ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 июля 2006 г.
N 14
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.Онищенко, проанализировав риск заноса и распространения на
территории Российской Федерации особо опасных инфекционных
болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране
страны, отмечаю, что в последние годы эпидемическая ситуация по
этим болезням оставалась напряженной.
В 2003 г. зарегистрирована новая вирусная инфекционная болезнь
- тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), выявленная впервые
на юге Китая и в течение нескольких месяцев получившая глобальное
распространение, поразив 32 страны мира. Общее число заболевших
достигло 8422, из них погибло - 916. Лабораторно подтвержденный
случай заноса ТОРС был зарегистрирован и в Российской Федерации в
г. Благовещенске. Проведенный комплекс противоэпидемических
мероприятий, включавший ограничительные (карантинные) меры на
пораженных территориях, в том числе и в пунктах пропуска через
государственную границу, позволил остановить распространение ТОРС
в России.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2005
году в 35 странах было зарегистрировано 113939 больных холерой,
что на 12,4% больных больше, чем в 2004 году. Заносы холеры
регистрировались в странах Европы, США, Канаде, Австралии с
Океанией. В Российской Федерации в 2005 г. было зарегистрировано 2
завозных случая холеры из Таджикистана в Москву и Тверскую
область.
Остается напряженной в мире ситуация по гриппу птиц. Число
стран, в которых регистрируются эпизоотические и эпидемические
проявления гриппа птиц, неуклонно растет, увеличивается количество
больных и умерших. По данным ВОЗ с 2003 года в 10 странах мира
зарегистрировано 228 лабораторно подтвержденных случаев
заболеваний людей, из которых 130 закончились летальным исходом.
Эпизоотии гриппа птиц А (Н5N1) зарегистрированы в 51 стране мира.
В 2005-2006 годах эпизоотическое неблагополучие по гриппу птиц
отмечалось в ряде регионов Южного федерального округа, Алтайском
крае, Новосибирской, Омской и других субъектах Российской
Федерации.
Учитывая продолжающиеся вспышки гриппа среди домашних птиц и
возможное появление пандемического вируса, 59 сессия Всемирной
ассамблеи здравоохранения (23 мая 2005 г.) рекомендовала
государствам-участникам приступить к незамедлительному соблюдению
положений Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.),
которые вступят в силу в 2007 году.
Продолжают регистрироваться завозы малярии на территорию
Российской Федерации из стран Африки, Азии и СНГ. В 2005 году
выявлен 81 случай завоза из стран СНГ и 60 случаев из стран
дальнего зарубежья.
Сохраняется вероятность эпидемических осложнений в природных
очагах чумы, расположенных на территории Российской Федерации, а
также заноса этой болезни из-за рубежа и, прежде всего, из
сопредельных стран - Монголии, Казахстана, Китая, с которыми у
России имеются тесные коммуникационные связи. Заносы чумы возможны
и из других (более 50) стран мира, в которых также имеются
эпидемически активные природные и антропоургические очаги этой
болезни.
Традиционным вопросом обеспечения санитарной охраны территории
Российской Федерации является хадж к исламским святыням Мекки и
Медины, который в 2006 г. совершили более 14,5 тысяч российских
граждан из 38 субъектов страны.
В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в мире
по инфекционным болезням, опасным в создании чрезвычайных ситуаций
международного значения и существующей угрозе их заноса на
территорию Российской Федерации из-за рубежа и в целях усиления
мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650)
постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований рассмотреть
вопрос о создании межведомственных санитарно-противоэпидемических
комиссий для координации мероприятий по обеспечению санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и санитарной охраны
территории Российской Федерации.
2. Просить Федеральную пограничную службу Российской Федерации
и Федеральную таможенную службу Российской Федерации поручить
подведомственным органам и организациям:
2.1. Оказывать содействие специалистам органов Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, осуществляющим государственный санитарно-
эпидемиологический надзор в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации, в выполнении задач, направленных на
предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний
на территорию Российской Федерации.
2.2. В случаях выявления у прибывающих из-за рубежа подозрения
на инфекционное заболевание немедленно информировать сотрудников
санитарно-карантинных пунктов (санитарно-карантинных отделов).
3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим туроператорскую и турагентскую деятельность
рекомендуется:
3.1. При организации зарубежных туристических поездок
информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и
местной инфекционной патологии в стране пребывания, возможном
риске заражения инфекционными болезнями, мерах личной
профилактики, обязательной вакцинации против желтой лихорадки при
выезде в эндемичные по этой инфекции страны, обеспечении
препаратами для химиопрофилактики малярии и действиях в случае
заболевания после возвращения.
3.2. Обеспечить подготовку работников, занимающихся
туроператорской и турагентской деятельностью, по вопросам
профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
3.3. Сохранять списки граждан, выезжающих в страны, эндемичные
по карантинным инфекциям, в течение месяца после их возвращения, а
для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии, - в
течение 2 лет.
