ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2006 года
Дело N 78-В06-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Кебы Ю.Г.,
Малышкина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 июня 2006 г. по
надзорной жалобе Государственного учреждения - Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации по Кронштадтскому району
Санкт-Петербурга на определение судебной коллегии по гражданским
делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 июня 2003 года и
постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от
24 августа 2005 г. дело по жалобе М. на решение Комиссии по
назначению пенсий отдела социальной защиты населения
территориального управления Кронштадтского административного
района Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
М. обратилась в суд с жалобой на решение Комиссии по назначению
пенсий отдела социальной защиты населения территориального
управления Кронштадтского административного района Санкт-
Петербурга от 23 июля 2002 года об отказе в назначении пенсии на
основании п. 6 ст. 28 Федерального закона N 173-Ф3 от 17 декабря
2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и просила
обязать орган по назначению пенсий назначить ей пенсию по старости
с 20 июня 2002 года.
В обоснование жалобы М. ссылалась на то, что с 25 июля 1984
года проживала вместе со своим мужем - военнослужащим в г.
Мурманск-150. В период с 24 декабря 1984 года по 24 декабря 1986
года работала в войсковой части 31271 младшей медицинской сестрой
и лаборантом, а с 24 декабря 1986 года по 30 июня 1997 года она
проходила военную службу по контракту фельдшером. По мнению М.,
период прохождения военной службы должен быть засчитан ей в
трудовой стаж как работа в районах Крайнего Севера, который в
таком случае составит 12 лет 11 месяцев 6 дней, что дает ей право
на назначение льготной пенсии на основании подпункта 6 пункта 1
статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако при обращении в
Отдел социальной защиты населения Санкт-Петербурга по поводу
назначения пенсии на льготных условиях в связи с работой в районах
Крайнего Севера она получила отказ по мотиву отсутствия у нее
стажа, необходимого для назначения пенсии.
Ответчик иск не признал.
Решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 27
ноября 2002 года в удовлетворении жалобы отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-
Петербургского городского суда от 2 июня 2003 года указанное
решение районного суда было отменено и вынесено новое решение,
которым жалоба М. была удовлетворена. Суд признал незаконным отказ
Комиссии по назначению пенсий отдела социальной защиты населения
территориального управления Кронштадтского административного
района Санкт-Петербурга в назначении пенсии М. и обязал Главное
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по
Кронштадтскому району Санкт-Петербурга назначить М. трудовую
пенсию по старости с 20 июня 2002 года со снижением пенсионного
возраста до 51 года на основании абзаца 3 подпункта 6 пункта 1
статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации".
Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 24 августа 2005 года определение судебной коллегии по
гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 июня
2003 года было оставлено без изменения, а надзорная жалоба
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации по Кронштадтскому району Санкт-Петербурга -
без удовлетворения.
В надзорной жалобе Государственное учреждение - Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации по Кронштадтскому району
Санкт-Петербурга просит определение судебной коллегии по
гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 июня
2003 года и постановление президиума Санкт-Петербургского
городского суда от 24 августа 2005 г. отменить и оставить в силе
решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 27
ноября 2002 года.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 29 января 2006 года
дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 26 мая 2006
г. передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции
- Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по
данному делу определение суда кассационной инстанции и
постановление суда надзорной инстанции подлежащими отмене по
следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судебной коллегией по
гражданским делам и президиумом Санкт-Петербургского городского
суда были допущены существенные нарушения норм материального
права, выразившиеся в неправильном толковании и применении норм
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по
старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении
возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они
проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера
либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и
имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в
приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за
15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый
календарный год работы в местностях, приравненных к районам
Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах
Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7
лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста,
установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре
месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При
работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а
также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется
положение абзаца второго настоящего подпункта.
Аналогичные нормы содержатся и в статье 25 Закона РФ от 19
февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях" (с последующими изменениями и
дополнениями).
