22 июня 2006 года N 637
-------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МЕРАХ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ
ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
В целях создания дополнительных условий для обеспечения
добровольного переселения в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
а) Государственную программу по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом;
б) план мероприятий по реализации Государственной программы по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
2. Образовать Межведомственную комиссию по реализации
Государственной программы по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом.
3. Назначить председателем Межведомственной комиссии по
реализации Государственной программы по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом, помощника Президента
Российской Федерации Иванова В.П.
4. Председателю Межведомственной комиссии по реализации
Государственной программы по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, в месячный срок представить в установленном порядке
проект положения о Межведомственной комиссии и предложения по ее
составу, предусмотрев включение в него представителей федеральных
органов государственной власти, Администрации Президента
Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской
Федерации.
5. Определить координатором Государственной программы по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Федеральную
миграционную службу, наделив ее полномочиями по координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по
нормативно-правовому регулированию в установленной сфере.
6. Правительству Российской Федерации:
а) в месячный срок:
утвердить типовую программу субъекта Российской Федерации по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
представить предложения по внесению изменений в акты Президента
Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;
привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;
б) при составлении проектов федерального бюджета на 2007 год и
последующие годы предусматривать в установленном порядке средства
на реализацию Государственной программы по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом.
7. Высшим должностным лицам (руководителям высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов
Российской Федерации до 1 января 2007 г. представить в
Правительство Российской Федерации на согласование проекты
программ соответствующих субъектов Российской Федерации по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за
исключением высших должностных лиц (руководителей высших
исполнительных органов государственной власти) Красноярского,
Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской,
Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской,
Тверской и Тюменской областей, которым проекты указанных программ
представить до 1 сентября 2006 г.
8. Федеральным органам исполнительной власти:
а) обеспечить в пределах своей компетенции реализацию
Государственной программы, утвержденной пунктом 1 настоящего
Указа;
б) осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации при выполнении плана, утвержденного
пунктом 1 настоящего Указа.
9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
22 июня 2006 года
N 637
Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 637
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
I. Введение
Государственная программа по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом (далее - Государственная программа), направлена на
объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом,
с потребностями развития российских регионов.
Государственной программой дополняется система мер по
стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию
миграции, направленных на стабилизацию численности населения
Российской Федерации.
Государственная программа будет способствовать социально-
экономическому развитию России, что невозможно без кардинального
изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее
время оттоком населения со стратегически важных для России
территорий, сокращением общей численности населения, в том числе
трудоспособного возраста.
Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом (далее -
соотечественники), является одним из направлений решения
демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской
культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с
Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и
скорейшему включению в систему позитивных социальных связей
принимающего сообщества.
Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер.
В результате не учитываются реальные возможности социальной
инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков
труда, растет социальная напряженность, создаются условия для
распространения среди населения Российской Федерации идей
национальной нетерпимости и ксенофобии.
Выход из этой ситуации - в обеспечении осознанного выбора
соотечественниками места своего будущего проживания и работы с
учетом социально-экономического положения субъектов Российской
Федерации.
Необходимость комплексного подхода к проблеме содействия
добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию
и межотраслевой координации определяет целесообразность принятия
Государственной программы.
Основными принципами оказания содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников являются:
финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных
Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного
принципов социально-экономической поддержки участников
Государственной программы (переселенцев);
обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской
Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления
муниципальных образований, предпринимателей, принимающего
сообщества;
приоритет мер социально-экономического стимулирования,
определяющих рамочные условия и характер переселения, а также
направленность этого процесса;
адресность социально-экономической поддержки и обусловленность
ее предоставления соблюдением участниками Государственной
программы условий участия в ней и социально-экономическими
характеристиками территорий, предлагаемых для переселения;
взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных
Государственной программой, с задачами государственного, социально-
экономического, культурного и национального развития Российской
Федерации в целом и ее субъектов;
доступность информации об условиях участия в Государственной
программе, правах и обязательствах участников Государственной
программы, а также о социально-экономических характеристиках
территорий, предлагаемых для переселения.
