ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
29 июня 2006 г.
N 0100/7125-06-32
О ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека (далее - Федеральная служба) сообщает, что
в июле 2006 года на постоянно действующем совещании Федеральной
службы заслушивается вопрос "О порядке реализации ведомственных,
целевых программ "Профилактика инфекционных и паразитарных
заболеваний (стоп инфекция)" и "Совершенствование профилактики,
усиление мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и
СПИДа в Российской Федерации (СПИДу нет)".
Учитывая изложенное, Федеральная служба просит представить
информацию и предложения по реализации данных программ на уровне
субъектов Российской Федерации к 7 июля 2006 года по электронной
почте: Chistyakova_GG@gsen.ru и Lazikova@gsen.ru.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
Приложение N 1
к письму Роспотребнадзора
от 29.06.2006 г. N 0100/7125-06-32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
("СТОП ИНФЕКЦИЯ") НА 2006-2008 ГОДЫ"
1. Характеристика проблемы (задачи) и обоснование
необходимости ее решения
В последние годы эпидемиологическая ситуация в Российской
Федерации остается напряженной, несмотря на снижение и
стабилизацию заболеваемости по ряду нозологических форм. Ежегодно
в стране регистрируется около 30 млн. случаев инфекционных и
паразитарных заболеваний, при этом свыше 90% приходится на грипп и
острые вирусные респираторные инфекции (ОРВИ).
Грипп и ОРВИ остаются одной из самых актуальных проблем
здравоохранения как по количеству, заболевших, так и по наносимым
экономическим потерям. Однако, несмотря на масштабы экономических
потерь от гриппа и ОРВИ, а также доказанную экономическую
целесообразность вакцинации против гриппа, в последние годы
удельный вес привитых не превышает 10-12% от всего населения
страны.
В последние годы в мире регистрируются локальные очаги
гриппозной инфекции с высокой смертностью среди людей, имевших
контакт с инфицированными птицами. Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) прогнозирует появление в ближайшие годы
нового антигенного варианта вируса гриппа, что может привести к
развитию крупной пандемии гриппа с 4-5-кратным ростом
заболеваемости и 5-10-кратным ростом смертности.
В связи с этим необходимо повысить действенность
эпидемиологического надзора за этими инфекциями, прежде всего,
усилить мониторинг за циркуляцией вирусов гриппа среда людей и
животных, обеспечить население современными противогриппозными
вакцинами, своевременно осуществить подготовку учреждений
здравоохранения и Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека.
Реализация Программы ликвидации полиомиелита в Российской
Федерации способствовала тому, что с 2002 г. страна получила
сертификат территории, свободной от полиомиелита, вызванного
дикими полиовирусами. Однако в 2004 г. в трех регионах мира еще
регистрировались местные случаи полиомиелита, вызванного дикими
полиовирусами. Это обстоятельство обусловливает необходимость
продолжения эпидемиологического надзора за полиомиелитом в стране
и проведения всего комплекса мероприятий, направленных на
профилактику завоза и распространения инфекции на территории.
Серьезной проблемой является предупреждение возникновения
случаев полиомиелита, ассоциированного с вакциной. Значительный
объем работы необходимо продолжать по вакцинопрофилактике
полиомиелита, диагностике всех случаев ОВП, надзору за циркуляцией
вакцинных полиовирусов в окружающей среде, проверке выполнения
всех разделов Национального плана действий, направленного на
поддержание статуса территории, свободной от полиомиелита.
Широкий охват населения прививками против кори привел к резкому
снижению заболеваемости и практически полной ликвидации смертности
от этой инфекции. Низкий уровень заболеваемости корью позволил
разработать программу ликвидации кори в Российской Федерации к
2010 году и включиться в общеевропейскую политику борьбы с этой
инфекцией. Число случаев кори в 2004 году в сравнении с 2003 годом
снизилось до уровня 1,7 на 100000 населения, однако, низкие
показатели заболеваемости корью в целом по стране не являются
свидетельством стабильного эпидемиологического благополучия в
отношении этой инфекции. Группой риска заболеваемости корью по-
прежнему остаются лица в возрасте старше 14 лет. Поэтому важной
проблемой является совершенствование эпидемиологического надзора
за корью на территориях со спорадическим уровнем заболеваемости
путем активного выявления лабораторным методом случаев кори среди
экзантемных заболеваний, протекающих с высокой лихорадкой.
