ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 июля 2006 г. N ММ-6-21/714@
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба направляет для руководства и
использования в работе письма Минфина России от 12.05.2006 N 03-06-
01-02/21 и от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65 по вопросу о
налогообложении земельным налогом земельных участков в случае
отсутствия документов о государственной регистрации прав на
земельные участки и о порядке налогообложения земельным налогом
земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые
дома.
Доведите данные письма Минфина России до сведения налоговых
органов и налогоплательщиков.
М.П.МОКРЕЦОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 2006 г. N 03-06-01-02/21
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с
поступающими вопросами от региональных органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления о реализации положений
главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса
Российской Федерации направляет для руководства и использования в
работе письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-06-02-02/37,
направленное в адрес Министерства государственной собственности и
природных ресурсов Республики Карелия, о налогообложении земельным
налогом земельных участков в случае отсутствия документов о
государственной регистрации прав на земельные участки.
Доведите указанные разъяснения до сведения территориальных
налоговых органов и налогоплательщиков.
Заместитель Директора
Департамента
А.И.ИВАНЕЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 мая 2006 г. N 03-06-02-02/37
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение от 03.04.2006 N СД-14/1630 о реализации отдельных
положений главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской
Федерации и сообщает следующее.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации
и физические лица, обладающие земельными участками на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или
праве пожизненного наследуемого владения.
Из пункта 2 статьи 8 и пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса
Российской Федерации следует, что государственная регистрация
носит правообразующий характер, если право на имущество,
подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его
регистрации.
В соответствии с Федеральным законом 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) указанные выше права
на земельные участки удостоверяются документами, которые и
являются основанием для взимания земельного налога с
правообладателей земельных участков.
В случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее
государственной регистрации, возникает в соответствии с
федеральным законом не с момента государственной регистрации, а в
соответствии с законом (например, пункт 5 статьи 16 Федерального
закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации", пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N
122-ФЗ, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской
Федерации), государственная регистрация носит правоподтверждающий
характер.
В случае если право на земельный участок (например, занятый
жилым домом, находящимся в собственности) возникает в соответствии
с законом, основанием для взимания земельного налога являются
правоподтверждающие документы о регистрации прав на объекты
недвижимого имущества, а при их отсутствии - правоустанавливающие
документы, служащие основаниями для государственной регистрации
прав на недвижимое имущество.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для
государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения,
перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и
сделок с ним являются правоустанавливающие документы, к которым
относятся:
акты, изданные органами государственной власти или органами
местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке,
который установлен законодательством, действовавшим в месте
издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества,
совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в
месте расположения объектов недвижимого имущества на момент
совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений,
совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в
месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные
уполномоченными органами государственной власти в порядке,
установленном законодательством, действовавшим в месте издания
таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним
заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с
законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее
совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение,
прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом обязательным приложением к документам, необходимым для
государственной регистрации прав, являются, в частности,
кадастровый план земельного участка и (или) план объекта
недвижимости с указанием его кадастрового номера.
Также следует иметь в виду, что права на недвижимое имущество,
возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически
действительными при отсутствии их государственной регистрации,
введенной названным выше Федеральным законом. При этом
государственная регистрация прав, проведенная в субъектах
Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными
государственными органами и организациями до вступления в силу
указанного Федерального закона, является юридически действительной
(пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ).
Обращаем внимание, что статьей 8 Федерального закона от
29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в
случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах
на земельные участки налогоплательщики определяются на основании
государственных актов, свидетельств и других документов,
удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и
юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-
ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной
власти или органами местного самоуправления в рамках их
компетенции и в порядке, установленном законодательством,
действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о
предоставлении земельных участков.
К таким документам относятся:
- Свидетельство о государственной регистрации права по форме,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним";
- Свидетельство о праве собственности на землю по форме,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993
N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России";
- Государственный акт на право собственности на землю,
пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина
РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного
акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого
владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- Свидетельство о праве собственности на землю по форме,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве
собственности на землю, договора аренды земель
сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования
землей сельскохозяйственного назначения";
- акты, изданные органами государственной власти или органами
местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения) в
рамках их компетенции и в порядке, установленном
законодательством, действующим в месте издания таких актов на
момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что пунктом 3 статьи 392
Кодекса предусмотрено, что, если при приобретении здания,
сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в
соответствии с законом или договором переходит право собственности
на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и
необходима для ее использования, налоговая база в отношении
данного земельного участка для указанного лица определяется
пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный
участок. Установленный Кодексом порядок согласуется с нормами
действующего законодательства, в частности с положениями статьи 35
Земельного кодекса Российской Федерации и статей 271 и 273
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что на основании пунктов 3 и 4 статьи
391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база
налогоплательщиками - организациями и индивидуальными
предпринимателями определяется самостоятельно на основании
сведений государственного земельного кадастра, а в отношении
физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на
основании сведений, представляемых органами, осуществляющими
ведение земельного кадастра, и органами, осуществляющими
регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органами
муниципальных образований по формам, утверждаемым Минфином России.
В этой связи органы муниципальных образований должны обеспечить
представление в налоговые органы всех имеющихся у них сведений по
земельным участкам и их правообладателям, которые содержатся в
принятых ими нормативно-правовых актах, а также
правоустанавливающих документах, выданных до вступления в силу
Федерального закона N 122-ФЗ, по форме, утвержденной Приказом
Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения
о земельных участках, расположенных в пределах муниципального
образования" и Рекомендаций по ее заполнению" (зарегистрировано
Минюстом России 17.04.2006 N 7712).
Полагаем также, что указанные сведения целесообразно передать в
органы, осуществляющие ведение земельного кадастра, для учета и
установления легитимной кадастровой стоимости в целях
налогообложения.
Учитывая положения статьи 387 Кодекса об обязательности уплаты
земельного налога и статьи 65 Земельного кодекса Российской
Федерации о платности использования земли, организации и
физические лица, не имеющие вышеназванные правоудостоверяющие и
правоустанавливающие документы на фактически используемые
земельные участки, в том числе и по договорам аренды зданий,
сооружений, должны привлекаться к административной ответственности
за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое
имущество, предусмотренной статьей 19.21 Административного кодекса
Российской Федерации.
Поскольку земельный налог полностью поступает в бюджеты
муниципальных образований, вопрос непосильных для граждан затрат
на оформление документов для регистрации прав на земельные участки
может быть решен органами местного самоуправления путем выделения
из местного бюджета компенсационных выплат незащищенным слоям
населения (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным гражданам)
либо непосредственно организациям, выдающим указанные документы.
Относительно сроков длительности оформления документов,
необходимых для государственной регистрации прав на земельные
участки, то вопрос может быть решен с органами, осуществляющими
проведение соответствующих работ и выдачу необходимых документов.
Налоговые органы в ходе проведения контрольных мероприятий в
отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
выявлении землепользователей, уклоняющихся от государственной
регистрации прав на земельные участки и, следовательно, от уплаты
земельного налога, должны сообщать администрациям муниципальных
образований о таких фактах для принятия соответствующих мер.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН
|