II. Цели и задачи Государственной программы
Цели Государственной программы - стимулирование и организация
процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию
соотечественников на основе повышения привлекательности ее
субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в
стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения
переселенцев на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
задач:
создание политических, социально-экономических, организационных
условий, включая обеспечение необходимого информационного
сопровождения, способствующих переезду соотечественников в
Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему
их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего
сообщества;
нормативно-правовое регулирование процесса добровольного
переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках
Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами;
формирование механизма организации добровольного переселения в
Российскую Федерацию соотечественников, включая осуществление
мониторинга состава возможных участников Государственной
программы, разработку на основе типовой программы субъекта
Российской Федерации по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников проектов
соответствующих программ субъектов Российской Федерации (далее -
региональные программы переселения), оказание содействия
добровольному переселению участников Государственной программы в
соответствии с условиями участия в ней, организацию работы с
переселенцами в субъектах Российской Федерации;
обеспечение действенного государственного и общественного
контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев,
выполнением ими взятых на себя обязательств и выполнением
обязательств Российской Федерации.
III. Этапы реализации
и финансирование Государственной программы
Государственная программа реализуется поэтапно в 2006 - 2012
годах согласно плану мероприятий по реализации Государственной
программы по оказанию содействия добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Первый этап (2006 год):
принятие нормативных правовых актов, необходимых для
организации добровольного переселения соотечественников в
Российскую Федерацию в рамках Государственной программы;
создание системы управления Государственной программой;
оценка субъектами Российской Федерации потребности в трудовых
ресурсах, готовности имеющейся инфраструктуры к приему
переселенцев, в том числе в части, касающейся предоставления
базовых социальных услуг (образовательных, медицинских), а также
жилья;
разработка и согласование в установленном порядке проектов
региональных программ переселения и их утверждение;
разработка и осуществление мероприятий по информационной
поддержке Государственной программы на территории Российской
Федерации и за ее пределами;
постоянное осуществление мониторинга миграционного потенциала,
анализ состава участников Государственной программы, мотивов
участия, а также при необходимости - корректировка условий участия
в Государственной программе.
Второй этап (2007 - 2008 годы):
добровольное переселение участников Государственной программы и
членов их семей в Российскую Федерацию в рамках региональных
программ переселения;
анализ результатов реализации региональных программ
переселения;
определение проектов региональных программ переселения для
дальнейшей реализации Государственной программы.
Третий этап (2009 - 2012 годы):
реализация региональных программ переселения и оценка их
результативности, а также при необходимости - проведение
дополнительных мероприятий;
определение проектов региональных программ переселения для
дальнейшей реализации Государственной программы;
анализ результатов, полученных в ходе реализации
Государственной программы.
Финансовое обеспечение мероприятий по реализации
Государственной программы осуществляется за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов, а также за счет финансового участия юридических
и физических лиц.
Формирование бюджетных обязательств в целях реализации
Государственной программы осуществляется на основе разграничения
полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации, предусмотренного законодательством Российской
Федерации.
IV. Участие в Государственной программе
Решение об участии в Государственной программе принимается
соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им
места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной
программы, выдается свидетельство установленного Правительством
Российской Федерации образца.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно
переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и
социальной поддержки, в том числе:
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на
переезд к будущему месту проживания;
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на
уплату государственной пошлины за оформление документов,
определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской
Федерации;
на получение за счет средств федерального бюджета
единовременного пособия на обустройство ("подъемных");
на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного
пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и
иной не запрещенной законодательством Российской Федерации
деятельности в период до приобретения гражданства Российской
Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия
определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации;
на получение компенсационного пакета участника Государственной
программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя
услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного
воспитания, общего и профессионального образования, социального
обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы
занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета
осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а
также перечень мер социальной поддержки утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная
поддержка, трудоустройство участника Государственной программы,
обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем
осуществляются в рамках региональных программ переселения.
