ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2006 года
Дело N 18-В06-37
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Зелепукина А.Н.,
судей Гуляевой Г.А.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 14 июля 2006 года
гражданское дело по иску Ш., В., Н., С., Б., Е., Т., Б.А., К., П.,
В., Д. к военному комиссариату Краснодарского края о взыскании
суммы задолженности по выплате пенсии и ее индексации по надзорной
жалобе Ш., В., Н., С., Б., Е., Т., Б.А., К., П., В., Д. на решение
Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 мая 2004 года,
которым в иске отказано, определение судебной коллегии по
гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 июля 2004 года
и постановление президиума Краснодарского краевого суда от 15
декабря 2005 года, которыми решение оставлено без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
истцы, являясь пенсионерами Министерства обороны Российской
Федерации, обратились в суд с иском к военному комиссариату
Краснодарского края об обязании произвести перерасчет пенсии за
период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года из расчета
увеличения должностного оклада на 25% и выплатить недополученную
пенсию, а также проиндексировать указанные суммы исходя из индекса
роста минимального размера оплаты труда, ссылаясь на то, что
приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995
года N 20, изданным во исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1994 года N 1349 "О
дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава
Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов
внутренних дел", увеличены на 25% оклады по воинской должности за
службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, однако военный
комиссариат Краснодарского края в добровольном порядке отказался
пересчитать пенсию в связи с увеличением военнослужащим
должностных окладов на 25% за период с 1 января 1995 года по 28
февраля 1998 года.
Ответчик иск не признал.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 мая
2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном
объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам
Краснодарского краевого суда от 6 июля 2004 года решение оставлено
без изменения.
Постановлением президиума Краснодарского краевого суда от 15
декабря 2005 года состоявшиеся по делу судебные постановления
оставлены без изменения.
В надзорной жалобе заявители просят судебные постановления,
состоявшиеся по данному делу, отменить.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 29 марта 2006 года
дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 23 мая 2006
года передано для рассмотрения по существу в суд надзорной
инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела судебными инстанциями были допущены
существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в
следующем.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7
декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по усилению
социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" (новая
редакция от 2 апреля 2002 года N 204) Министру обороны Российской
Федерации и Министру внутренних дел Российской Федерации
предоставлено право устанавливать военнослужащим и сотрудникам
органов внутренних дел Российской Федерации ежемесячную надбавку
за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере
50% оклада по воинской должности (должностного оклада), а также
устанавливать оклады по воинской должности (должностные оклады) с
увеличением на 25%.
Во исполнение указанного Постановления приказом Министра
обороны Российской Федерации от 10 января 1995 года N 20 увеличены
на 25% оклады по воинской должности за службу в Вооруженных Силах
Российской Федерации.
В соответствии с п. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации от
12 февраля 1993 года N 4468-1 (с последующими изменениями и
дополнениями) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные
лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям,
подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия
военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения
учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия
соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и
начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993
г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты
пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и
старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской
Федерации", в последующих редакциях, в денежное довольствие,
учитываемое при исчислении пенсий, включается уволенным с военной
службы военнослужащим, в частности, оклад по последней штатной
должности.
Разрешая спор, суд исходил из того, что вступившим в законную
силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа
1997 г. N ГКПИ 97-319 приказ Министра обороны Российской Федерации
от 10 января 1995 г. N 20 об увеличении на 25% окладов по воинской
должности за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации
признан незаконным (недействующим) со дня издания, поскольку не
прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции
Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения.
Также суд пришел к выводу о том, что с 1 января 1995 года новые
должностные оклады не устанавливались, а была произведена надбавка
к денежному довольствию. В то же время предоставленное
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349
право было реализовано Министром обороны РФ в приказе от 4 февраля
1998 года N 61, согласно которому оклады по воинским должностям
были увеличены на 25% с 1 марта 1998 года. С этого же времени был
произведен перерасчет пенсий пенсионерам Министерства обороны РФ.
В связи с этим, как указал суд в решении, правовых оснований для
удовлетворения иска не имеется.
Суд надзорной инстанции, соглашаясь с выводами суда, указал,
что Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря
1994 года N 1349, которым оклады военнослужащим не устанавливались
и не увеличивались, не является актом прямого действия и носит
разрешительный и отсылочный характер. Для назначения и выплаты
военнослужащим должностных окладов с повышением на 25% необходим
приказ Министра обороны РФ. Однако данный приказ Министра обороны
Российской Федерации от 10 января 1995 года N 20 признан
незаконным и не должен учитываться.
Однако с подобными выводами судебных инстанций Судебная
коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на
неправильном толковании норм материального права.
Действующее и в настоящее время Постановление Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349, изданное в целях
приведения уровня материального обеспечения личного состава
Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствие с уровнем
материального обеспечения военнослужащих и сотрудников других
министерств и ведомств Российской Федерации, в которых
предусмотрена военная служба, явилось правовым основанием для
увеличения должностных окладов военнослужащим на 25%.
Кроме того, хотя приказ от 10 января 1995 г. N 20 признан
незаконным (недействующим) со дня издания по тому основанию, что
не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции
Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения,
однако это решение не повлияло на размеры выплат военнослужащим.
В связи с чем во исполнение названного Постановления
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349
Министром обороны РФ 4 февраля 1998 года был издан приказ N 61 "О
дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава
Вооруженных сил Российской Федерации", в котором предусматривалась
выплата должностных окладов военнослужащим с увеличением на 25
процентов и в этой связи перерасчет пенсий пенсионерам
Министерства обороны Российской Федерации с 1 марта 1998 года,
подтверждающий смысл предыдущего приказа от 10 января 1995 года о
повышении должностных окладов военнослужащих на 25 процентов.
Таким образом, учитывая, что приказ Министра обороны РФ от 10
января 1995 года N 20 был направлен на улучшение материального
положения военнослужащих путем увеличения должностных окладов и,
несмотря на его отмену (по формальным основаниям), фактически
указанный приказ послужил основанием для увеличения должностных
окладов военнослужащим на 25 процентов, пенсии в силу
вышеприведенного пункта "б" части первой статьи 49 Закона
Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 подлежат
перерасчету с 1 января 1995 года.
Принятие Постановления Правительства РФ от 6 апреля 1995 года N
311 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и
налоговой полиции, а также работников таможенной системы
Российской Федерации", предусматривающего повышение должностных
окладов и окладов по воинским званиям с 1 апреля 1995 года в 1,3
раза, не означает, что приказом Министра обороны Российской
Федерации от 10 января 1995 г. N 20, изданным во исполнение
Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994
г. N 1349, не предусматривалось увеличения должностных окладов
военнослужащим на 25 процентов, повлекшее перерасчет пенсии.
Повышение должностных окладов приказом Министра обороны РФ от
10 января 1995 г. N 20 осуществлено посредством делегирования ему
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1349 таких
полномочий.
При таких обстоятельствах имеются основания для перерасчета
пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ с 1 января 1995 года с
учетом увеличения должностного оклада на 25 процентов.
С учетом изложенного решение Первомайского районного суда г.
Краснодара от 12 мая 2004 года, определение судебной коллегии по
гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 июля 2004 года
и постановление президиума Краснодарского краевого суда от 15
декабря 2005 года нельзя признать законными, в связи с чем они
подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд
первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и
проверить доводы истцов о недополучении ими пенсии.
Руководствуясь ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 мая
2004 года, определение судебной коллегии по гражданским делам
Краснодарского краевого суда от 6 июля 2004 года и постановление
президиума Краснодарского краевого суда от 15 декабря 2005 года
отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
|