Острые кишечные инфекции представляют собой одну из важнейших
проблем здравоохранения. Серьезные недостатки в обеспечении
населения доброкачественной питьевой водой, нарушения
технологических и санитарно-противоэпидемических режимов на
предприятиях по производству и реализации продуктов питания,
недостаточный уровень знаний населения о мерах личной и
общественной профилактики - все это способствует высокой
заболеваемости острыми кишечными инфекциями, в том числе вирусным
гепатитом A и возникновению вспышек этих инфекций.
На протяжении последних лет эпидемиологическая и
эпизоотологическая обстановка по зоонозным и природно-очаговым
инфекциям в Российской Федерации остается напряженной. В 2004 году
в стране зарегистрирован рост заболеваемости ГЛПС - в 3,4 раза,
лептоспирозом - в 3 раза, на 31% возросла заболеваемость
бруцеллезом. В субъектах Российской Федерации Южного федерального
округа активизировались природные очаги Крымской геморрагической
лихорадки.
Причинами неблагополучия по заболеваемости природно-очаговыми
инфекциями являются рост численности носителей и переносчиков
инфекций в результате сокращения объемов агротехнических и
барьерных обработок в природных очагах, объемов вакцинации
животных и охвата населения профилактическими прививками,
расширения масштабов освоения территорий природных очагов.
Ежегодно в стране до 1,5 млн. человек заражается гельминтозами,
из них 80% составляют дети. В структуре инфекционной
заболеваемости кишечные гельминтозы (аскаридоз, энтеробиоз и
другие) занимают одно из ведущих мест.
Существенный ущерб здоровью населения и экономике страны
наносят биогельминтозы (описторхоз, эхинококкоз, дифиллоботриоз),
особенно в районах газо- и нефтедобычи в Сибири.
Паразитарные болезни являются причиной задержки психического и
физического развития детей, снижают сопротивляемость к
инфекционным и соматическим заболеваниям, вызывают аллергизацию
организма, приводя к снижению иммунитета, хронизации
заболеваемости описторхозом и эхинококкозом, инвалидности,
возникновению первичного рака печени и поджелудочной железы.
В настоящее время сложилась напряженная эпидемиологическая
ситуация по малярии, регистрируются случаи местной передачи. В
2004 г. вновь выявлено 382 случая малярии из них 68 местных и 5
случаев малярии закончились летально.
За последние годы накопился обширный материал о роли не
полиомиелитных энтеровирусов в инфекционной патологии человека.
Энтеровирусы широко распространены среди населения, могут
вызывать как спорадические заболевания (гастроэнтериты, увеиты,
асептические менингиты и др.) так и эпидемические вспышки.
Проблема энтеровирусных инфекций изучена недостаточно.
Отсутствуют официальная регистрация и государственный учет этих
заболеваний, практически не проводятся научные исследования по
вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики этой инфекции.
Учитывая изложенное выше и в целях эффективной деятельности
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека разработка, принятие и реализация настоящей
ведомственной целевой программы (далее - Программы) в целях
обеспечения эпидемиологического благополучия населения является
необходимым и своевременным.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель программы - обеспечение эпидемиологического благополучия
населения путем повышения эффективности организационных,
профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Для достижения этой цели Программа предусматривает решение
следующих задач:
1. Поддержание высокого уровня охвата профилактическими
прививками населения.
2. Снижение уровня заболеваемости по большинству нозологических
форм инфекционной и паразитарной патологии.
3. Стабилизация заболеваемости зоонозными и природно-очаговыми
инфекциями на эндемичных территориях Российской Федерации.
4. Оптимизация технологии эпидемиологического надзора.
5. Повышение эффективности научного обеспечения в области
эпидемиологического надзора, проведения профилактических и
противоэпидемических мероприятий.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
и показатели социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой
программой "Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний
("Стоп инфекция") на 2006-2008 годы", позволит:
1. Поддерживать охват прививками населения Российской Федерации
в соответствии с национальным календарем профилактических прививок
на уровне не менее 95%.