Субъекты Российской Федерации вправе участвовать в
субсидировании жилищных расходов участников Государственной
программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной
поддержки для участников Государственной программы и членов их
семей.
Участник Государственной программы имеет право выбирать
территорию вселения в субъектах Российской Федерации, определенных
в установленном порядке.
Территория вселения - часть территории субъекта Российской
Федерации, куда целенаправленно привлекаются переселенцы в рамках
реализации проектов переселения, предусмотренных соответствующей
региональной программой переселения.
Проект переселения - система мер по преобразованию социально-
экономической ситуации на территории вселения, формирующая в том
числе потребность в рабочей силе.
Устанавливаются три категории территорий вселения, что
обусловливает дифференциацию объемов предоставляемых участникам
Государственной программы государственных гарантий и социальной
поддержки.
К территориям вселения категории "А" относятся преимущественно
стратегически важные для России приграничные территории,
характеризующиеся сокращением численности населения. Переселенцам
на территориях данной категории государственные гарантии и
социальная поддержка, предусмотренные для участника
Государственной программы и членов его семьи, предоставляются в
полном объеме.
К территориям вселения категории "Б" относятся территории, где
реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового
привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего
предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. Субъекты
Российской Федерации, где находятся данные территории,
характеризуются позитивной динамикой социально-экономического
развития, превышающей среднероссийские показатели, и миграционной
нагрузкой ниже среднероссийского уровня. Переселенцам на
территориях данной категории предоставляются государственные
гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника
Государственной программы и членов его семьи, за исключением
ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от
трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной
законодательством Российской Федерации деятельности.
К территориям вселения категории "В" относятся территории с
устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение
последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей
численности населения и (или) миграционный отток. Переселенцам на
территориях данной категории предоставляются государственные
гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника
Государственной программы и членов его семьи, за исключением
ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от
трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной
законодательством Российской Федерации деятельности, и
"подъемных".
Участие в Государственной программе дает соотечественнику и
членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами
без гражданства, в приоритетном порядке право на получение
разрешения на временное проживание, вида на жительство и на
приобретение гражданства Российской Федерации.
По прибытии в субъект Российской Федерации, определенный
участником Государственной программы в качестве своего постоянного
места жительства, он и члены его семьи получают соответствующие
документы, подтверждающие законность их пребывания на территории
Российской Федерации.
Участник Государственной программы и (или) член его семьи,
выехавшие на постоянное место жительства из субъекта Российской
Федерации, определенного свидетельством участника Государственной
программы, ранее чем через два года, возмещают в установленном
порядке затраты, связанные с выплатой им "подъемных".
V. Организация работы с соотечественниками за рубежом
В целях создания благоприятных условий для осознанной
реализации соотечественниками права на добровольное переселение в
Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной
программы им должна быть предоставлена полная информация:
о содержании Государственной программы, условиях переселения,
необходимых административных процедурах, правах и обязательствах
участников Государственной программы;
о мерах социальной поддержки и размерах предоставляемых
государственных гарантий;
о территориях вселения, где для потенциальных участников
Государственной программы в соответствии с их специальностью и
квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности
приложения их труда;
о возможностях переобучения и повышения квалификации, а также
жилищного обустройства.
Для этого формируются официальный информационный пакет о
Государственной программе, комплекты информационных материалов о
проектах переселения, разработанных субъектами Российской
Федерации, и информационный ресурс, включающий в себя информацию о
возможностях приема, трудоустройства и условиях проживания на
конкретных территориях вселения.
Распространение официального информационного пакета, доведение
до сведения заинтересованных потенциальных участников
Государственной программы информации о проектах переселения,
разработанных субъектами Российской Федерации, и данных из
информационного ресурса возлагаются на представительства ФМС
России за рубежом, а также на представителей Росзарубежцентра. В
случае отсутствия представительств ФМС России в иностранных
государствах до их формирования осуществление указанных функций
возлагается на сотрудников консульских учреждений Российской
Федерации и представителей Росзарубежцентра.
