасчета, не может быть признана состоятельной, так
как не свидетельствует о противоречии аналогичным нормам
федерального законодательства.
Законодатель Республики Хакасия, если подобное имеет место,
вправе внести в закон соответствующие коррективы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 3 мая 2006 г.
оставить без изменения, кассационный протест прокурора - без
удовлетворения.
|