2. Снизить уровень заболеваемости инфекциями, управляемыми
средствами специфической профилактики (показатель на 100 тысяч
населения:
-----------------------T-------------T-------------T-------------¬
¦ инфекции ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
+----------------------+-------------+-------------+-------------+
¦дифтерия ¦ 0,34 ¦ 0,3 ¦ 0,29 ¦
+----------------------+-------------+-------------+-------------+
¦корь ¦ 1,2 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦
+----------------------+-------------+-------------+-------------+
¦коклюш ¦ 10,0 ¦ 8,5 ¦ 7,6 ¦
+----------------------+-------------+-------------+-------------+
¦эпидемический паротит ¦ 3,0 ¦ 2,8 ¦ 2,5 ¦
+----------------------+-------------+-------------+-------------+
¦краснуха ¦ 70,0 ¦ 65,0 ¦ 60,0 ¦
+----------------------+-------------+-------------+-------------+
¦вирусный гепатит B ¦ 10,0 ¦ 9,5 ¦ 9,0 ¦
L----------------------+-------------+-------------+--------------
3. Снизить пораженность населения аскаридозом на 30%,
стабилизировать заболеваемость биогельминтозами на эндемических
территориях страны.
Основные показатели реализации программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели реализации программы
------------------------T----------T-----------------------------¬
¦ Показатели бюджетной ¦ Единица ¦ Плановый период ¦
¦ программы ¦измерения +---------T---------T---------+
¦ ¦ ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦1. Поддерживать ¦ процент ¦ 95 ¦ 95 ¦ 95 ¦
¦охват прививками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦национальным календарем¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профилактических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прививок на уровне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦не менее 95% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦2. Снизить уровень ¦показатель¦споради- ¦споради- ¦споради- ¦
¦заболеваемости ¦на 100 ¦ческая ¦ческая ¦ческая ¦
¦инфекциями, ¦тысяч ¦ ¦ ¦ ¦
¦управляемыми средствами¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦специфической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦3. Снизить пораженность¦процент ¦ 50 ¦ 40 ¦ 30 ¦
¦населения аскаридозом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на 30% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦Затраты на реализацию ¦млн. руб. ¦ 1914,2 ¦ 2044,2 ¦ 2223,2 ¦
¦программы - ВСЕГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+----------+---------+---------+----------
4. Система программных мероприятий
Основными мероприятиями Программы являются:
1. Организация надзора и контроля за инфекционными и
паразитарными заболеваниями.
2. Организация надзора и контроля за производством,
транспортированием, хранением и использованием медицинских
иммунобиологических препаратов и безопасностью иммунизации.
3. Организация и проведение лабораторного контроля за
инфекционными и паразитарными заболеваниями.
Планируемые объемы финансирования мероприятий по годам
представлены в таблице 2.
Таблица 2
Планируемые объемы финансирования мероприятий ВЦП
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Наименование мероприятия ¦ Планируемые объемы ¦
¦ ¦ финансирования (млн. руб.) ¦
¦ +---------T----------T---------+
¦ ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦1. Организация надзора и контроля¦ 300,0 ¦ 350,0 ¦ 400,0 ¦
¦за инфекционными и паразитарными ¦ ¦ ¦ ¦
¦заболеваниями ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦2. Организация надзора и контроля¦ 33,0 ¦ 40,0 ¦ 50,0 ¦
¦за производством, ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортированием, хранением и ¦ ¦ ¦ ¦
¦использованием медицинских ¦ ¦ ¦ ¦
¦иммунобиологических препаратов и ¦ ¦ ¦ ¦
¦безопасностью иммунизации ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦3. Организация и проведение ¦ 1581,2 ¦ 1654,2 ¦ 1773,2 ¦
¦лабораторного контроля за ¦ ¦ ¦ ¦
¦инфекционными и паразитарными ¦ ¦ ¦ ¦
¦заболеваниями ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦ИТОГО по ВЦП: ¦ 1914,2 ¦ 2044,2 ¦ 2223,2 ¦
L---------------------------------+---------+----------+----------
5. Сроки реализации Программы
2006-2008 годы
6. Описание социальных, экономических и экологических
последствий реализации Программы, оценка
рисков ее реализации
Экономический эффект от реализации программы.
Реализация мероприятий позволит внедрить новые технологии в
организации эпидемиологического надзора за инфекционными
болезнями, улучшить техническое оснащение и, обеспечение
современным оборудованием и диагностикумами учреждения
Роспотребнадзора, создать надлежащие условия транспортировки и
хранения медицинских иммунобиологических препаратов, повысить
профессиональную подготовку специалистов, осуществляющих санитарно-
эпидемиологический надзор.