Сведения о Государственной программе обнародуются в российских
и зарубежных печатных и электронных средствах массовой информации,
направляются для распространения в российские центры науки и
культуры в иностранных государствах, а также предоставляются в
распоряжение заинтересованных российских неправительственных
организаций и общественных объединений соотечественников за
рубежом.
Учет желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для
постоянного проживания, углубленное разъяснение содержания
Государственной программы и предоставляемых в ее рамках
возможностей, содействие соотечественникам в выборе оптимального
варианта переселения, подготовка их регистрации в качестве
участников Государственной программы и проведение иных
мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию,
осуществляются представительствами ФМС России в государствах -
участниках Содружества Независимых Государств, а также в других
государствах.
До формирования сети представительств ФМС России за рубежом
осуществление указанных функций возлагается на временные группы,
создаваемые из специалистов ФМС России, МИДа России и других
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а
также на работников консульских учреждений Российской Федерации.
Решение соотечественника об участии в Государственной программе
оформляется путем подачи им личного заявления. Одновременно
участник Государственной программы и члены его семьи, совместно
переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую
Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые
сведения. Форма заявления, перечень сведений, которые должны
содержаться в нем, и прилагаемых к заявлению документов
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соответствие установленным Государственной программой условиям
является основанием для проведения дальнейшей работы по
определению конкретного варианта переселения на основе выбора
соотечественника и существующих в регионах Российской Федерации
возможностей приема переселенцев.
Выбрав определенный вариант переселения и осуществив
необходимые процедуры, соотечественник приобретает статус
участника Государственной программы, что закрепляет его права и
обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также
обязательства субъектов Российской Федерации, в частности по
предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки,
соответствующих избранной категории территории вселения.
Участнику Государственной программы и членам его семьи
оформляются необходимые документы для переезда в Российскую
Федерацию, в том числе свидетельство участника Государственной
программы установленного образца, а также при необходимости -
виза.
VI. Организация переезда участников
Государственной программы в Российскую Федерацию
В целях содействия добровольному переселению соотечественников
Российская Федерация компенсирует расходы, которые несут участники
Государственной программы и члены их семей на переезд и провоз
личного имущества от места их проживания на территории
иностранного государства до территории вселения в субъекте
Российской Федерации.
Компенсация расходов осуществляется при условии использования
участниками Государственной программы регулярных маршрутов
грузовых и пассажирских перевозок.
Расходы участников Государственной программы и членов их семей
на проезд компенсируются из расчета проезда:
железнодорожным транспортом - в купейном вагоне поезда любой
категории;
воздушным транспортом - по тарифу экономического класса;
внутренним водным транспортом - по тарифу места II категории;
морским транспортом - по тарифу каюты III категории.
Кроме того, семье до трех человек включительно полностью
компенсируются расходы на перевозку личного имущества 5-тонным
контейнером, а семье свыше трех человек - двумя 5-тонными
контейнерами.
Расходы участника Государственной программы и членов его семьи
на проезд при условии использования регулярных автобусных
маршрутов, на перевозку автомобильным транспортом личного
имущества от узловых станций до места назначения, а также на
уплату таможенных платежей и налогов, на вывоз личного имущества
из страны выезда включаются в расходы, подлежащие компенсации.
Выплата компенсации производится за счет средств федерального
бюджета территориальными органами ФМС России по фактическим,
документально подтвержденным расходам после регистрации в
установленном порядке переселенца и членов его семьи.
Порядок выплаты компенсации определяется Правительством
Российской Федерации.
Участник Государственной программы имеет право ввезти в
Российскую Федерацию в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, личное имущество без ограничения общей
стоимости и вне зависимости от веса товаров, включая транспортные
средства, бывшие в употреблении и приобретенные до въезда на
территорию Российской Федерации, при переселении в рамках
Государственной программы.
Документом, подтверждающим право переселенца на провоз личного
имущества через государственную границу Российской Федерации на
указанных условиях, является свидетельство участника
Государственной программы. Его копия приобщается к товарно-
транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при
ввозе груза на территорию Российской Федерации.
