ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
30 июня 2006 г.
N 0100/7168-06-32
О РАССЛЕДОВАНИИ ОСТРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТРАВЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, проанализировав материалы о состоянии
расследования острых профессиональных отравлений в Российской
Федерации за 2001-2005 годы, сообщает.
За период с 2001 по 2005 гг. было зарегистрировано 396 случаев
острых профессиональных отравлений, из них 30 - со смертельным
исходом, и 674 пострадавшими, из них 162 - женщины. Указанные
отравления зарегистрированы в 56 субъектах Российской Федерации.
Наибольшее число случаев острых отравлений и пострадавших
зарегистрировано: в Республике Татарстан (23 случая и 35
пострадавших), Алтайском крае (соответственно 19 и 22),
Красноярском крае (10 и 23), Пермской области (46 и 51),
Свердловской области (28 и 67), Нижегородской области (20 и 21),
Самарской области (18 и 24), Архангельской области (16 и 38),
Астраханской области (15 и 25), Иркутской области (14 и 39),
Липецкой области (14 и 19), Кемеровской области (13 и 25),
Челябинской области (11 и 17), Тульской области (10 и 20), г.
Москве (12 и 20).
От воздействия химических веществ острые отравления
регистрировались, в основном, у работников химической
промышленности, цветной и черной металлургии, жилищно-
коммунального хозяйства (на водопроводно-канализационных
системах), сельского хозяйства:
Групповые случаи (с числом пострадавших 2 и более человек)
острых отравлений ежегодно регистрируются в цветной металлургии,
жилищно-коммунальном хозяйстве, химической, газовой
промышленности, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении.
За анализируемый период зарегистрировано 83 групповых случая с
числом пострадавших 284 человека.
Основные вещества, послужившие причиной отравлений - углерода
оксид, хлор, двуокись углерода, сероводород, аммиак, формальдегид,
диоксид серы, фенол, формальдегид, кислоты, гербициды и фунгициды.
Возрастной состав пострадавших свидетельствует о большой
частоте случаев острых отравлений у работников активного
трудоспособного возраста: до 20 лет - 12 человек, 20-29 лет - 116,
30-39 лет - 121, 40-49 лет - 173, 50-59 лет - 71, 60 лет и старше
- 14 человек.
Возникновение острых профзаболеваний (отравлений) обусловлено
нарушением правил техники безопасности (28,8-37,2%), авариями
(14,4-25,8%), несовершенством технологических процессов (5,1-
14,4%), отступлениями от технологического регламента (6,4-13,5%),
неприменением средств индивидуальной защиты (6,3-7,8%).
Следует отметить серьезные нарушения порядка извещения,
расследования и учета острых профессиональных отравлений.
Так, в учреждения Роспотребнадзора были направлены извещения по
отмененным формам, утвержденных Минздравом СССР в 1980, 1978 и
даже в 1954 году (Пермская, Иркутская, Калужская, Самарская,
Курганская, Кемеровская области, Республика Чувашия, Хабаровский
край и др.). Кроме того, использовались бланки "Об острозаразном
заболевании", "О реакции на прививку", форма N 58-1/у "Экстренное
извещение о случае острого отравления химической этиологии"
утвержденная приказом N 460 от 29.12.2000 "Об утверждении учетной
документации токсикологического мониторинга" (Пермская,
Оренбургская, Свердловская, Мурманская, Самарская, Иркутская
области), часть извещений оформлена небрежно, без заполнения всех
пунктов.
В соответствии с действующим порядком, в течение первых суток,
в территориальные органы Роспотребнадзора из лечебно-
профилактических учреждений поступили извещения лишь на 43,6%
пострадавших (294 человека). В остальных случаях извещения были
получены в срок: от 2 до 7 дней - 122 человека, от 8 дней до 1
месяца - на 72 человека, 1 месяц и более - на 17 человек
(Республика Татарстан, Вологодская, Самарская области, Приморский,
Красноярский край, г. Москва.). В 25% случаев срок поступления
извещения не указан.
В 181 акте о случаях острых профессиональных заболеваний не
указано наименование учреждения, направившего извещение, что
повлекло нарушение сроков расследования или невозможность
расследования, недостоверность учета случаев профессиональных
отравлений.
Основными недостатками составления санитарно-гигиенических
характеристик и актов о случаях профессиональных заболеваний
являются: противоречивость приводимых в характеристиках и актах
данных; неполное изложение обстоятельств и условий возникновения
заболеваний (отравлений), отступления от установленных требований
оформления и несвоевременное составление этих документов.