Экономичность.
Реализация мероприятий по совершенствованию и повышению
эффективности надзора и лабораторного контроля позволит:
- снизить и стабилизировать уровень заболеваемости по
большинству нозологических форм;
- значительно уменьшить экономические затраты, связанные с
лечением и реабилитацией больных, а также, сокращением объема
противоэпидемических мероприятий в очагах;
- сократить дни нетрудоспособности работающего населения.
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Эффективность расходования бюджетных средств Программы
достигается использованием существующих технологий проведения
конкурсных торгов и централизацией основных видов расходов.
Контроль финансирования мероприятий осуществляется на основании
централизованных критериев и методик оценки эффективности
бюджетных расходов.
8. Методика оценки эффективности Программы
Промежуточная и завершающая оценка эффективности реализации
Программы должна основываться на анализе промежуточных и конечных
значениях целевых индикаторов Программы, характеризующих динамику
снижения заболеваемости и охват профилактическими прививками.
9. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Для реализации Программы необходимы следующие ресурсы:
Организационные ресурсы.
Для решения данных задач в ходе реализации Программы
предполагается проведение организационных мероприятий силами
Федеральной службы.
Технические ресурсы.
Для обеспечения реализации программных мероприятий необходимы
средства вычислительной техники, оргтехники, современное
лабораторное оборудование, автотранспорт специального назначения и
другое оборудование.
Кадровые ресурсы.
Кадровые ресурсы заказчика и исполнителя Программы должны
обеспечивать квалифицированное выполнение задач Программы:
- решения организационных задач;
- выполнения проектных работ;
- разработки научно-методического обеспечения;
- решение вопросов информационной безопасности.
Программа предусматривает использование кадрового потенциала
Федеральной службы, ФГУН НИУ Роспотребнадзора, а также
исполнителей, определяемых по результатам конкурсов на размещение
заказов на выполнение работ.
10. Описание системы управления реализацией Программы
Контроль реализации мероприятий Программы осуществляется в
установленном порядке Федеральной службой на базе информации о
ходе реализации Программы, собираемой в рамках действующей,
системы отчетности.
Управление и контроль за реализацией Программой включает
задачи:
- разработку календарного плана выполнения работ по реализации
Программы;
- мониторинг реализации Программы на основании целевых
показателей;
- управление отклонениями, возникающими при реализации
программы;
- текущее управление по сопровождению этапов реализации
Программы.
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА
Наименование субъекта Федеральная служба по надзору в
бюджетного планирования сфере защиты прав потребителей и
(главного распорядителя благополучия человека
средств федерального бюджета)
Наименование программы Профилактика инфекционных и
паразитарных заболеваний
(Стоп инфекция)
Должностное лицо,
утвердившее целевую
программу ведомства (дата
утверждения) или
наименование и номер
соответствующего
нормативного акта.
Номер и дата учета в
Министерстве
экономического
развития и торговли
Российской Федерации
Цели и задачи программы Цель программы - обеспечение
эпидемиологического благополучия
населения путем совершенствования
мероприятий по снижению,
стабилизации и ликвидации
инфекционной и паразитарной
заболеваемости
Задачи программы:
1. Совершенствование мероприятий
эпидемиологического мониторинга за
инфекционными и паразитарными
заболеваниями;
2. Повышение эффективности и
безопасности вакцинопрофилактики;
3. Совершенствование надзора и
контроля за гриппом в условиях
подготовки к возможной пандемии;
4. Внедрение в систему
эпидемиологического надзора
современных методов профилактики
инфекционных и паразитарных
заболеваний;
5. Совершенствование
мероприятий эпидемиологического
и микробиологического мониторинга
за внутрибольничными инфекциями;
6. Совершенствование
эпидемиологического надзора и
внедрение системы
альтернативного надзора за
острыми кишечными инфекциями;
7. Совершенствование системы
крупномасштабных оздоровительных
мероприятий при паразитарных
заболеваниях;
8. Внедрение новых
высокоэффективных средств
дезинфекции, дезинсекции и
дератизации.