VII. Организация работы на территориях вселения
Участники Государственной программы осуществляют выбор
территории вселения с учетом наличия места работы, предоставляемых
в рамках Государственной программы гарантий, социальной поддержки,
а также условий проживания.
Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные
программы переселения, в рамках которых организуется работа с
участниками Государственной программы и членами их семей на
территориях вселения.
Региональная программа переселения - комплекс социально-
экономических, организационно-административных и иных мер,
осуществляемых в субъекте Российской Федерации на основе сочетания
национальных интересов Российской Федерации и потребностей
территорий вселения, определяемых проектами переселения, при
государственной поддержке, предоставляемой в рамках
Государственной программы.
Инициатором разработки проекта региональной программы
переселения выступает Правительство Российской Федерации или
высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Проект региональной программы переселения формируется субъектом
Российской Федерации с учетом предложений федеральных органов
исполнительной власти, органов местного самоуправления
муниципальных образований, работодателей, общественных
объединений. Формирование проекта региональной программы
переселения осуществляется на основе оценки потребности экономики
субъекта Российской Федерации в переселенцах, его возможности по
их приему и обустройству, а также с учетом возможных рисков
реализации программы.
В проекте региональной программы переселения указываются:
уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, ответственный за ее реализацию;
характер взаимодействия уполномоченного органа и иных органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в
реализации программы, с территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти;
методы и формы контроля за реализацией программы;
ответственность за реализацию программы;
формы и источники финансирования программы;
возможные преференции экономического характера, которые могут
предоставляться субъектом Российской Федерации работодателям,
принимающим участие в проекте переселения и содействующим
жилищному обустройству переселенцев;
перечень обязательств субъекта Российской Федерации и
работодателей, участвующих в реализации программы, по
трудоустройству участников Государственной программы и жилищному
обустройству их семей.
В проекте переселения отражаются реализуемые и планируемые меры
по стимулированию экономической активности в субъекте Российской
Федерации - формирование специализированных институтов и программ
развития предпринимательства, механизмов частно-государственного
партнерства.
Значимым условием включения проекта переселения в региональную
программу переселения является реализация субъектом Российской
Федерации собственных программ по жилью, развитию малого
предпринимательства, самозанятости.
При обосновании потребности в переселенцах субъектом Российской
Федерации указывается потребность в рабочей силе, которая не может
быть удовлетворена за счет собственных трудовых ресурсов и
трудовых ресурсов сопредельных субъектов Российской Федерации.
При оценке перспектив развития жилищной сферы следует исходить
из действующих в настоящее время механизмов оказания
государственной поддержки в решении жилищных проблем. Механизм
предоставления ипотечных кредитов участникам Государственной
программы основывается на существующих стандартных условиях выдачи
ипотечных жилищных кредитов. При выдаче ипотечных жилищных
кредитов возможно софинансирование заинтересованными сторонами
первоначального взноса по ипотечному кредиту.
Готовность субъекта Российской Федерации к приему переселенцев
подтверждается реализацией ранее принятых на федеральном и
региональном уровне программ оказания переселенцам содействия в
обустройстве, в том числе жилищном, в трудоустройстве,
переобучении и при необходимости в переквалификации, а также
наличием механизмов по предоставлению информационных,
консультационных, в том числе юридических (юридическая помощь по
вопросам заключения трудового контракта, оформления документов на
медицинское обслуживание, социальное обеспечение) и других услуг.
В проекте региональной программы переселения субъект Российской
Федерации при необходимости указывает на целесообразность
формирования центров временного размещения, определяет порядок их
создания (включая возможность использования существующих
помещений, их переоборудования) и финансирования.
Разработанный субъектом Российской Федерации проект
региональной программы переселения подлежит согласованию с
Правительством Российской Федерации.
Решение о согласовании разработанного субъектом Российской
Федерации проекта региональной программы переселения принимается
Правительством Российской Федерации исходя из возможностей
соответствующего субъекта Российской Федерации принять планируемое
количество переселенцев, наличия в проекте программы проектов
переселения и готовности субъекта Российской Федерации к приему
переселенцев.