Удовлетворяя жалобу М., суд кассационной инстанции ошибочно
исходил из того, что положение п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в качестве
условия для возникновения права на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости определяет не род трудовой деятельности, а
исключительно место ее осуществления в районах Крайнего Севера, и
неправильно включил в стаж работы в районах Крайнего Севера период
прохождения М. военной службы с 24 декабря 1986 года по 30 июня
1997 года. Ошибочным является и вывод о том, что с учетом
указанного периода военной службы в г. Мурманске, общий срок
работы и службы М. в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 6
месяцев и 6 дней, что в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28
Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" дает ей право на снижение пенсионного возраста на 48
месяцев или 4 года, и таким образом, М. приобрела право на пенсию
по достижении возраста 51 года, т.е. с 20 июня 2002 года.
Как указал суд кассационной инстанции, военнослужащим
предоставлено право на выбор пенсии, что вытекает из положений п.
1 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, государственной противопожарной службе,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей". Будучи наделены правом на назначение пенсии по нормам
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
военнослужащие, проходившие службу в районах Крайнего Севера, не
могут быть ущемлены в праве на льготный порядок назначения пенсии
по сравнению с другими категориями граждан, учитывая, что в
подпункте 6 п. 1 ст. 28 названного Закона в качестве основания
снижения пенсионного возраста предусмотрен не характер трудовой
деятельности, дающей право на пенсию, а условия ее осуществления
(в районах Крайнего Севера), а по этому признаку военная служба не
отличается от трудовой деятельности. По смыслу п. 1 ст. 10
Федерального закона "О статусе военнослужащих" прохождение военной
службы является формой реализации военнослужащими права на труд.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, право
военнослужащего на выбор пенсии предполагает равное значение
периодов военной службы и периодов работы как при исчислении
страхового стажа, так и при исчислении специального стажа, дающего
право на назначение пенсии на льготных условиях. В связи с этим
лицо, в страховой стаж которого наряду с работой входит военная
служба в течение более 7 лет 6 месяцев в районах Крайнего Севера,
при наличии оснований для пенсионного обеспечения по Федеральному
закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеет право
выбора пенсии, при назначении которой периоды его военной службы в
районах Крайнего Севера должны учитываться, в том числе и при
определении права лица на снижение пенсионного возраста на
основании подпункта 6 п. 1 ст. 28 названного Федерального закона.
Исходя из изложенного судебная коллегия по гражданским делам и
президиум Санкт-Петербургского городского суда пришли к выводу о
наличии у М. права на досрочную пенсию по старости в соответствии
с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации".
Между тем с данным выводом согласиться нельзя, поскольку он
основан на неправильном толковании и применении норм материального
права.
Действительно, военная служба и служба в органах внутренних дел
являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию
военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в
котором для данной категории граждан предусмотрено в целях
компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-
климатических условий районов Крайнего Севера и местностей к ним
приравненных, на организм человека исчисление при назначении
пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и
местностях на льготных условиях.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения
военной службы, а также другой, приравненной к ней службы,
предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
(если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы),
засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или)
иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного
Федерального закона.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по
пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из
системы государственного пенсионного обеспечения в систему
обязательного пенсионного страхования, ориентированную на
определенный круг субъектов, включающую определенные правила
уплаты страховых взносов, условия назначения страхового
обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения
трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного
пенсионного страхования.
Порядок определения страхового стажа урегулирован Правилами
подсчета и подтверждения страхового стажа для установления
трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, действовавшим на
момент рассмотрения дела в суде.
При этом, законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных
прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в
случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за
выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и
устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а
также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не
предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах
Крайнего Севера и т.п.) стаж.
С учетом изложенного вывод судов кассационной и надзорной
инстанций о том, что период прохождения военной службы может быть
засчитан в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение
льготной пенсии, и подлежит включению в период работы в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, правильным
признать нельзя.
На основании ст. ст. 390, 391 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-
Петербургского городского суда от 2 июня 2003 года и постановление
президиума Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2005
г. отменить.
Оставить в силе решение Кронштадтского районного суда Санкт-
Петербурга от 27 ноября 2002 года.
|