Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 22.06.2006 N 4221/06 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПРИКАЗА ФНС РФ ОТ 25.11.2005 N САЭ-304/616@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ" В ЧАСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В СПРАВКУ О ДОХОДАХ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА РАЗДЕЛА 6 "СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕЧИСЛЕНИИ НАЛОГА В БЮДЖЕТ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                     от 22 июня 2006 г. N 4221/06
   
                Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2006 года
                 Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2006 года
   
       Именем Российской Федерации
   
       Высший   Арбитражный   Суд  Российской  Федерации   в   составе
   председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Завьяловой  Т.В.,
   Тумаркина  В.М.  рассмотрел в открытом судебном заседании  дело  по
   заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Бухсофт.ру"  о
   признании  недействующим Приказа Федеральной  налоговой  службы  от
   25.11.2005  N  САЭ-3-04/616@  "Об  утверждении  формы  сведений   о
   доходах физических лиц".
       В судебном заседании приняли участие:
       от заявителя - ООО "Бухсофт.ру" - Коршунов А.Г.;
       от Федеральной налоговой службы - Будыка И.Н., Колобов С.А.
       Протокол  Судебного  заседания вела помощник  судьи  Барабанова
   Н.И.
   
                            Суд установил:
                                   
       общество с ограниченной ответственностью "Бухсофт.ру" (далее  -
   общество)  обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
   с   заявлением   о  признании  недействующим  Приказа   Федеральной
   налоговой  службы  от  25.11.2005 N САЭ-3-04/616@  "Об  утверждении
   формы  сведений  о  доходах физических лиц"  (далее  -  Приказ  ФНС
   России   от   25.11.2005  N  САЭ-3-04/616@,  оспариваемый   Приказ,
   Приказ).
       По  мнению заявителя, Приказ ФНС России от 25.11.2005 N  САЭ-3-
   04/616@    фактически   обязывает   налогового   агента    повторно
   осуществить  за  2005  год  учет доходов физических  лиц  по  новым
   справочникам и выдать всем физическим лицам справки по новой  форме
   2-НДФЛ.  В  этой  связи оспариваемый Приказ предполагает  изменение
   содержания обязанностей налоговых агентов в виде возложения на  них
   дополнительных  обязанностей по двойному учету  доходов  физических
   лиц  и  по  повторной подготовке ранее выданных справок о  доходах,
   что  не  может быть допустимо согласно пункту 3 статьи 6 Налогового
   кодекса Российской Федерации.
       Вступившим   в  действие  с  19.01.2006  указанным  нормативным
   правовым  актом на налоговых агентов возложена обязанность выдавать
   справки  по форме 2-НДФЛ за 2005 год, то есть акту придана обратная
   сила, что противоречит положениям пункта 2 статьи 5 Кодекса.
       Оспариваемым   Приказом   на   налоговых   агентов    возложена
   обязанность  представлять  налоговому органу  сведения,  касающиеся
   личных   данных  налогоплательщиков,  в  том  числе  тех  лиц,   по
   отношению  к  которым  заявитель  не  является  налоговым  агентом:
   индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов.
       Согласно  разделу 6 справки о доходах, утвержденной  упомянутым
   Приказом  ФНС  России  от  25.11.2005  N  САЭ-3-04/616@,  налоговые
   агенты  обязаны  представить  сведения  о  перечислении  налога   в
   бюджет:  указать ОКАТО, код бюджетной классификации и перечисленную
   сумму налога на доходы по каждому физическому лицу.
       Между  тем,  по  мнению  заявителя, это требование  Приказа  не
   основано  на нормах Кодекса и не соответствует сложившимся правилам
   расчетов с бюджетом по налогу на доходы.
       Пунктом   2   статьи  230  Кодекса  предусмотрена   обязанность
   налоговых агентов представлять в налоговый орган сведения только  о
   суммах  начисленных и удержанных налогов. Согласно пункту 3  статьи
   230  Кодекса  налоговые  агенты  выдают  физическим  лицам  справки
   только о полученных доходах и удержанных суммах налога.
       Из   названных   положений  Кодекса  следует,  что   в   рамках
   представления  справок  о  доходах  налоговые  органы   не   вправе
   истребовать  сведения о перечислении налоговым  агентом  налога  на