Целевые индикаторы и 1. Поддержание охвата прививками
показатели программы населения против инфекции
управляемых средствами
специфической профилактики на
уровне 95%
2. Уровень инфекционной
заболеваемости:
2006 2007 2008
дифтерия 0,34 0,3 0,29
корь 1,2 1,0 1,0
коклюш 10,0 8,5 7,6
эпид. паротит 3,0 2,8 2,5
полиомиелит 0 0 0
краснуха 70,0 65,0 60,0
вирусный 10,0 9,5 9,0
гепатит В
3. Стабилизация показателей
заболеваемости острыми кишечными
инфекциями и вирусным гепатитом A;
4. Стабилизация показателей
заболеваемости гриппом и ОРВИ;
5. Стабилизация заболеваемости
биогельминтозами.
Характеристика перечня 1. Организация надзора и контроля
программных мероприятий за инфекциями управляемыми
средствами специфической
профилактики;
2. Организация надзора и контроль
за острыми кишечными инфекциями,
в.т.ч. вирусным гепатитом A;
3. Организация надзора и контроля
за воздушно-капельными инфекциями
(скарлатина, ветряная оспа,
гнойные бактериальные менингиты);
4. Организация надзора и контроля
за внутрибольничными инфекциями;
5. Организация надзора и контроля
за гриппом и ОРВИ;
6. Организация надзора и контроля
за паразитарными заболеваниями;
7. Организация контроля за
производством,
транспортированием, хранением
и использованием медицинских
иммунобиологических препаратов и
безопасностью иммунизации;
8. Организация надзора и контроля
за энтеровирусными инфекциями;
9. Организация надзора за
природно-очаговыми инфекциями
и болезнями общими для человека
и животных.
Сроки реализации программы 2006-2008 гг.
Объемы и источники Общий объем финансирования -
финансирования 6181470,2 тыс. рублей, в том
числе на 2006 год - 1914147,5 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные 1. Снижение заболеваемости
результаты реализации населения дифтерией эпидемическим
программы и показатели паротитом, коклюшем вирусным
социально-экономической гепатитом В до спорадического
эффективности уровня;
2. Снижение заболеваемости корью до
единичных случаев;
3. Поддержание статуса территории
свободной от полиомиелита;
4. Стабилизация заболеваемости
по социально обусловленным
инфекционным заболеваниям
(ВИЧ/СПИД, туберкулез, инфекции,
передающиеся половым путем),
снижение смертности и инвалидности
от этих заболеваний;
5. Снижение заболеваемости
аскаридозом на 80,0% в рамках
программы реализации стратегии ВОЗ;
6. Предупреждение возникновения
местных случаев малярии.
Приложение N 2
к письму Роспотребнадзора
от 29.06.2006 г. N 0100/7125-06-32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ, УСИЛЕНИЕ МЕР ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СПИДУ НЕТ)"
1. Характеристика проблемы (задачи) и обоснование
необходимости ее решения
Эпидемиологическая ситуация в Российской Федерации по ВИЧ-
инфекции остается напряженной.
В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано свыше
313 тысяч людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, среди них 80% мужчин и
женщин в возрасте от 15 до 30 лет. Из них около 12,5 тысяч детей.
Умерло от СПИДа 1268 человек. В 2004 году зарегистрировано около
33 тысяч новых случаев заражения. В большинстве регионов около 72%
ВИЧ-инфицированных заразились в результате внутривенного
употребления наркотиков. Наряду с этим быстро увеличивается число
лиц, заразившихся половым путем. Их удельный вес в общем числе
зараженных возрос с 6% в 2001 г. до 25% в 2004 г. Доля женщин
фертильного возраста в структуре ВИЧ-инфицированных достигла 38%,
а в отдельных регионах юга страны превысила 50%. Существенную роль
в этом процессе играет активизация полового пути передачи инфекции
от половых партнеров бывших и действующих потребителей
инъекционных наркотиков.
Значительно возросла выявляемость ВИЧ-инфекции среди
беременных: с 300 в 1999 г. до 3505 случая в 2004 г. Количество
детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, составило к 2005 г.
- 11482.
Таким образом, проблема борьбы с ВИЧ-инфекцией требует
комплексного подхода к ее решению, путем координации действий всех
заинтересованных служб и ведомств.
Учитывая изложенное выше и в целях эффективной деятельности
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека разработка, принятие и реализация настоящей
ведомственной целевой программы (далее - Программы), является
необходимым и своевременным.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель программы - обеспечение противодействия распространению
ВИЧ-инфекции в стране, путем повышения эффективности мероприятий
по предупреждению заражения ВИЧ, достижение стабилизации
эпидемической обстановки по ВИЧ-инфекции.
