Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.06.2006 N 33-Г06-10 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА "О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 22.06.2005 N 51-ОЗ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЙ ЗАКОН ЛИШЬ РЕГУЛИРУЕТ ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ, ТО ЕСТЬ НОСИТ ПРОЦЕДУРНЫЙ ХАРАКТЕР...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 28 июня 2006 года
   
                                                      Дело N 33-Г06-10
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Калининой Л.А.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании 28 июня 2006 г.  гражданское
   дело  по  заявлению  Ленинградского  природоохранного  межрайонного
   прокурора  о признании недействующим областного Закона N  51-ОЗ  от
   22  июня 2005 г. "О переводе земель или земельных участков из одной
   категории  в  другую  в  Ленинградской  области"  по  кассационному
   представлению    Ленинградского    природоохранного    межрайонного
   прокурора  на решение Ленинградского областного суда от 13  февраля
   2006 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
   Манохиной,   объяснения  представителя  Ленинградского   областного
   комитета  по управлению государственным имуществом А.А. Григорьева,
   возражавшего    против    доводов   кассационного    представления,
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
   А.В.Федотовой,  полагавшей  решение суда  оставить  без  изменения,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       Ленинградский природоохранный межрайонный прокурор обратился  в
   суд  с заявлением о признании недействующим областного Закона N 51-
   ОЗ  от 22 июня 2005 г. "О переводе земель или земельных участков из
   одной категории в другую в Ленинградской области".
       В  обоснование  требований указал, что в  нарушение  статьи  12
   Федерального   закона   "Об   экологической   экспертизе"    проект
   названного    областного    Закона   не   прошел    государственную
   экологическую  экспертизу,  хотя  реализация  оспариваемого  Закона
   может привести к негативному воздействию на окружающую среду.
       Судом  вынесено  приведенное выше решение, об  отмене  которого
   просит  в  кассационном представлении Ленинградский природоохранный
   межрайонный прокурор. Полагает, что суд неправильно применил  нормы
   материального права.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы
   кассационной  жалобы, не находит оснований для  отмены  решения  по
   следующим основаниям.
       В  силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
   Российской  Федерации  суд, признав, что  оспариваемый  нормативный
   правовой  акт  не  противоречит  федеральному  закону  или  другому
   нормативному  правовому  акту, имеющим  большую  юридическую  силу,
   принимает  решение  об  отказе  в  удовлетворении  соответствующего
   заявления.
       Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел  к
   правильному  выводу  о  том,  что  оспариваемый  прокурором   Закон
   области      не      противоречит     действующему     федеральному
   законодательству.
       Согласно  статье  9  Конституции Российской Федерации  земля  и
   другие  природные  ресурсы используются и охраняются  в  Российской
   Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих  на
   соответствующей территории.
       Статьей 72 Конституции Российской Федерации установлено, что  в
   совместном  ведении  Российской Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации  находятся: вопросы владения, пользования и  распоряжения
   землей,  недрами, водными и другими природными ресурсами  (подпункт
   "в"   пункта   1);   земельное,  водное,  лесное  законодательство,
   законодательство  о  недрах, об охране окружающей  среды  (подпункт
   "к" пункта 1).
       В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской
   Федерации  по предметам совместного ведения Российской Федерации  и
   субъектов  Российской  Федерации  издаются  федеральные  законы   и
   принимаемые  в  соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные
   правовые  акты  субъектов Российской Федерации. При этом  законы  и
   иные  нормативные правовые акты субъектов Российской  Федерации  не
   могут противоречить федеральным законам.
       В силу статьи 12 Федерального закона N 174-ФЗ от 23 ноября 1995
   г.  (с  последующими  изменениями)  "Об  экологической  экспертизе"
   обязательной  государственной экологической экспертизе,  проводимой
   на   уровне   субъектов  Российской  Федерации,  подлежат   проекты
   нормативных   правовых   актов  субъектов   Российской   Федерации,
   реализация  которых  может  привести к негативному  воздействию  на
   окружающую природную среду.
       Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января  2002
   г.  (с  последующими изменениями) "Об охране окружающей среды"  под
   негативным  воздействием на окружающую среду понимается воздействие
   хозяйственной и иной деятельности, последствия которой  приводят  к
   негативным  изменениям  качества окружающей  среды.  Эта  же  норма
   использование   природных  ресурсов  определяет  как   эксплуатацию
   природных  ресурсов, вовлечение их в хозяйственный  оборот,  в  том
   числе  все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и  иной
   деятельности.
