ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2006 года
Дело N 55-Г06-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Емышевой В.А.,
судей Соловьева В.Н.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 26 июля 2006 г. дело по
заявлению первого заместителя прокурора Республики Хакасия о
признании пункта 7.5 статьи 7 в части, статьи 13 Закона Республики
Хакасия от 22 мая 1996 г. N 62 "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Республике Хакасия" (с изменениями от 5 июля
2005 г.) противоречащими федеральному законодательству и
недействующими по кассационной жалобе Верховного Совета Республики
Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 10 мая
2006 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда
обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
22 мая 1996 года Верховным Советом Республики Хакасия принят
Закон N 62 "О государственной поддержке малого предпринимательства
в Республике Хакасия" (5 мая 2003 г., 30 июня 2004 г., 5 июля 2005
г. в Закон вносились изменения).
Первый заместитель прокурора Республики Хакасия обратился в суд
с заявлением о признании пункта 7.5 статьи 7 в части, статьи 13
Закона Республики Хакасия от 22 мая 1996 г. N 62 "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Республике
Хакасия" противоречащими федеральному законодательству и
недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то,
что в связи с внесением изменений Федеральными законами от 22
августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ в
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
отдельные положения Закона Республики Хакасия вступили в
противоречие с нормами федерального законодательства.
Пунктом 7.5 статьи 7 Закона Республики Хакасия установлено, что
финансовое обеспечение республиканской и муниципальных программ
поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за
счет республиканского и местных бюджетов и внебюджетных
источников.
Вместе с тем частью 3 статьи 7 Федерального закона определено,
что финансовое обеспечение государственных и муниципальных
программ поддержки малого предпринимательства осуществляется
ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также
за счет других источников, предусмотренных частью первой статьи 8
настоящего Федерального закона.
Статьей 8 Федерального закона (в редакции от 21 марта 2002 г.)
предусматривалось, что фондом поддержки малого предпринимательства
является некоммерческая организация, создаваемая в целях
финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на
поддержку и развитие малого предпринимательства, путем
аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от
приватизации государственного и муниципального имущества, доходов
от собственной деятельности, добровольных взносов физических и
юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и
размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам
от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам
малого предпринимательства.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" статья 8 признана
утратившей силу.
Таким образом, действующим федеральным законодательством
предусмотрено финансирование указанных программ только за счет
средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Хакасия
республиканские органы исполнительной власти предусматривают
резервирование для субъектов малого предпринимательства
определенной доли заказов на производство и поставку отдельных
видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов
и заключении государственных контрактов на закупку и поставку
продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам
продукции, отнесенной республиканскими органами исполнительной
власти к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого
предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема
поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе
конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами
малого предпринимательства.
На момент принятия Закона Республики Хакасия приведенная норма
соответствовала положениям статьи 14 Федерального закона.
Однако Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ из
Федерального закона от 14 мая 1996 г. N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
исключена статья 14 об участии субъектов малого
предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для
государственных нужд.
21 июля 2005 г. принят Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд", который в настоящее время
действует в редакции от 31 декабря 2005 г.
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона
законодательство Российской Федерации о размещении заказов
основывается на положениях Гражданского кодекса Российской
федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона, иных федеральных законов,
регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы
права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с
размещением заказов, должны соответствовать настоящему
Федеральному закону.
Следовательно, размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ и оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд регулируется на федеральном уровне и субъектам
Российской Федерации право на регулирование этих вопросов не
предоставлено.
По мнению прокурора, статья 13 Закона Республики Хакасия
противоречит федеральному законодательству, принята с превышением
предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, так как
порядок участия субъектов малого предпринимательства в размещении
заказа определен Федеральным законом "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд".
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия с
требованиями прокурора в части признания недействующими положений
ст. 13 оспариваемого Закона согласился, в остальной части
заявленные прокурором требования не признал.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 10 мая 2006 г.
заявленные прокурором требования удовлетворены.
Пункт 7.5 статьи 7 в части, предусматривающей финансовое
обеспечение республиканской и муниципальных программ поддержки
малого предпринимательства за счет внебюджетных источников и ст.
13 Закона от 22 мая 1996 г. N 62 "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Республике Хакасия" признаны
противоречащими федеральному законодательству и не действующими со
дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Верховный Совет Республики Хакасия просит
отменить указанное решение суда, как вынесенное в силу
неправильного применения норм материального права, регулирующих
данные правоотношения.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит решение Верховного Суда Республики Хакасия
подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14
июня 1996 г. N 88-ФЗ государственная поддержка малого
предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в
соответствии с настоящим Федеральным законом, издаваемыми в
соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской
Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона нормативные
акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации, ведомственные нормативные правовые акты органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с
настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его
вступления в силу.
Федеральный закон вступил в силу со дня официального
опубликования (статья 23 этого же Закона).
Судом обращено внимание на то, что оспариваемый Закон
Республики Хакасия "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Республике Хакасия" был принят Верховным
Советом Республики 22 мая 1996 г.
Впоследствии законодатель вносил в отдельные положения этого
Закона изменения и дополнения (5 мая 2003 г., 30 июня 2004 г., 5
июля 2005 г.).
Правовой нормой пункта 7.5 статьи 7 Закона Республики Хакасия
предусмотрено, что финансовое обеспечение республиканской и
муниципальных программ поддержки малого предпринимательства
осуществляется ежегодно за счет республиканского и местных
бюджетов и внебюджетных источников.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона финансовое
обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки
малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других
источников, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего
Федерального закона.
Статьей 8 Федерального закона (в редакции от 21 марта 2002 г.)
предусматривалось, что фондом поддержки малого предпринимательства
является некоммерческая организация, создаваемая в целях
финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на
поддержку и развитие малого предпринимательства, путем
аккумулирования бюджетных средств, а также средств, поступающих от
приватизации государственного и муниципального имущества, доходов
от собственной деятельности, добровольных взносов физических и
юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и
размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам
от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам
малого предпринимательства.
Анализируя положения действующего законодательства по данному
вопросу, суд правильно обратил внимание на то, что в связи с
принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" статья 8 признана
утратившей силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта
2005 г. N 106 в связи с признанием утратившей силу статьи 8
Федерального закона "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" ликвидирован
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
С учетом этих обстоятельств судом обоснованно сделан вывод о
том, что пункт 7.5 статьи 7 Закона Республики Хакасия в части,
предусматривающей возможность финансового обеспечения
республиканской и муниципальных программ поддержки малого
предпринимательства за счет внебюджетных источников, противоречит
федеральному законодательству.
Следует согласиться и с позицией суда относительно признания
несостоятельным утверждения представителя Верховного Совета
Республики Хакасия о возможности применения в данном случае
положений Бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Хакасия
республиканские органы исполнительной власти предусматривают
резервирование для субъектов малого предпринимательства
определенной доли заказов на производство и поставку отдельных
видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов
и заключении государственных контрактов на закупку и поставку
продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам
продукции, отнесенной республиканскими органами исполнительной
власти к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого
предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема
поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе
конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами
малого предпринимательства.
Рассматривая заявление прокурора о правомерности указанной
нормы права, суд правильно принял во внимание то обстоятельство,
что Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ из
Федерального закона от 14 мая 1996 г. N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
исключена статья 14 об участии субъектов малого
предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для
государственных нужд.
21 июля 2005 г. принят Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд", который в настоящее время
действует в редакции от 31 декабря 2005 г.
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона
законодательство Российской Федерации о размещении заказов
основывается на положениях Гражданского кодекса Российской
федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона, иных федеральных законов,
регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы
права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с
размещением заказов, должны соответствовать настоящему
Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о размещении заказов, Правительство Российской Федерации
вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие
отношения, связанные с размещением заказов.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов,
вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие
отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в
пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и
принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора.
Правильно анализируя указанные положения законодательства, суд
сделал обоснованный вывод о том, что правоотношения в сфере
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд регламентируются
федеральным законодательством и субъектам Российской Федерации
такое право не предоставлено.
Как усматривается по делу, в этой связи Закон Республики
Хакасия от 25 ноября 2002 г. N 3 "О государственном заказе
Республики Хакасия" признан утратившим силу.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о
том, что требования прокурора о признании оспариваемых положений
Закона Республики Хакасия противоречащими федеральному
законодательству, не действующими со дня вступления решения суда в
законную силу являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 253 ГПК РФ решением Верховного Суда Республики
Хакасия пункт 7.5 статьи 7 в части, предусматривающей финансовое
обеспечение республиканской и муниципальных программ поддержки
малого предпринимательства за счет внебюджетных источников, а
также статья 13 Закона Республики Хакасия от 22 мая 1996 г. N 62
"О государственной поддержке малого предпринимательства в
Республике Хакасия" (с изменениями от 5 июля 2005 г.) признаны
противоречащими федеральному законодательству и не действующими со
дня вступления решения суда в законную силу.
В силу изложенных обстоятельств указанное решение суда следует
признать законным, в связи с чем подлежащим оставлению без
изменения.
Доводы кассационной жалобы сделанных судом выводов не
опровергают, сводятся к предположениям о возможности применения к
исследованным судом правоотношениям норм бюджетного
законодательства, что неприменимо при условии наличия специальных
норм права.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 10 мая 2006 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Верховного Совета
Республики Хакасия - без удовлетворения.
|