Для достижения этой цели Программа предусматривает решение
следующих задач:
1. Совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-
инфекцией и СПИД ассоциированными заболеваниями, внедрение новых
методов эпиднадзора.
2. Повышение эффективности профилактических мероприятий в общей
популяции и различных группах населения.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
и показатели социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой
программой "Совершенствование профилактики, усиление мер по
предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской
Федерации (СПИДу нет)", позволит:
1. Снизить темпы прироста новых случаев ВИЧ-инфекции до уровня
не выше 35-40 тысяч случаев в год и стабилизировать на этом уровне
темпов прироста в течение 3-5 лет.
2. Противодействовать переходу эпидемии ВИЧ-инфекции из
состояния сконцентрированной в наиболее уязвимых группах в общую
популяцию.
3. Совершенствовать эпидемиологический надзор и обеспечить
возможность прогнозирования развития эпидемической ситуации с
точностью до 75-90%.
4. Обеспечить охват целевых групп и всего населения страны
информационными и обучающими программами по профилактике и борьбе
с ВИЧ/СПИД.
Основные показатели реализации программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели реализации программы
------------------------T----------T-----------------------------¬
¦ Показатели бюджетной ¦ Единица ¦ Плановый период ¦
¦ программы ¦измерения +---------T---------T---------+
¦ ¦ ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦1. Снизить темпы ¦тысяч ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦
¦прироста новых случаев ¦человек ¦ ¦ ¦ ¦
¦ВИЧ-инфекции до уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦не выше 35-40 тысяч ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦случаев в год и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стабилизировать на этом¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уровне темпов прироста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в течение 3-5 лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦2. Обеспечить охват ¦тысяч ¦ 50% ¦ 50% ¦ 50% ¦
¦целевых групп и всего ¦человек ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения страны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информационными и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучающими программами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по профилактике и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦борьбе с ВИЧ/СПИД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+---------+---------+---------+
¦Затраты на реализацию ¦млн. руб. ¦ 373,2 ¦ 404,3 ¦ 436,7 ¦
¦программы - ВСЕГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+----------+---------+---------+----------
4. Система программных мероприятий
Основными мероприятиями Программы являются:
1. Организация надзора и контроля за всеми направлениями
деятельности по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД, позволяющими
максимально ограничить распространение ВИЧ-инфекции в стране и
минимизировать социальные, экономические и демографические и иные
последствия эпидемии.
2. Организация надзора и контроля за проведение мероприятий по
предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди наиболее
уязвимых групп населения.
3. Организация надзора и контроля за безопасностью донорской
крови, органов и тканей, а также внутрибольничной передачи ВИЧ-
инфекции.
4. Организация надзора и контроля за ранним выявлением ВИЧ и
доступностью обеспечения эффективного лечения ВИЧ-инфекции и
СПИДа.
5. Осуществление надзора и контроля за организацией и
проведением научно-исследовательских работ по вопросам ВИЧ/СПИД
укреплением структур, обеспечивающих выполнение мероприятий по
борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД на федеральном и территориальном
уровнях, улучшением материально-технической базы и повышением
квалификации кадров Центров по профилактике и борьбе со СПИД,
обеспечением социальной защиты ВИЧ-инфицированных.
Планируемые объемы финансирования мероприятий по годам
представлены в таблице 2.