4. Органам управления здравоохранением совместно с управлениями
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по
железнодорожному транспорту:
4.1. Разработать схему оповещения о выявлении инфекционных
больных в пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации.
4.2. Ежегодно проводить подготовку медицинского персонала
учреждений здравоохранения по вопросам диагностики, лечения и
профилактики особо опасных инфекций с проведением тренировочных
учений и отработкой функциональных обязанностей и практических
навыков в случае выявления больного с подозрением на инфекционные
заболевания.
5. Органам управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации:
5.1. Обеспечить готовность медицинских пунктов в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации к
временной изоляции выявленных в аэропортах, морских (речных) и
железнодорожных вокзалах, в пунктах пропуска на автодорожных
переходах больных инфекционными заболеваниями.
5.2. Разработать порядок госпитализации выявленных в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации
инфекционных больных в лечебно-профилактические учреждения и
определить инфекционные стационары для их госпитализации.
5.3. Обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений
к своевременному выявлению, проведению диагностических
обследований, госпитализации лиц, заразившихся инфекционными или
паразитарными болезнями во время пребывания за рубежом, оказанию
квалифицированной медицинской помощи и медикаментозному лечению.
5.4. Обеспечить вакцинацию граждан, выезжающих с целью
совершения хаджа, омры и на сезонные работы в Королевство
Саудовской Аравии, против дифтерии и против менингита вакциной
"Менцевакс ACWY".
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
6.1. Разработать и представить на утверждение в органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о
создании межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий
для координации мероприятий по обеспечению санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и санитарной охране
территории, а также комплексные планы мероприятий по санитарной
охране территории от заноса и распространения инфекционных
болезней, потенциально опасных для возникновения чрезвычайных
ситуаций международного значения.
6.2. Усилить санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска
через государственную границу Российской Федерации за пассажирами,
прибывающими из стран, неблагополучных по инфекционным болезням,
требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории,
товарами и грузами, представляющими угрозу возникновения и
распространения инфекционных заболеваний или массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений).
6.3. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за поступающими на территорию Российской Федерации пищевой
продукцией, товарами и грузами (в том числе по линии гуманитарной
помощи) без документов, подтверждающих их безопасность для
населения.
6.4. Совместно с заинтересованными надзорными (контрольными)
органами провести паспортизацию пунктов пропуска через
государственную границу Российской Федерации в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006
г. N 312 "О паспортах пунктов пропуска через государственную
границу Российской Федерации";
6.5. Обеспечить постоянную готовность подразделений санитарно-
карантинного контроля к проведению противоэпидемических
(профилактических) мероприятий при возникновении чрезвычайных
эпидемических ситуаций международного значения в пунктах пропуска
через государственную границу.
6.6. Осуществлять контроль за санитарным состоянием
административной территории, соблюдением санитарных норм и правил
на железнодорожных и автовокзалах, морских, речных, аэропортах,
принимать административные меры к устранению выявленных санитарных
правонарушений.
6.7. Обеспечить сотрудников санитарно-карантинных пунктов,
санитарно-карантинных отделов необходимыми средствами
индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки, противочумные
костюмы и др.), дезинфицирующими средствами.
6.8. Проводить подготовку сотрудников таможенных и пограничных
органов в пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации о сигнальных признаках заболеваний людей,
соблюдении мер индивидуальной защиты при осуществлении контроля за
пассажирами, транспортными средствами, товарами и грузами,
прибывающими из неблагополучных стран.
6.9. Обеспечить подготовку экипажей (бригад) транспортных
средств, выполняющих международные перевозки, по вопросам
профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, выявления
больных и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание среди
пассажиров и сотрудников в пути следования.
6.10. Информировать население через средства массовой
информации об эпидемиологической ситуации в мире, возможных путях
заражения и мерах профилактики инфекционных и паразитарных
заболеваний во время пребывания их в зарубежных странах.
6.11. При выявлении больных чумой, холерой, геморрагическими
лихорадками Ласса, Марбург, Эбола вносить в органы исполнительной
власти предписание о введении ограничительных мероприятий в очаге,
направленных на предотвращение распространения инфекции за его
пределы.
7. Главным врачам ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах
Российской Федерации и на железнодорожном транспорте принять меры
по укреплению и модернизации материально-технической базы и
обеспечению постоянной готовности лабораторий особо опасных
инфекционных болезней при проведении мероприятий по санитарной
охране территории.
8. Руководителям противочумных учреждений:
8.1. Обеспечить готовность учреждения к организации и
проведению противоэпидемических мероприятий в случае выявления
больных (подозрительных) особо опасными инфекционными болезнями.
8.2. Оказывать практическую и методическую помощь учреждениям
здравоохранения, органам и учреждениям Роспотребнадзора в
организации и проведении мероприятий по санитарной охране
территорий.
8.3. Проводить выборочный контроль противоэпидемической
готовности лечебно-профилактических учреждений, предусмотренных
для перепрофилирования в соответствии с комплексными планами по
санитарной охране административных территорий.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя главного государственного санитарного врача
Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Главный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|