30% актов расследования острых профессиональных заболеваний,
оформленных за анализируемый период, составлены с нарушениями
законодательства Российской Федерации (Ставропольский,
Красноярский, Приморский край и др.).
В большинстве случаев при проведении расследований, не в полной
мере проводятся необходимые лабораторно-инструментальные
исследования уровней производственных факторов, не проводится их
объективная оценка.
По вине работодателей, в ряде случаев, в работе комиссий по
расследованию и оформлению актов профзаболеваний участвовали
только представители Роспотребнадзора, без привлечения других
заинтересованных организаций.
Без привлечения в необходимых случаях представителей
заинтересованных лечебно-профилактических учреждений,
территориальных органов Роструда, Росздравнадзора,
Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и других,
оформлено 80% актов, что является нарушением постановления
Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967.
Представители территориальных органов Роструда приняли участие в
расследовании лишь 17,5% случаев.
Работа по переоформлению или восстановлению утраченных
санитарно-гигиенических характеристик условий труда работника,
актов о случае профессионального заболевания, проводимая
территориальными управлениями Роспотребнадзора и Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по жалобам работников, работодателей, органов социальной
защиты, свидетельствует о серьезных нарушениях законодательства
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения установленного порядка
расследования и учета острых профессиональных заболеваний в
субъектах Российской Федерации:
1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, предлагаю:
1.1. Усилить контроль за мероприятиями по государственной
регистрации потенциально опасных химических и биологических
веществ, применяемых в подведомственных организациях и
предприятиях;
1.2. Выдавать санитарно-эпидемиологические заключения на виды
деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в
субъектах Российской Федерации при безусловном их соответствии
действующему санитарному законодательству;
1.3. Усилить надзор и контроль, в пределах компетенции службы,
за организацией и проведением обязательных предварительных при
поступлении на работу и периодических медицинских осмотров
работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и
(или) опасными производственными факторами, сроками их проведения
при использовании на производствах потенциально опасных химических
и биологических веществ;
1.4. Обеспечить контроль за своевременным направлением
извещений учреждениями здравоохранения об установлении
предварительного диагноза острого или хронического
профессионального заболевания (отравления); об установлении,
изменении или отмене заключительного диагноза; качеством и
полнотой оформления извещений;
1.5. Повысить оперативность при организации расследования
обстоятельств и причин возникновения у работника острого
профессионального заболевания, формировании комиссии по
расследованию и оформлению акта расследования;
1.6. Проводить в необходимом объеме санитарно-
эпидемиологические экспертизы, лабораторно-инструментальные и
другие гигиенические исследования с целью оценки условий труда на
рабочем месте при составлении санитарно-гигиенической
характеристики условий труда работника;
1.7. Своевременно и в полном объеме оформлять акт о случае
профессионального заболевания с указанием обстоятельств и причин
профессионального заболевания, допущенные нарушения санитарного
законодательства, иных нормативных актов;
1.8. Оперативно решать вопросы устранения разногласий при
постановке диагноза профессионального заболевания и его
расследования;
1.10. Обеспечивать сохранность и учет документации по
расследованию случаев острых профессиональных заболеваний;
1.12. Оказывать содействие работникам в решении особо сложных
случаев, касающихся вопросов установления связи заболевания с
профессией, нерешенные на уровне субъектов Российской Федерации, в
ГУ "НИИ медицины труда РАМН" и Координационном центре
профпатологии Минздравсоцразвития России;
1.13. Обеспечить хранение актов о случае профессионального
заболевания и материалов расследования случаев профессиональных
заболеваний в соответствии с действующим законодательством;
1.14. Инициировать (совместно с территориальными органами
Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской
экспертизы и другими) разработку документа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации о порядке координации и
взаимодействия заинтересованных организаций по вопросам
организации профилактических мероприятий, экспертизы связи
заболевания с профессией и расследования причин острых и
хронических профессиональных заболеваний;
1.15. В соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации, применять к работодателям, нарушающим санитарные
правила и гигиенические нормативы в вопросах гигиены труда и
профилактики профессиональной заболеваемости работников, меры
воздействия, препятствующие возникновению острых профессиональных
и профессионально обусловленных заболеваний.
2. Главному врачу ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии Роспотребнадзора" усилить информационное,
юридическое и нормативное обеспечение территориальных управлений
Роспотребнадзора по вопросам профилактики и расследования
профессиональных заболеваний (отравлений); усилить контроль приема
статистических форм, совершенствовать методы анализа
профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды
обитания в целях формирования государственных информационных
ресурсов.
О результатах проведенной работы прошу доложить в Федеральную
службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека до 1 декабря 2006 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|