ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 июля 2006 г. N 01-06/23017
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗА
ГТК РОССИИ ОТ 30.03.2004 N 395
По итогам проведенного анализа практики применения электронной
формы декларирования в таможенных органах Российской Федерации, с
целью единообразного применения таможенными органами нормативных
правовых актов, регламентирующих применение электронной формы
декларирования товаров, разъясняем отдельные положения Инструкции
о совершении таможенных операций при декларировании товаров в
электронной форме, утвержденной Приказом ГТК России от 30.03.2004
N 395 (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2004, рег. N 5767)
(далее - Инструкция).
1. Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что при декларировании
товаров в электронной форме одновременно с электронной декларацией
лицо, декларирующее товары, подает в электронной форме опись
документов, представление которых предусмотрено при таможенном
оформлении товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом
(далее - опись документов). Таким образом, при начале процедуры
декларирования требуется представлять таможенному органу только
два электронных документа - таможенную декларацию и опись
документов, которые в соответствии с Приказом ГТК России от
16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений,
необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с
выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России
13.10.2003, рег. N 5171) являются документами, необходимыми для
таможенного оформления, и в обязательном порядке должны быть у
лица, декларирующего товары.
Необходимо проверить, указаны ли в описи документы, необходимые
в соответствии с Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 для
таможенного оформления, а также указаны ли сведения о них в
электронной декларации, а по итогам проверки и в результате
применения системы управления рисками принять решение о
необходимости представления какого-либо из документов, указанных в
описи (пунктом 12 Инструкции предусмотрено, что после прохождения
форматно-логического контроля уполномоченное должностное лицо
таможенного органа по результатам проверки электронной декларации
принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о
необходимости представления электронных документов, указанных в
описи документов).
2. Пунктом 5 Инструкции установлено, что электронные документы,
подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, могут
быть представлены лицом, декларирующим товары, в формализованном
виде в установленных форматах либо, когда формализованный вид
документа не предусмотрен, в виде их электронных образов,
полученных путем сканирования документов на бумажных носителях.
Форматы электронных документов, используемых при декларировании
товаров, размещены на WEB-сайте ФТС России. Таким образом,
электронные документы, изготовленные путем сканирования бумажных
документов, могут использоваться при электронном декларировании
только в тех случаях, когда не предусмотрен их формализованный
вид.
Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что лицо, декларирующее
товары в электронной форме, может представить электронные
документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут
использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и
дополнений), в том числе до подачи первой электронной таможенной
декларации, для их включения в электронный архив. При
декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в
электронный архив, повторно таможенному органу не представляются.
Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в
котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к
поданной декларации, в описи документов. Программный продукт КПС
"ЭДТ и ТС", используемый в настоящее время при электронном
декларировании, доработан и позволяет формировать данный
электронный архив.
Однако в таможенных органах сложилась устойчивая практика,
характерная для эксперимента, проводившегося в отдельных
таможенных органах до 27 июля 2004 года, когда лицо, декларирующее
товары, направляет в таможенный орган совокупность данных по
сделке (СДС), представляющую собой весь пакет документов,
указанных в описи, в электронной форме. То есть лица,
декларирующие товары, вместе с каждой электронной декларацией
представляют в таможенный орган все документы и не используют
возможность формирования электронного архива. Такая практика
противоречит Инструкции и существенно увеличивает объем
информации, передаваемой при электронном декларировании, что
негативно сказывается на скорости ее передачи и работе сервера
электронного декларирования.
3. Предлагаем провести разъяснительную работу с лицами,
декларирующими товары в электронной форме, разъяснив им
вышеуказанные положения Инструкции, и привести практику их работы
и практику работы таможенных органов, где применяется электронная
форма декларирования, в соответствие с Инструкцией. Также
целесообразно разъяснить лицам, декларирующим товары, что
ускорение таможенных процедур при использовании этой формы
декларирования непосредственно зависит от организации
информационных систем, применяемых данными лицами, а также
возможности использовать при электронном декларировании
электронные документы, представляемые декларантами таможенному
брокеру либо декларантам их иностранными контрагентами.
Заместитель руководителя
В.М.МАЛИНИН
|