Таблица 2
Планируемые объемы финансирования мероприятий ВЦП
----------------------------------T------------------------------¬
¦ Наименование мероприятия ¦ Планируемые объемы ¦
¦ ¦ финансирования (млн. руб.) ¦
¦ +---------T----------T---------+
¦ ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦1. Организация надзора и контроля¦ 186,6 ¦ 196,6 ¦ 206,6 ¦
¦за всеми направлениями ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности по противодействию ¦ ¦ ¦ ¦
¦эпидемии ВИЧ/СПИД, позволяющими ¦ ¦ ¦ ¦
¦максимально ограничить ¦ ¦ ¦ ¦
¦распространение ВИЧ-инфекции в ¦ ¦ ¦ ¦
¦стране и минимизировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальные, экономические и ¦ ¦ ¦ ¦
¦демографические и иные ¦ ¦ ¦ ¦
¦последствия эпидемии ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦2. Организация надзора и контроля¦ 93,4 ¦ 103,8 ¦ 115,0 ¦
¦за безопасностью донорской крови,¦ ¦ ¦ ¦
¦органов и тканей, а также ¦ ¦ ¦ ¦
¦внутрибольничной передачи ВИЧ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦инфекции ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦3. Организация надзора и контроля¦ 93,6 ¦ 103,9 ¦ 115,1 ¦
¦за ранним выявлением ВИЧ и ¦ ¦ ¦ ¦
¦доступностью обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦
¦эффективного лечения ВИЧ-инфекции¦ ¦ ¦ ¦
¦и СПИДа ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+---------+----------+---------+
¦ИТОГО по ВЦП: ¦ 373,2 ¦ 404,3 ¦ 436,7 ¦
L---------------------------------+---------+----------+----------
5. Сроки реализации Программы
2006-2008 годы
6. Описание социальных, экономических и экологических
последствий реализации Программы, оценка рисков ее
реализации
Экономический эффект от реализации программы.
Внедрение вышеперечисленных мероприятий позволит снизить
заболеваемость ВИЧ-инфекцией и уменьшить затраты до 150 тысяч
рублей на 1 человека.
Экономичность.
Реализация мероприятий по совершенствованию и повышению
эффективности надзора и лабораторного контроля позволит:
- значительно уменьшить экономические затраты, связанные с
лечением и реабилитацией больных;
- сократить дни нетрудоспособности работающего населения.
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Эффективность расходования бюджетных средств Программы
достигается использованием существующих технологий проведения
конкурсных торгов и централизацией основных видов расходов.
Контроль финансирования мероприятий осуществляется на основании
централизованных критериев и методик оценки эффективности
бюджетных расходов.
8. Методика оценки эффективности Программы
Промежуточная и завершающая оценка эффективности реализации
Программы должна основываться на анализе промежуточных и конечных
значениях целевых индикаторов Программы, характеризующих динамику
снижения заболеваемости и охват профилактическими прививками.
9. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Для реализации Программы необходимы следующие ресурсы:
Организационные ресурсы.
Для решения данных задач в ходе реализации Программы
предполагается проведение организационных мероприятий силами
Федеральной службы.
Технические ресурсы.
Для обеспечения реализации программных мероприятий необходимы
средства вычислительной техники, оргтехники, современное
лабораторное оборудование, автотранспорт специального назначения и
другое оборудование.
Кадровые ресурсы.
Кадровые ресурсы заказчика и исполнителя Программы должны
обеспечивать квалифицированное выполнение задач Программы:
- решения организационных задач;
- выполнения проектных работ;
- разработки научно-методического обеспечения;
- решение вопросов информационной безопасности.
Программа предусматривает использование кадрового потенциала
Федеральной службы, ФГУН НИУ Роспотребнадзора, а также
исполнителей, определяемых по результатам конкурсов на размещение
заказов на выполнение работ.
10. Описание системы управления реализацией Программы
Контроль реализации мероприятий Программы осуществляется в
установленном порядке Федеральной службой на базе информации о
ходе реализации Программы, собираемой в рамках действующей системы
отчетности.
Управление и контроль за реализацией Программой включает
задачи:
- разработку календарного плана выполнения работ по реализации
Программы;
- мониторинг реализации Программы на основании целевых
показателей;
- управление отклонениями, возникающими при реализации
программы;
- текущее управление по сопровождению этапов реализации
Программы.
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВЕДОМСТВА
Наименование субъекта Федеральная служба по надзору в
бюджетного планирования сфере защиты прав потребителей
(главного распорядителя и благополучия человека
средств федерального бюджета)
Наименование программы Совершенствование профилактики,
усиление мер по предупреждению
распространения ВИЧ-инфекции и
СПИДа в Российской Федерации
(СПИДу нет)
Должностное лицо,
утвердившее целевую
программу ведомства (дата
утверждения) или
наименование и номер
соответствующего
нормативного акта.
Номер и дата учета в
Министерстве
экономического развития
и торговли Российской
Федерации
Цели и задачи программы Цель программы - обеспечение
противодействия распространению
ВИЧ-инфекции в стране, путем
повышения эффективности
мероприятий по предупреждению
заражения ВИЧ, включая
медикаментозную профилактику и
социальную поддержку ВИЧ-
инфицированных и их семей,
достижение стабилизации
эпидемической обстановки по
ВИЧ-инфекции.
