ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2006 г. N 13
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской
Федерации, проанализировав результаты государственного санитарно-
эпидемиологического надзора за условиями труда на объектах
транспорта и транспортной инфраструктуры, установил.
Риски для здоровья работников транспорта обусловлены особыми
условиями осуществления транспортного процесса, сосредоточением на
объектах транспорта большого количества сооружений и устройств,
пассажиров и грузов, а также применением различных технологий по
их обслуживанию. На сегодняшний день специфические риски
усугубляются изношенностью береговой и наземной инфраструктуры,
частой сменой номенклатуры перегружаемых грузов и уходом от
специализации производственно-перегрузочных комплексов, а также
длительным сроком эксплуатации транспортных средств.
Гигиенические параметры обитаемости транспортных средств и
состояния объектов, обслуживающих транспорт, не отвечают уровню
санитарно-эпидемиологической безопасности, несмотря на проводимые
мероприятия по устранению и предупреждению воздействия вредных и
опасных факторов, по улучшению организации труда, быта и отдыха
работников.
По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации и по железнодорожному транспорту, в 2005 году удельный
вес неудовлетворительных результатов исследований физических
факторов рабочих мест на объектах транспорта и транспортной
инфраструктуры составил от 75 до 100% (г. Санкт-Петербург,
Свердловская область, Брянская область, Кировская область,
Нижегородская область, Краснодарский край, Республика Дагестан,
Красноярский край).
На объектах железнодорожного транспорта и связанной с ним
инфраструктуры ОАО "Российские железные дороги" удельный вес
неудовлетворительных результатов исследований физических факторов
на рабочих местах по сети железных дорог составил от 17% до 34,4%:
Северная железная дорога - 34,4%, Забайкальская железная дорога -
18,6%, Свердловская железная дорога - 18,0%, Северо-Кавказская
железная дорога - 17,3%, Западно-Сибирская железная дорога -
17,0%.
Анализ состояния здоровья работающих на транспорте за последние
годы свидетельствует о его значительном ухудшении.
В 2005 году зарегистрировано 792 случая профессиональных
заболеваний на транспорте (в 2004 г. - 528), в том числе на
авиационном транспорте - 372 (в 2004 г. - 304), автомобильном -
131 (в 2004 г. - 97), морском - 91 (в 2004 г. - 62), речном - 52
(в 2004 г. - 35), железнодорожном - 146 (в 2004 г. - 132).
Имеют место факты сокрытия заболеваемости с целью продолжения
работы лицами, имеющими целый ряд заболеваний, что является
причиной низкой выявляемости профессиональной патологии на
предприятиях транспортного комплекса.
Отмечаются систематические нарушения законодательства в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
на предприятиях малого и среднего бизнеса, предоставляющих услуги
по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом: не
отлажена система по организации и проведению предварительных при
поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, не
организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров, не
соблюдаются режимы труда и отдыха водителей, недостаточное
обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, не проводится
производственный контроль за условиями труда.
В целях улучшения условий труда, а также осуществления
мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья
работников транспорта, и на основании статьи 51 Федерального
закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям организаций транспортного
комплекса Российской Федерации, независимо от организационно-
правовых форм:
1.1. Принять меры по обеспечению безопасных условий труда
работников транспорта в соответствии с законодательством
Российской Федерации в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения.
2. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением безопасных
условий труда и отдыха, а также состоянием здоровья работников
транспорта.
2.2. Разработать комплекс мер по снижению уровня
профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости
среди работников транспорта.
2.3. Разработать программу по обеспечению оптимизации режимов
труда и отдыха.
3. Рекомендовать руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить
организацию и качественное проведение предварительных,
периодических и предрейсовых медицинских осмотров работников
транспорта с целью раннего выявления профессиональных и
профессионально обусловленных заболеваний.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
4.1. Усилить контроль за организацией условий труда и отдыха
работников транспорта.
4.2. Усилить контроль за организацией и качественным
проведением предварительных, периодических и предрейсовых
медицинских осмотров работников транспорта.
4.4. Доложить о проделанной работе до 01.11.2006.
5. Контроль за выполнением Постановления возложить на
заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Главный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|