МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2006 г. N 06-971
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Департамент государственной молодежной политики, воспитания и
социальной защиты детей направляет дополнительную информацию по
вопросам развития сети образовательных учреждений для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
(далее - ППМС-центр), в соответствии с изменениями и дополнениями,
внесенными в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации
Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ.
В Российской Федерации на протяжении последних 15 лет сложилась
и продолжает развиваться служба практической психологии в системе
образования. Структуры управления службой практической психологии
на региональном и муниципальном уровнях созданы и успешно
функционируют в 62 субъектах РФ.
Сегодня это 740 ППМС-центров, более 64 тыс. педагогов-
психологов, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную
помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18
лет, их родителям (законным представителям). Как показывает
практика, с каждым годом возрастает роль образовательных
учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей
среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками
в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а
также психолого-педагогического сопровождения личностного,
социального и профессионального самоопределения молодежи.
В ряде субъектов РФ (Архангельская, Белгородская, Курганская,
Московская, Орловская, Псковская, Ростовская, Тюменская и
Ярославская области, города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург,
Хабаровский край, Республики Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть
ППМС-центров успешно развивается. Вместе с тем в некоторых
регионах отмечается сокращение количества ППМС-центров (по данным
мониторинга 2005 года).
В связи с этим считаем необходимым разъяснить, что в
соответствии с подпунктом 6.2 статьи 29 Закона РФ "Об образовании"
(в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) к
компетенции субъектов РФ отнесена организация предоставления
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования по
основным общеобразовательным программам, в том числе в
образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи, в соответствии с
нормативами, установленными законами субъекта РФ.
Согласно подпункту 13.1 статьи 26.3 Федерального закона от
06.10.99 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти
субъектов РФ относится решение вопросов "организации
предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования по основным общеобразовательным программам в
образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с
федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации".
Таким образом, в соответствии с законами субъекта РФ органы
государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными
полномочиями органы местного самоуправления, в том числе по
организации предоставления образования в ППМС-центрах.
Пунктом 6 статьи 26.3 того же Закона установлена следующая
норма: "Законами субъекта Российской Федерации в порядке,
определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы
организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы
местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по
решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением подпунктов
1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 25, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58,
настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной
обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта
Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления
необходимых материальных и финансовых ресурсов". ППМС-центры могут
функционировать как на уровне субъекта РФ, так и на муниципальном
уровне.
В целях дальнейшего развития службы практической психологии в
системе образования органам управления образованием субъектов РФ
рекомендуем разработать региональные программы развития службы
практической психологии, обеспечить их реализацию, предусмотрев:
- разработку нормативных правовых документов, регламентирующих
деятельность ППМС-центров и педагогов-психологов образовательных
учреждений;
- совершенствование системы повышения квалификации специалистов
данного профиля;
- сохранение и развитие сети образовательных учреждений для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи, финансирование ППМС-центров за счет средств
соответствующих бюджетов (субъектов РФ и органов местного
самоуправления), совершенствование материально-технического и
учебно-методического обеспечения.
Директор Департамента
государственной молодежной
политики, воспитания
и социальной защиты детей
С.Н.АПАТЕНКО
|