       В  силу положений абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса
   Российской   Федерации  перевод  земель  поселений  в  земли   иных
   категорий  и земель иных категорий в земли поселений независимо  от
   их   форм  собственности  осуществляется  органами  государственной
   власти  субъектов Российской Федерации, если иное не  предусмотрено
   настоящим Кодексом.
       Порядок   перевода   земель  из  одной   категории   в   другую
   устанавливается  федеральными законами  (абзац  3  указанного  выше
   пункта статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
       Согласно  статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ от  21  декабря
   2004  г.  (с  последующими  изменениями)  "О  переводе  земель  или
   земельных   участков   из  одной  категории  в   другую"   правовое
   регулирование  отношений, возникающих в связи  с  переводом  земель
   или земельных участков в составе таких земель из одной категории  в
   другую,  осуществляется  Земельным кодексом  Российской  Федерации,
   настоящим  Федеральным  законом,  иными  федеральными  законами   и
   принимаемыми  в  соответствии с ними иными  нормативными  правовыми
   актами   Российской   Федерации,  законами  и  иными   нормативными
   правовыми актами субъектов Российской Федерации.
       В  соответствии  с подпунктом 1 пункта 2 статьи 2  Федерального
   закона  N  172-ФЗ  от 21 декабря 2004 г. содержание  ходатайства  о
   переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых  к
   нему  документов  устанавливаются органами  государственной  власти
   субъектов     Российской    Федерации    в     отношении     земель
   сельскохозяйственного    назначения,   за    исключением    земель,
   находящихся в собственности Российской Федерации.
       Судом  установлено, что 22 июня 2005 г. во исполнение указанных
   выше   положений   Земельного  кодекса   Российской   Федерации   и
   Федерального  закона  N 172-ФЗ от 21 декабря 2004  г.  "О  переводе
   земель  или  земельных участков из одной категории  в  другую"  был
   принят  областной  Закон N 51-ОЗ "О переводе земель  или  земельных
   участков  из  одной  категории в другую в  Ленинградской  области",
   регулирующий  в  части, касающейся полномочий  субъекта  Российской
   Федерации,  отношения, возникающие в связи с переводом  земель  или
   земельных  участков  в составе таких земель из  одной  категории  в
   другую в Ленинградской области.
       Опубликован  областной Закон N 51-ОЗ от  22  июня  2005  г.  "О
   переводе земель или земельных участков из одной категории в  другую
   в  Ленинградской области" в газете "Вести" N 71 от 25 июня 2005  г.
   и  в "Вестнике правительства Ленинградской области" N 32 от 16 июля
   2005 г.
       30  декабря  2005  г. был принят областной Закон  N  131-ОЗ  "О
   внесении  изменений  в  областной  Закон  "О  переводе  земель  или
   земельных  участков  из  одной категории в другую  в  Ленинградской
   области".  Он  опубликован в "Вестнике правительства  Ленинградской
   области" N 69 от 30 декабря 2005 г.
       Как усматривается из текста оспариваемого Закона N 51-ОЗ от  22
   июня  2005 г. (с изменениями, внесенными областным Законом N 131-ОЗ
   от  30  декабря 2005 г.) "О переводе земель или земельных  участков
   из  одной  категории в другую в Ленинградской области", он  состоит
   из 11 статей:
       статья 1 - отношения, регулируемые настоящим областным Законом;
       статья 2 - понятия, применяемые в настоящем областном Законе;
       статья  3 - органы, осуществляющие перевод земель или земельных
   участков в составе таких земель из одной категории в другую;
       статья  4 - основания перевода земель или земельных участков  в
   составе таких земель из одной категории в другую;
       статья  5  -  содержание  ходатайства  о  переводе  земель  или
   земельных  участков  в составе таких земель из  одной  категории  в
   другую;
       статья  6 - состав документов для перевода земель или земельных
   участков  в  составе  таких земель из одной категории  в  другую  и
   порядок их предоставления;
       статья  7  - порядок рассмотрения ходатайств о переводе  земель
   или земельных участков в составе таких земель из одной категории  в
   другую;
       статья  8  -  основания отказа в переводе земель или  земельных
   участков в составе таких земель из одной категории в другую;
       статья 9 - особенности перевода земель или земельных участков в
   составе таких земель из одной категории в другую;
       статья 10 - заключительные положения;
       статья 11 - вступление в силу настоящего областного Закона.
