ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2006 года
Дело N 5-В06-35
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Зелепукина А.Н.,
судей Малышкина А.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 14 июля 2006 года
гражданское дело по иску Е. к военному комиссариату г. Москвы о
перерасчете пенсии, переданное для рассмотрения в порядке надзора
в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации по надзорной жалобе Е., на основании
определения судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой
Г.А. от 24 мая 2006 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кебы
Ю.Г., выслушав объяснения Е., поддержавшего доводы жалобы,
представителей военного комиссариата г. Москвы Мироновича А.М.,
Сумского А.М., Богородской М.В., возражавших против отмены
состоявшихся судебных постановлений, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Е. обратился в суд с иском к военному комиссариату г. Москвы о
перерасчете и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации
и районного коэффициента за период с 1 января 1995 года по 1 марта
1998 года, ссылаясь на то, что он является пенсионером
Министерства обороны РФ с 1994 года. С 1 января 1995 года
военнослужащим увеличены должностные оклады на 25%, однако
увеличение назначенной ему пенсии произведено не было.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 11 июля 2003
года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по
гражданским делам Московского городского суда от 22 октября 2003
года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением президиума Московского городского суда от 13
октября 2005 г. судебные постановления первой и кассационной
инстанций оставлены без изменения.
В надзорной жалобе Е. просит состоявшиеся по делу судебные
постановления отменить.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда
Российской Федерации от 14 марта 2006 г. дело истребовано в
Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного
Суда Российской Федерации от 24 мая 2006 года передано для
рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - Судебную
коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу
судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные
инстанции исходили из того, что изданный во исполнение
Постановления Правительства РФ приказ Министра обороны Российской
Федерации от 10 января 1995 г. N 20 о выплате с 1 января 1995 года
военнослужащим окладов с увеличением на 25% за службу в
Вооруженных Силах Российской Федерации, решением Судебной коллегии
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22
августа 1997 года N ГКПИ 97-319 был признан незаконным
(недействующим) со дня издания. В связи с изложенным, по мнению
судебных инстанций, оснований для увеличения пенсии Е. с 1 января
1995 года, равно как и для взыскания задолженности по
недоплаченной пенсии, не имеется.
Между тем при разрешении спора судом было допущено неправильное
применение и толкование норм материального права, выразившееся в
следующем.
Основания пересмотра пенсий лицам, проходившим, в том числе
военную службу, установлены статьей 49 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей", согласно пункту "б" части первой которой пенсии,
назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их
семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия
военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения
учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия
соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и
начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В силу статьи 43 указанного Закона для исчисления пенсии
учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию
(без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных
местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за
выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного
довольствия, а также в денежное довольствие включается месячная
стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого
военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной
компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего
состава.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993
года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты
пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и
старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской
Федерации", в последующих редакциях, в денежное довольствие,
учитываемое при исчислении пенсий, включается уволенным с военной
службы военнослужащим, в частности, оклад по последней штатной
должности.
Согласно абзацу 5 Постановления Правительства Российской
Федерации от 7 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по
усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил
Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел"
Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право
устанавливать военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации
оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на
25% за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Во исполнение указанного Постановления Министр обороны
Российской Федерации издал приказ от 10 января 1995 г. N 20 о
выплате с 1 января 1995 г. военнослужащим окладов с увеличением на
25% за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Судебной коллегии по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22
августа 1997 года N ГКПИ 97-319 данный приказ Министра обороны
Российской Федерации признан незаконным (недействующим) со дня
издания по тому основанию, что не прошел государственную
регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был
опубликован для всеобщего сведения. Однако это решение не повлияло
на размеры выплат военнослужащим, оклады которым фактически были
увеличены на 25 процентов.
В связи с чем во исполнение названного Постановления
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349
Министром обороны РФ 4 февраля 1998 года был издан приказ N 61 "О
дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава
Вооруженных Сил Российской Федерации", в котором предусматривалась
выплата должностных окладов военнослужащим с увеличением на 25
процентов и в этой связи перерасчет пенсий пенсионерам
Министерства обороны Российской Федерации с 1 марта 1998 года и
подтверждающий смысл предыдущего приказа от 10 января 1995 года о
повышении должностных окладов военнослужащих на 25 процентов.
Таким образом, учитывая, что приказ Министра обороны РФ от 10
января 1995 года N 20 был направлен на улучшение материального
положения военнослужащих путем увеличения должностных окладов и
несмотря на его отмену (по формальным основаниям) фактически
послужил основанием увеличения должностных окладов военнослужащим
на 25 процентов, пенсии в силу вышеприведенного пункта "б" части
первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993
года N 4468-1 подлежат перерасчету с 1 января 1995 года.
Принятие Постановления Правительства РФ от 6 апреля 1995 года N
311 "О повышении окладов денежного содержания военнослужащих, лиц
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и
налоговой полиции, а также работников таможенной системы
Российской Федерации", предусматривающего повышение должностных
окладов и окладов по воинским званиям с 1 апреля 1995 года в 1,3
раза, не означает, что приказом Министра обороны Российской
Федерации от 10 января 1995 года N 20, изданным во исполнение
Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994
г. N 1349, не предусматривалось увеличения должностных окладов
военнослужащим на 25 процентов с 1 января 1995 года и,
следовательно, влекущее перерасчет пенсии.
Повышение должностных окладов приказом Министра обороны РФ от
10 января 1995 г. N 20 осуществлено посредством делегирования ему
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1349 таких
полномочий.
При таких обстоятельствах вынесенные судебные постановления
нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с
направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с
учетом изложенных в настоящем определении обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 июля 2003
года, определение судебной коллегии по гражданским делам
Московского городского суда от 22 октября 2003 года, постановление
президиума Московского городского суда от 13 октября 2005 года
отменить, направить дело на новое рассмотрение в Тверской районный
суд г. Москвы.
|