   доходы.
       Перечисление налога на доходы осуществляется налоговым  агентом
   единым   платежом   по   всем  сотрудникам,  получающим   доход   в
   определенный  день.  Участниками  правоотношения,  возникающего  по
   поводу  уплаты  налога  на  доходы,  являются  налоговый  агент   и
   государство.  При этом обязательство налогового агента  выражено  в
   единой  сумме,  необходимой  к  перечислению.  Ответственность   за
   неполное   или   неправильное   перечисление   налога   на   доходы
   возлагается  полностью на налогового агента; данная  информация  не
   может быть отражена в справках о доходах отдельных сотрудников.
       ФНС  России возражает против заявленного требования и  считает,
   что  оснований для удовлетворения заявления не имеется.  По  мнению
   ФНС  России,  в  оспариваемом Приказе не  содержится  требования  о
   необходимости  повторной выдачи справок о доходах  физических  лиц.
   Действия   должностных  лиц  налоговых  органов,   отказывающих   в
   принятии   справок   о  доходах  физических  лиц   за   2005   год,
   составленных  по форме, действовавшей в 2005 году, не  основаны  на
   оспариваемом Приказе.
       Из  Приказа  от  25.11.2005  N САЭ-3-04/616@  не  следует,  что
   налоговые  агенты  должны представлять налоговому органу  сведения,
   касающиеся личных данных налогоплательщиков, в том числе  тех  лиц,
   по  отношению  к  которым заявитель не является налоговым  агентом:
   индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов.
       Обязанность  налогового агента указывать в  справке  о  доходах
   физических  лиц  сведения о перечисленных в  бюджет  суммах  налога
   персонально  по  каждому налогоплательщику основана на  положениях,
   содержащихся в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 24 Кодекса.
       Суд,   выслушав   представителей  лиц,  участвующих   в   деле,
   исследовав  материалы дела, находит заявление подлежащим частичному
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии с пунктом 3 статьи 230 Кодекса налоговые агенты
   выдают  физическим  лицам  по их заявлениям  справки  о  полученных
   физическими  лицами доходах и удержанных суммах  налога  по  форме,
   утвержденной    федеральным    органом    исполнительной    власти,
   уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
       Согласно  Постановлению Правительства Российской  Федерации  от
   30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной  налоговой
   службе"  (далее  -  Положение) таким федеральным  органом  является
   Федеральная  налоговая служба. Следовательно,  оспариваемый  Приказ
   издан ФНС России в пределах ее компетенции.
       Между  тем  согласно  пункту 3 статьи 230  Кодекса  обязанность
   налоговых  агентов  указывать в справке  сведения  о  перечисленных
   суммах налога не предусмотрена.
       В   соответствии   с  пунктом  5.9.10  Положения   ФНС   России
   устанавливает  (утверждает) форму справки о полученных  физическими
   лицами  доходах  и  удержанных суммах  налога.  Указание  в  данной
   справке  сведений о перечисленных в бюджет суммах налога Положением
   не предусмотрено.
       Ссылка ФНС России на положения подпунктов 3 и 4 пункта 3 статьи
   24  Кодекса  не  может быть принята во внимание,  так  как  в  этих
   правовых  нормах предусмотрена обязанность налогового агента  вести
   учет   выплаченных   налогоплательщикам   доходов,   удержанных   и
   перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в  том  числе
   персонально  по  каждому налогоплательщику, а также представлять  в
   налоговый  орган  по месту своего учета документы, необходимые  для
   осуществления  контроля  за правильностью исчисления,  удержания  и
   перечисления  налогов. Обязанность налогового  агента  указывать  в
   справке  по  форме 2-НДФЛ сведения о перечисленных в бюджет  суммах
   налога  пунктом  3  статьи  24  Кодекса  не  предусмотрена.  Данная
   справка   не   является   также  и  документом,   необходимым   для
   осуществления  контроля  за правильностью исчисления,  удержания  и
   перечисления налогов.
       Таким образом, оспариваемый Приказ ФНС России в части раздела 6
   справки  о  доходах  физического лица не соответствует  требованиям
   пункта  3  статьи  230 Кодекса, поскольку возлагает  на  налогового
