ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2006 г. N 1812/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Арифулина А.А., Иванниковой
Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой
Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества
"Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора
решения суда первой инстанции от 30.05.2005, постановления суда
апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда
Красноярского края по делу N А33-2953/2005 и постановления
Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
29.09.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские
железные дороги" - Гулимова Е.Б., Рожкова И.Е.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по
Красноярскому краю - Баранова А.В., Фомушкина Ю.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
(далее - ОАО "РЖД") в лице филиала "Красноярская железная дорога"
обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о
признании незаконными решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее -
антимонопольный орган, управление) от 15.12.2004 и принятого на
его основании предписания от 15.12.2004 N 282-05-04 о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
закрытое акционерное общество "Холдинг "МТК-Центр".
Решением суда первой инстанции от 30.05.2005 в удовлетворении
заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.08.2005
решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановлением от 29.09.2005 названные судебные акты оставил без
изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных
актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, ОАО
"РЖД" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение
арбитражными судами норм материального и процессуального права.
В отзыве на заявление антимонопольный орган просит оставить в
силе обжалуемые судебные акты как принятые в соответствии с
действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей
участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене, заявленное ОАО "РЖД" требование -
удовлетворению по следующим основаниям.
С сентября по декабрь 2001 года закрытым акционерным обществом
"Холдинговая компания "МТК-Центр" были отправлены
полувагоны/платформы с грузом со станций отправления федерального
государственного унитарного предприятия "Красноярская железная
дорога" (далее - Красноярская железная дорога) до пограничных
станций перехода Забайкальск Забайкальской железной дороги, Наушки
Восточно-Сибирской железной дороги.
Закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "МТК-Центр"
сочло, что Красноярская железная дорога, неправомерно применив
завышенные тарифы на перевозку грузов, необоснованно повысила
провозную плату.
Согласно договору от 01.07.2004 ЗАО "Холдинговая компания "МТК-
Центр" право требования задолженности по договорам перевозки
передало ЗАО "Холдинг МТК-Центр", которое и обратилось в
антимонопольный орган с заявлением на действия железной дороги.
По результатам рассмотрения комиссией управления дела N 282-05-
04 по признакам нарушения ОАО "РЖД" статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) решением от
15.12.2004 Красноярская железная дорога как субъект, занимающий
доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению
железнодорожных перевозок, признана нарушившей требования пункта 1
статьи 5 Закона о конкуренции.
На основании предписания от 15.12.2004 N 282-05-04 ОАО "РЖД"
надлежало произвести перерасчет провозной платы за период с
сентября по декабрь 2001 года с восстановлением неправомерно
взысканной суммы на справку закрытому акционерному обществу
"Холдинг "МТК-Центр" в ТехПД железной дороги.
Арбитражные суды трех инстанций исходили из доказанности факта
неправомерного применения железной дорогой завышенных тарифов, в
связи с чем решение и предписание антимонопольного органа признали
законными и обоснованными.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Законом о конкуренции устанавливаются организационные и
правовые основы предупреждения и пресечения монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в
Российской Федерации, а также основания и порядок применения
антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим
субъектам, допустившим нарушение антимонопольного
законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются
действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение, которые направлены на недопущение, ограничение или
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о конкуренции
антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту
предусмотренные Законом обязательные для исполнения
соответствующие предписания.
Между тем спорные правоотношения, возникшие в связи с
применением Красноярской железной дорогой тарифов за перевозку
грузов, то есть в связи с исполнением условий договора перевозки,
имеют гражданско-правовой характер и, следовательно, подлежат
разрешению в судебном порядке.
При таких обстоятельствах следует признать, что антимонопольный
орган, принимая оспариваемые решение и предписание, вышел за
пределы своих полномочий, поэтому вывод судов о законности
указанных актов антимонопольного органа необоснован и не
соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные
акты подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 30.05.2005, постановление суда
апелляционной инстанции от 01.08.2005 Арбитражного суда
Красноярского края по делу N А33-2953/2005 и постановление
Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
29.09.2005 по тому же делу отменить.
Решение управления Федеральной антимонопольной службы по
Красноярскому краю от 15.12.2004 и принятое на его основании
предписание от 15.12.2004 N 282-05-04 о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства признать недействительными.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|