Задачи программы:
1. Совершенствование
эпидемиологического надзора за
ВИЧ-инфекцией и СПИД
ассоциированными заболеваниями,
внедрение новых методов
эпиднадзора;
2. Повышение эффективности
профилактических мероприятий в
общей популяции и различных
группах населения;
3. Совершенствование надзора и
контроля за доступностью,
"Своевременностью и качеством
диагностики ВИЧ-инфекции;
4. Совершенствование мероприятий
эпидемиологического и
вирусологического мониторинга за
распространением ВИЧ-инфекции в
различных регионах и по стране в
целом;
5. Организация и осуществление
контроля за проведением
мероприятий по снижению смертности
и инвалидизации по причине ВИЧ-
инфекции, повышения сроков и
качества жизни ВИЧ-инфицированных
за счет обеспечения доступности
эффективной антиретровирусной
терапии;
6. Совершенствование системы
профилактики вертикальной передачи
ВИЧ-инфекции от матери к ребенку
во время беременности в родах и
послеродовой период и повышение
ее, эффективности до 95%;
7. Внедрение новых
высокоэффективных средств и
методов предупреждения передачи
ВИЧ-инфекции в донорстве и
при медицинских манипуляциях;
8. Снижение темпов прироста новых
случаев ВИЧ-инфекции на
максимально низком уровне не выше
35-40 тысяч случаев в год.
Характеристика перечня 1. Организация надзора и контроля
программных мероприятий за всеми направлениями
деятельности по противодействию
эпидемии ВИЧ/СПИД, позволяющими
максимально ограничить
распространение ВИЧ-инфекции в
стране и минимизировать
социальные, экономические и
демографические и иные
последствия эпидемии;
2. Организация надзора и контроля
за проведение мероприятий по
предупреждению распространения
ВИЧ-инфекции среди наиболее
уязвимых групп населения;
3. Организация надзора и контроля
за безопасностью донорской крови,
органов и тканей, а также
внутрибольничной передачи ВИЧ-
инфекции;
4. Организация надзора и контроля
за ранним выявлением ВИЧ и
доступностью обеспечения
эффективного лечения ВИЧ-инфекции
и СПИДа;
5. Осуществление надзора и
контроля за организацией и
проведением научно-
исследовательских работ по
вопросам ВИЧ/СПИД укреплением
структур, обеспечивающих
выполнение мероприятий по борьбе
с эпидемией ВИЧ/СПИД на
федеральном и территориальном
уровнях, улучшением материально-
технической базы и повышением
квалификации кадров Центров по
профилактике и борьбе со СПИД
обеспечением социальной защиты
ВИЧ-инфицированных.
Сроки реализации 2006-2008 гг.
программы
Объемы и источники Общий объем финансирования -
финансирования 1214326,3 тыс. рублей, в том
числе на 2006 год - 373263,0 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные 1. Снижение темпов прироста новых
результаты реализации случаев ВИЧ-инфекции до уровня не
программы и показатели выше 35-40 тысяч случаев в год и
социально-экономической стабилизация на этом уровне темпов
эффективности прироста в течение 3-5 лет;
2. Противодействие переходу
эпидемии ВИЧ-инфекции из состояния
сконцентрированной в наиболее
уязвимых группах в общую популяцию;
3. Повышение эффективности
профилактики вертикального пути
передачи ВИЧ от матери к ребенку с
65-70% до 95%;
4. Улучшение организации и качества
эпидемиологического надзора,
обеспечение возможности
прогнозирования развития
эпидемической ситуации с точностью
до 75-90%;
5. Обеспечение доступности
качественной диагностики и
антиретровирусной терапии ВИЧ для
большинства нуждающихся;
6. Обеспечение социальной помощи
ВИЧ-инфицированным и их семьям;
7. Снижение случаев заражения ВИЧ
при переливании донорской крови,
пересадке органов и тканей, а также
при медицинских манипуляциях до
спорадических случаев;
8. Обеспечение охвата целевых групп
и всего населения страны
информационными и обучающими
программами по профилактике и
борьбе с ВИЧ/СПИД до уровня не ниже
75%.
|