       При этом статьей 1 областного закона N 51-ОЗ от 22 июня 2005 г.
   установлено, что он разработан в соответствии с Земельным  кодексом
   Российской  Федерации, Федеральным законом N 172-ФЗ от  21  декабря
   2004  г.  "О  переводе  земель  или  земельных  участков  из  одной
   категории  в  другую"  и регулирует в части, касающейся  полномочий
   субъекта  Российской Федерации, отношения, возникающие  в  связи  с
   переводом  земель или земельных участков в составе таких земель  из
   одной категории в другую в Ленинградской области.
       В   статье  2  указанного  областного  Закона  определено,  что
   уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области  -
   это  отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской  области,
   наделенный  правительством Ленинградской  области  полномочиями  по
   приему  ходатайств о переводе земель из одной категории в другую  и
   подготовке    проекта   соответствующего   решения    правительства
   Ленинградской области.
       Статьями  5  и  6  названного областного  Закона  предусмотрены
   требования  к  содержанию ходатайства и к  составу  документов  для
   перевода   земель   сельскохозяйственного   назначения   из   одной
   категории в другую.
       Согласно  статье 9 этого областного Закона особенности перевода
   земель  или  земельных  участков в составе таких  земель  из  одной
   категории  в другую, а также случаи, при которых возможен  перевод,
   устанавливаются   Федеральным  законом  "О  переводе   земель   или
   земельных участков из одной категории в другую".
       Проанализировав  положения  указанных  выше  норм  федерального
   законодательства  и  норм  оспариваемого  областного  Закона,   суд
   правильно исходил из того, что проект областного Закона N 51-ОЗ  от
   22  июня 2005 г. "О переводе земель или земельных участков из одной
   категории   в  другую  в  Ленинградской  области"  не  должен   был
   проходить  государственную экологическую экспертизу,  поскольку  он
   лишь   регулирует  общий  порядок  перевода  земель  или  земельных
   участков  в  составе таких земель из одной категории в  другую,  то
   есть носит процедурный характер.
       Помимо этого, как верно отметил суд, указанный областной  Закон
   не   содержит  норм,  определяющих  конкретные  объемы  и   размеры
   деятельности  по переводу земель или земельных участков  в  составе
   таких   земель   из  одной  категории  в  другую,  а  устанавливает
   возможность  и  процедуру  данного перевода  земель  или  земельных
   участков в составе таких земель.
       Оспариваемый  областной  Закон не содержит  норм,  регулирующих
   хозяйственную    и    иную   деятельность,    реализация    которых
   непосредственно может оказать негативное воздействие на  окружающую
   среду.
       Кроме  того,  суд  обоснованно  учел,  что  в  соответствии   с
   подпунктом  4  пункта 1 статьи 6 областного Закона N  51-ОЗ  от  22
   июня  2005 г. к ходатайству о переводе земель сельскохозяйственного
   назначения или земельных участков в составе таких земель  из  одной
   категории   в   другую   прилагается   заключение   государственной
   экологической    экспертизы   в   случае,   если   ее    проведение
   предусмотрено   федеральными  законами.  Материалы,  обосновывающие
   перевод  конкретных данных участков из одной категории в другую  на
   территории    Ленинградской   области,   проходят   государственную
   экологическую экспертизу в порядке, установленном законом.
       При  таком  положении решение суда об отказе  в  удовлетворении
   требований прокурора является законным и обоснованным.
       Доводы   кассационного  представления,  направленные  на   иное
   толкование   норм  материального  права,  примененных   судом   при
   разрешении  данного  дела, ошибочны и не могут  служить  поводом  к
   отмене решения суда.
       Руководствуясь    статьями   360,   361,    366    Гражданского
   процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Ленинградского областного суда от 13 февраля  2006  г.
   оставить  без  изменения, кассационное представление Ленинградского
   природоохранного межрайонного прокурора - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz