КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2006 г. N 8-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ 11
СТАТЬИ 154 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА
N 122-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ)
И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Ю.М. Данилова, судей Л.М. Жарковой, Г.А.
Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Н.В.
Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
с участием представителей Правительства Москвы - адвоката Т.Н.
Мордоховой и доктора юридических наук А.Е. Шерстобитова,
постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном
Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета
Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой,
полномочного представителя Президента Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой,
частями третьей и четвертой статьи 3, подпунктом "а" пункта 1
части второй статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи
с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Правительства Москвы.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции
Российской Федерации оспариваемые в запросе законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.И. Клеандрова, объяснения
представителей сторон, выступления полномочного представителя
Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде
Российской Федерации М.Ю. Барщевского, приглашенных в заседание
представителей: от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Л.
Слесарева, от Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А.
Рыжковой, от Министерства экономического развития и торговли
Российской Федерации - О.Б. Соколовой, от Федерального агентства
по управлению федеральным имуществом - А.Н. Крыласовой, исследовав
представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд
Российской Федерации
установил:
1. Правительство Москвы просит признать противоречащими статьям
1 (часть 1), 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 35 (части 2 и
3) и 73 Конституции Российской Федерации положения части 11 статьи
154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (в
редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием разграничения полномочий"),
устанавливающие, что:
находящееся в собственности субъектов Российской Федерации
имущество, которое может находиться в федеральной собственности,
подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в
случае, если нахождение указанного имущества в собственности
субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в
результате разграничения полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, или если указанное имущество используется
федеральными органами государственной власти, федеральными
государственными унитарными предприятиями, федеральными
государственными учреждениями для целей, установленных в
соответствии с данным Федеральным законом (абзацы девятый -
одиннадцатый);
предложения о передаче имущества направляются органами
государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному
органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия
собственника имущества (абзацы пятнадцатый - шестнадцатый);
решения о передаче имущества из собственности субъектов
Российской Федерации в федеральную собственность принимаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
полномочия собственника имущества, если иное не установлено
Правительством Российской Федерации; указанные решения являются
основаниями возникновения права собственности Российской Федерации
на имущество, передаваемое от субъекта Российской Федерации
(абзацы девятнадцатый и двадцать первый);
перечень документов, необходимых для принятия решения о
передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации
в федеральную собственность, устанавливается Правительством
Российской Федерации (абзац двадцать второй);
органы государственной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий принятие имущества,
обязан принять передаваемое имущество на основании решений о
передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации
в федеральную собственность в соответствии с передаточным актом, в
котором указываются наименования и места нахождения передаваемых
государственных унитарных предприятий и государственных
учреждений; подписанный уполномоченными лицами органов
государственной власти, осуществляющих передачу и принятие
имущества, передаточный акт представляется уполномоченному органу
государственной власти для утверждения и внесения изменений в
реестр государственного имущества; если в установленный срок
передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу
государственной власти, осуществляющему передачу имущества,
передаточный акт утверждается уполномоченным федеральным органом в
одностороннем порядке (абзацы двадцать третий - двадцать седьмой);
права на находящиеся в федеральной собственности объекты
недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные
участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на
основании решений о передаче имущества из собственности субъектов
Российской Федерации в федеральную собственность, подписанных
передаточных актов и иных документов, предусмотренных
законодательством Российской Федерации (абзац двадцать девятый);
передача имущества, закрепленного за государственными
учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена
исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий; в
этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается
уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным
лицом учреждения (абзац тридцатый);
право собственности на имущество, передаваемое в порядке,
установленном данным Федеральным законом, возникает с даты,
устанавливаемой соответствующими решениями федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника
имущества (абзац тридцать первый);
к правоотношениям, возникающим при передаче имущества из
собственности субъектов Российской Федерации в федеральную
собственность, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и
Федерального закона от 21 июля 1997 года "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том
числе определяющие момент возникновения права собственности на
имущество, применяются в части, не противоречащей положениям
данной статьи (абзац тридцать третий).
По мнению заявителя, данные законоположения нарушают
конституционные правомочия субъектов Российской Федерации,
поскольку допускают изъятие имущества из собственности субъекта
Российской Федерации и его обращение в федеральную собственность
вопреки установленным Гражданским кодексом Российской Федерации
общим правилам приобретения права собственности на основании
подзаконных актов, без согласия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, решения суда и равноценного
возмещения, не содержат конкретного перечня имущества субъектов
Российской Федерации (его видов, категорий), подлежащего передаче
в федеральную собственность, и тем самым позволяют определять его
федеральным органам исполнительной власти по своему усмотрению, не
гарантируют сохранение за субъектами Российской Федерации их
имущества в случаях, когда возможно многоцелевое использование,
перепрофилирование этого имущества или его использование для
осуществления иных полномочий, остающихся у субъекта Российской
Федерации в результате разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Москвы, таким образом, оспаривает
конституционность названных законоположений в части, касающейся
установления порядка безвозмездной передачи имущества из
собственности субъектов Российской Федерации в федеральную
собственность. Именно в этой части данные законоположения - в силу
статьи 36, части третьей статьи 74, статей 84 и 85 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" - составляют предмет рассмотрения Конституционного Суда
Российской Федерации по настоящему делу.
2. Согласно Конституции Российской Федерации Российская
Федерация является федеративным государством, его федеративное
устройство основано на разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть 3); государственную
власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые
ими органы государственной власти (статья 11, часть 2); в
Российской Федерации признаются и защищаются равным образом
частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности
(статья 8, часть 2), при этом федеральная государственная
собственность и управление ею находятся в ведении Российской
Федерации (статья 71, пункт "д"), а разграничение государственной
собственности - в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "г" части 1); по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
2.1. По смыслу приведенных конституционных положений,
необходимость разграничения государственной собственности между
Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации,
предусмотренного непосредственно Конституцией Российской Федерации
в качестве предмета их совместного ведения, предопределяется
федеративным характером государства и разграничением полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с
тем Конституция Российской Федерации не определяет, какие объекты
государственной собственности должны находиться в собственности
Российской Федерации, а какие - в собственности субъектов
Российской Федерации.
Следовательно, при осуществлении нормативного регулирования в
области разграничения государственной собственности федеральный
законодатель - исходя из разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и из того,
что объем, пределы и особенности конкретных полномочий органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
разграничения государственной собственности обусловлены
особенностями государственной собственности, ее предназначением
как экономической основы для осуществления функций государства и
реализации полномочий органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, - правомочен отнести объекты государственной
собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной
собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а
также установить порядок передачи имущества, в том числе на
безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к
другому.
В частности, имущество, находящееся в федеральной
собственности, может быть безвозмездно передано в собственность
субъектов Российской Федерации; в свою очередь, имущество,
находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, может
быть безвозмездно передано в федеральную собственность, причем
такая передача не является допускаемым на основании статьи 35
(часть 3) Конституции Российской Федерации принудительным
отчуждением имущества для федеральных нужд, предполагающим
предварительное и равноценное возмещение. В то же время имущество,
передаваемое в процессе разграничения собственности между
Российской Федерацией и ее субъектами, остается государственной
собственностью и должно использоваться органами государственной
власти не иначе как для осуществления ими своих полномочий в
конституционно установленных целях.
Таким образом, разграничение государственной собственности и
передача имущества, находящегося в государственной собственности,
осуществляемая в связи с разграничением полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, не должны
быть произвольными.
2.2. По смыслу статьи 72 (пункт "г" части 1) Конституции
Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 8
(часть 2) и 71 (пункт "д"), разграничение государственной
собственности осуществляется между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации как между публично-правовыми
образованиями, связанными отношениями субординации и координации,
которые основаны на разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в
государственной собственности, обусловливаемые разграничением
публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся
оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и
содержания акта, оформляющего такую передачу, также представляют
собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно
субординационных и координационных по своему характеру. Именно в
силу этого данные отношения гражданским законодательством,
определяющим правовое положение участников гражданского оборота и
регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве,
автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по
общему правилу, не регулируются.
Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к
имущественным отношениям, основанным на административном или ином
властном подчинении одной стороны другой, гражданское
законодательство не применяется, если иное не предусмотрено
законодательством (пункт 3 статьи 2); отнесение государственного
имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов
Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном
законом (пункт 5 статьи 214). На это же указывает абзац тридцать
третий части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям,
возникающим при передаче имущества в соответствии с данной
статьей, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации
применяются в части, не противоречащей ее положениям.
Таким образом, разграничение государственной собственности и
регламентация передачи имущества в результате разграничения
полномочий между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляются посредством специальных норм, содержащихся в
федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними в рамках
данного предмета совместного ведения законах и иных нормативных
правовых актах субъектов Российской Федерации, на которых и
основывается правоприменительная деятельность в этой сфере органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть
2), 55 (часть 3), 71 (пункт "д"), 72 (пункт "г" части 1) и 73
Конституции Российской Федерации, федеральным законом - как
нормативным правовым актом общего действия, принимаемым в сфере
совместного ведения и определяющим конкретные полномочия и
компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
вопросам разграничения государственной собственности и передачи
имущества в результате разграничения полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, - право
собственности субъектов Российской Федерации может быть
ограничено, если такое ограничение необходимо для защиты
конституционных ценностей и по своему характеру соразмерно тем
конституционно значимым целям, ради которых оно вводится.
Федеральным законом, разграничивающим государственную
собственность и устанавливающим порядок передачи имущества в
результате разграничения публично-властных полномочий, должен быть
обеспечен баланс интересов Российской Федерации и интересов ее
субъектов. При этом в силу вытекающего из Конституции Российской
Федерации требования признания и защиты государственной
собственности субъектов Российской Федерации полномочия органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по
разграничению государственной собственности и безвозмездной
передаче имущества должны распределяться и осуществляться как
находящиеся в совместном ведении, с тем чтобы при принятии
соответствующих решений обеспечивались бы учет и согласование
интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. В процессе становления России как федеративного государства
и развития экономических основ конституционного строя было
предпринято разграничение единой государственной собственности на
собственность Российской Федерации и собственность субъектов
Российской Федерации (а затем и собственность муниципальных
образований).
Согласно Закону СССР от 6 марта 1990 года "О собственности в
СССР" и Закону РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в
РСФСР" имущество, находившееся в государственной собственности
РСФСР, было отнесено соответственно к федеральной собственности,
собственности республик, входящих в Российскую Федерацию,
автономных областей, автономных округов, краев и областей, исходя
прежде всего из того, в ведении какого уровня органов
государственной власти и управления находилось то или иное
имущество. В дальнейшем разграничение единой государственной
собственности и передача различных объектов (видов) имущества в
федеральную собственность и собственность субъектов Российской
Федерации производились на основании Постановления Верховного
Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
Петербурга и муниципальную собственность", а также распоряжения
Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп "Об
утверждении Положения об определении пообъектного состава
федеральной, государственной и муниципальной собственности и
порядке оформления прав собственности". В приложениях 1 и 2 к
названному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации
содержались перечни объектов, относящихся исключительно к
федеральной собственности, и объектов, которые могут передаваться
в собственность субъектов Российской Федерации.
3.1. Осуществляя в соответствии с Конституцией Российской
Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и в связи с
этим - разграничение государственной собственности, федеральный
законодатель непосредственно в федеральном законе прежде всего
указывает, какое имущество может находиться в публичной
собственности того или иного уровня, объектный состав имущества,
закрепляемого за соответствующим публичным собственником, а также
устанавливает порядок (процедуру) передачи имущества из
федеральной собственности в собственность субъектов Российской
Федерации и из собственности субъектов Российской Федерации в
собственность Российской Федерации.
Так, в Федеральном законе от 6 октября 1999 года "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" было определено, какое имущество может находиться в
собственности субъекта Российской Федерации, и при этом
подчеркивалось, что особенности возникновения, осуществления и
прекращения права собственности субъекта Российской Федерации
устанавливаются федеральным законом (пункты 1, 2 и 4 статьи
26.11).
Федеральным законом от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" были
перераспределены полномочия по осуществлению ряда государственных
функций между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
а затем Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
предусмотрен порядок безвозмездной передачи имущества из
федеральной собственности в собственность субъектов Российской
Федерации, а также из собственности субъектов Российской Федерации
- в федеральную собственность.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности
имущество, которое в связи с разграничением полномочий между
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации может
находиться в собственности субъектов Российской Федерации,
подлежит безвозмездной передаче в их собственность, если
нахождение указанного имущества в федеральной собственности не
допускается, а также если указанное имущество используется
органами государственной власти субъектов Российской Федерации для
целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального
закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"; в свою
очередь, в федеральной собственности может находиться имущество,
необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов
государственной власти, осуществления ими полномочий в рамках их
компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и
нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими
их статус, а также для обеспечения стратегических интересов
Российской Федерации в области обороны и безопасности государства,
защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан
Российской Федерации (абзацы первый - четвертый, шестой -
восьмой).
Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов
имущества и конкретных объектов имущества субъектов Российской
Федерации в Федеральном законе от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
отсутствует. Разрешение вопроса о перечне объектов передаваемого
имущества должно осуществляться в соответствии с федеральными
законами, принимаемыми в пределах ведения Российской Федерации, а
также издаваемыми по предметам совместного ведения федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации путем
осуществления органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
соответствующей правоприменительной деятельности.