   агента  дополнительные  обязанности  по  отражению  в  справках   о
   доходах физических лиц сведений о перечислении налога на доходы.
       Согласно  подпункту  3  пункта 1 статьи 6  Кодекса  нормативный
   правовой  акт  о  налогах  и сборах признается  не  соответствующим
   Кодексу,  если такой акт изменяет определенное Кодексом  содержание
   обязанностей  участников отношений, регулируемых  законодательством
   о  налогах  и  сборах,  иных лиц, обязанности  которых  установлены
   Кодексом.
       В  то  же  время  суд  не  может признать убедительными  доводы
   заявителя  о  том,  что  оспариваемый Приказ  фактически  обязывает
   налогового агента повторно осуществить учет доходов физических  лиц
   за  2005  год по новым справочникам и выдать всем физическим  лицам
   справки по новой форме 2-НДФЛ.
       Как  пояснили в судебном заседании представители ФНС России,  в
   Приказе  не содержится требования о необходимости повторной  выдачи
   справок  о  доходах физических лиц, если первоначальная справка  по
   форме 2-НДФЛ была выдана налогоплательщикам в течение 2005 года  по
   форме,   действовавшей  в  2005  году.  Действия  должностных   лиц
   налоговых  органов,  отказывающихся  принимать  справки  о  доходах
   физических лиц за 2005 год, составленные по форме, действовавшей  в
   2005 году, не основаны на этом Приказе.
       Из оспариваемого Приказа также не следует, что налоговые агенты
   должны  представлять налоговому органу сведения, касающиеся  личных
   данных  налогоплательщиков, в том числе тех  лиц,  по  отношению  к
   которым   заявитель  не  является  налоговым  агентом,  а   именно:
   индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов.
       Кроме  того, в Приказе ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@
   нет  указаний  на  то,  что налоговые агенты  должны  в  2006  году
   вносить  изменения  в учет доходов физических лиц  за  2005  год  и
   выдавать справки по форме 2-НДФЛ с учетом этих изменений.
       Действия  же  должностных лиц налоговых органов  по  применению
   оспариваемого Приказа сами по себе не могут служить основанием  для
   признания этого нормативного правового акта недействующим.
       В  связи с изложенным требования общества в этой части подлежат
   отклонению.
       Поскольку  требования заявителя удовлетворены  частично,  то  в
   соответствии  со  статьей 110 Арбитражного процессуального  кодекса
   судебные   расходы   относятся  на   лиц,   участвующих   в   деле,
   пропорционально размеру удовлетворенных требований.
       В  связи  с  этим  уплаченная государственная пошлина  подлежит
   возврату заявителю в сумме 1 000 рублей.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьями 167 - 170,  194,
   195  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,
   Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
                                   
       заявление общества с ограниченной ответственностью "Бухсофт.ру"
   удовлетворить частично.
       Признать  Приказ Федеральной налоговой службы от  25.11.2005  N
   САЭ-3-04/616@  "Об утверждении формы сведений о доходах  физических
   лиц"  в  части  включения  в  справку о  доходах  физического  лица
   раздела  6  "Сведения о перечислении налога в бюджет" недействующим
   как  не  соответствующий  пункту 3 статьи  230  Налогового  кодекса
   Российской Федерации.
       В   удовлетворении   остальной  части  заявленного   требования
   отказать.
       Обществу    с    ограниченной   ответственностью   "Бухсофт.ру"
   возвратить  государственную пошлину в сумме  1  000  (одна  тысяча)
   рублей, уплаченную по квитанции от 31.03.2006.
   
                                            Председательствующий судья
                                                          А.Г.ПЕРШУТОВ
                                                                      
                                                                 Судьи
                                                         Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
                                                          В.М.ТУМАРКИН
                                                                      
                                                                      

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz