ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2006 г. N КАС06-226
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Манохиной Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 июля 2006 года
гражданское дело по заявлению Г. об оспаривании пункта 4
Приложения N 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной
выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации,
утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294,
по кассационной жалобе Г. на решение Верховного Суда Российской
Федерации от 24 апреля 2006 года, которым отказано в
удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Толчеева Н.К., объяснения Г. и его представителей Арустамова Э.А.,
Кулешова А.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения
против кассационной жалобы представителя Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Вислогузовой Т.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную
жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия
установила:
пунктом 4 Перечня отдельных категорий граждан, имеющих право на
получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии с
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Приложение N
1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным
категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 30 ноября 2004 года N 294), к участникам Великой
Отечественной войны, имеющим право на получение ежемесячной
денежной выплаты в размере, установленном подпунктом 2 пункта 4
статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года "О
ветеранах", отнесены лица, перечисленные в подпункте 1 пункта 1
статьи 2 названного Федерального закона (кроме лиц, указанных в
подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2).
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
о признании недействующим пункта 4 Перечня в части исключения лиц,
указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2
Федерального закона "О ветеранах", из категории участников Великой
Отечественной войны, имеющих право на получение ежемесячной
денежной выплаты в размере, установленном для данной категории
граждан, ссылаясь на то, что это противоречит названному
Федеральному закону и фактически лишает его статуса участника
Великой Отечественной войны.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2006
года в удовлетворении заявления было отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить и
вынести новое решение.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее
удовлетворения.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"
определяет категории лиц, имеющих единый статус участника Великой
Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1
статьи 2), к числу которых в подпункте "з" отнесены
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку),
проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-
учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в
период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести
месяцев; военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за
службу в указанный период.
Вместе с тем, предусматривая меры их социальной поддержки как в
натуральной, так и в денежной форме, этот Федеральный закон
дифференцировал уровень предоставляемых прав и льгот в зависимости
от принадлежности к определенной категории участников Великой
Отечественной войны. Меры социальной защиты участников Великой
Отечественной войны из числа лиц, принимавших участие в боевых
действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону
Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или
увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой
Отечественной войны 1941 - 1945 годов (подпункты "а" - "ж", "и"
подпункта 1 пункта 1 статьи 2 этого Федерального закона), были
установлены в статье 15 и значительно превосходили по объему
предусмотренные в статье 17 меры социальной защиты для тех
военнослужащих, отнесенных подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1
статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны, которые
проходили военную службу в период войны в воинских частях, не
входивших в состав действующей армии.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система
мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему
социальной поддержки. При этом сохранены различия в объеме мер
социальной поддержки участников Великой Отечественной войны,
перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и
остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой
Отечественной войны. Как следует из пункта 19 статьи 44
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и,
соответственно, подпунктов 1, 2 и 4 пункта 4 статьи 23.1
Федерального закона "О ветеранах" (в новой редакции), взамен ранее
предоставлявшихся в натуральной форме льгот установлены
ежемесячные денежные выплаты в размерах: инвалидам войны - 2000
рублей; участникам Великой Отечественной войны - 1500 рублей;
военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав
действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945
года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами
или медалями СССР за службу в указанный период, - 600 рублей.
Таким образом, различные размеры ежемесячных денежных выплат
для участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте
"з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О
ветеранах", и остальных поименованных в подпункте 1 участников
Великой Отечественной войны, определены Федеральным законом.
В Перечне воспроизводятся эти различия. В пункте 4 указаны
участники Великой Отечественной войны, перечисленные в подпункте 1
(кроме подпункта "з) пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О
ветеранах", которые имеют право на получение ежемесячной денежной
выплаты на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 23.1, то есть в
размере 1500 рублей. Военнослужащие, отнесенные к участникам
Великой Отечественной войны подпунктом "з" подпункта 1, названы в
пункте 5 этого Перечня в категории граждан, имеющих право на
получение ежемесячной денежной выплаты на основании подпункта 4
пункта 4 статьи 23.1, то есть в размере 600 рублей.
При таком положении нет оснований для признания недействующим
пункта 4 Перечня, определяющего круг участников Великой
Отечественной войны, имеющих право на получение ежемесячной
денежной выплаты в размере 1500 рублей, в соответствии с
положениями вышеназванных Федеральных законов.
Ссылка заявителя на правовую позицию Конституционного Суда
Российской Федерации, выраженную в определении от 4 апреля 2006
года N 89-О, несостоятельна, поскольку она относится к тем
участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих,
указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2
Федерального закона "О ветеранах", которые являются инвалидами
вследствие общего заболевания, трудового увечья или иных причин.
Оспариваемый же пункт 4 Перечня не распространяется на участников
Великой Отечественной войны, ставших инвалидами.
Довод заявителя в кассационной жалобе о том, что он отнесен к
участникам Великой Отечественной войны с предоставлением прав и
льгот, установленных для инвалидов войны статьей 14 Федерального
закона "О ветеранах", не имеет правового значения по настоящему
делу, рассмотренному судом в порядке абстрактного нормоконтроля.
Вопрос о конкретном праве заявителя, в том числе на льготы,
установленные для инвалидов войны, находится за рамками данного
дела, решение по которому не лишает его возможности обратиться в
суд в соответствии с установленной подсудностью гражданских дел за
защитой своего права, если считает его нарушенным.
Решение суда принято в соответствии с нормами материального
права и с соблюдением норм процессуального права, оснований,
предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, для его отмены в кассационном порядке не
имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального
кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2006
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г. - без
удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Г.В.МАНОХИНА
|