3.2. Положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ, являющимися предметом рассмотрения по
настоящему делу и определяющими порядок (процедуру) безвозмездной
передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации
в федеральную собственность, предусматривается, в частности, что
находящееся в собственности субъектов Российской Федерации
имущество, которое может находиться в федеральной собственности,
подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в
случаях, если нахождение указанного имущества в собственности
субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в
результате разграничения полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, или если указанное имущество используется
федеральными органами государственной власти, федеральными
государственными унитарными предприятиями, федеральными
государственными учреждениями для целей, установленных в
соответствии с данным Федеральным законом (абзацы девятый -
одиннадцатый).
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской
Федерации включает, во-первых, направление органом государственной
власти субъекта Российской Федерации предложений федеральному
органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия
собственника имущества, о передаче имущества, а во-вторых -
принятие федеральным органом исполнительной власти решения о
передаче имущества (абзацы пятнадцатый - семнадцатый и
девятнадцатый), при этом передача имущества из собственности
субъекта Российской Федерации в собственность Российской
Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается
(абзац восемнадцатый).
По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими
ее положениями, безвозмездная передача государственной
собственности предполагает необходимость согласованных действий
соответствующих органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во
исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс
интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил
возможность принятия федеральным органом исполнительной власти
решения о безвозмездной передаче того или иного имущества,
находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в
федеральную собственность в одностороннем порядке.
О том, что аутентичное намерение законодателя именно таково -
не допустить передачу имущества против воли субъекта Российской
Федерации, в собственности которого оно находится, свидетельствуют
выступления представителей Государственной Думы, Совета Федерации
и Президента Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела
Конституционным Судом Российской Федерации. Из этого же исходило и
Правительство Российской Федерации, закрепляя в Постановлении от
13 июня 2006 года N 374, что для принятия федеральным органом
государственной власти решения о передаче имущества из
собственности субъекта Российской Федерации в федеральную
собственность необходимо предложение органа государственной власти
субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта
Российской Федерации в федеральную собственность (подпункт "а"
пункта 2).
3.3. При передаче имущества из собственности субъекта
Российской Федерации в федеральную собственность в порядке,
предусмотренном положениями части 11 статьи 154 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, права собственника
находятся под защитой статьи 35 (части 2 и 3) Конституции
Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в
собственности, реализуя вытекающие из этого правомочия, и гарантии
для субъектов данного права в случаях лишения их имущества, в
частности при принудительном отчуждении имущества для
государственных нужд.
Установленный рассматриваемыми законоположениями порядок
передачи имущества, находящегося в государственной собственности,
исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из
таких случаев, а также выплату равноценного возмещения, что
соответствует природе публично-правовых отношений между Российской
Федерацией и субъектами Российской Федерации по разграничению
государственной собственности и передаче имущества в результате
разграничения полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации: имущество, находящееся в собственности
соответствующих публично-правовых образований, предназначено для
осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий
функций государства, а следовательно, в результате разграничения
полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации по реализации этих функций возможна безвозмездная
передача имущества, необходимого для осуществления соответствующих
полномочий, в целях наиболее рационального его использования в
общих публичных интересах.
Спор же о праве собственности на имущество (о законности
нахождения имущества в собственности), в отношении которого в
связи с разграничением полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации ставится вопрос о передаче в
федеральную собственность или собственность субъекта Российской
Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим
законодательством.
3.4. Таким образом, закрепленный в части 11 статьи 154
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ порядок
безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества,
находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в
связи с разграничением полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации предполагает необходимость
волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу,
достижение договоренностей между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение
имущества, находящегося в собственности субъектов Российской
Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий
конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и
гарантии государственной собственности субъектов Российской
Федерации, в том числе вытекающие из статей 5 (часть 3), 8 (часть
2), 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3) и 72 (пункт "г" части 1)
Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями
первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать положения абзацев девятого, десятого,
одиннадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого, девятнадцатого,
двадцать первого, двадцать второго, двадцать третьего - двадцать
седьмого, двадцать девятого, тридцатого, тридцать первого и
тридцать третьего части 11 статьи 154 Федерального закона от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции
Федерального закона от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий") в части,
устанавливающей порядок безвозмездной передачи в федеральную
собственность имущества, находящегося в собственности субъектов
Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, не
противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные
законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в
системе действующего правового регулирования предполагают
необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на
такую передачу.
Конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, выявленный в
настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает
любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и
"Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление
должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
|