Проект региональной программы переселения может быть согласован
Правительством Российской Федерации при условии, что его
реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав
граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской
Федерации.
Одновременно с принятием решения о согласовании проекта
региональной программы переселения Правительством Российской
Федерации производится распределение включенных в нее проектов
переселения по категориям территорий вселения.
После принятия Правительством Российской Федерации решения о
согласовании проекта региональной программы переселения она
утверждается органами государственной власти субъекта Российской
Федерации в установленном порядке.
Расходы на реализацию региональной программы переселения
включаются в проект федерального бюджета в пределах общего объема
средств, выделяемых на реализацию Государственной программы.
Реализация региональной программы переселения осуществляется
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с включенными в региональную программу
переселения мероприятиями уполномоченный орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации организует работу по приему,
размещению, обустройству участников Государственной программы и
членов их семей, содействию адаптации и интеграции переселенцев, а
также по мониторингу реализации региональной программы
переселения, предупреждению и снижению рисков реализации проектов
переселения.
VIII. Управление Государственной программой
и контроль за ходом ее реализации
Организация управления Государственной программой и контроль за
ходом ее реализации осуществляются Межведомственной комиссией по
реализации Государственной программы по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом (далее -
Межведомственная комиссия).
Решения Межведомственной комиссии обязательны для всех
исполнителей Государственной программы в пределах их компетенции.
Координатором Государственной программы является ФМС России.
В целях обеспечения эффективной реализации Государственной
программы, включая оперативную координацию действий федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, участвующих в осуществлении
Государственной программы, координатор Государственной программы
наделяется в установленном порядке соответствующими полномочиями.
ФМС России как координатор Государственной программы несет
ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации,
предусмотренных Государственной программой, осуществляет контроль
за целевым расходованием средств федерального бюджета,
направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию
предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке
показателей и индикаторов Государственной программы с учетом
складывающейся социально-экономической ситуации и хода реализации
Государственной программы.
Исполнителями Государственной программы по вопросам, отнесенным
к их компетенции, являются федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
В целях информационно-аналитического обеспечения управления
Государственной программой формируется единый централизованный
информационный ресурс (банк данных), в котором отражается
информация о каждом участнике Государственной программы и членах
его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления,
пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие
на территорию вселения, трудоустройство, получение разрешения на
временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства
Российской Федерации), а также о предоставленных им
государственных гарантиях и социальной поддержке.
Координатор Государственной программы с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и иных органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации ежегодно подготавливает доклад о ходе
реализации Государственной программы в истекшем году.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не
реже одного раза в год отчитывается о ходе реализации региональной
программы в субъекте Российской Федерации на заседании
Межведомственной комиссии и по рекомендации Межведомственной
комиссии - на заседании Правительства Российской Федерации, а
также может делать доклад по данному вопросу на заседании
Государственного совета Российской Федерации.
Контроль за реализацией Государственной программы
осуществляется Межведомственной комиссией и координатором
Государственной программы.
Целевое расходование средств федерального бюджета на реализацию
Государственной программы обеспечивается путем осуществления
государственного финансового контроля в рамках законодательства
Российской Федерации, а также проведения независимых аудиторских
проверок и осуществления общественного контроля.
Контроль за реализацией региональных программ переселения
осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов
Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N 637
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
-------------------------------T-----------------T----------------
Мероприятия ¦ Ответственные ¦ Срок
¦ исполнители ¦ выполнения
-------------------------------+-----------------+----------------
I. Правовое обеспечение Государственной программы
1. Подготовка проекта Минрегион России август 2006 г.
постановления Минэкономразвития
Правительства Российской России
Федерации о порядке ФМС России
рассмотрения и Минздравсоцразви-
согласования проекта тия России
программы субъекта Минфин России
Российской Федерации по
оказанию содействия
добровольному переселению
в Российскую Федерацию
соотечественников,
проживающих за рубежом
(региональной
программы переселения)
2. Подготовка проекта указа МВД России август 2006 г.
Президента Российской ФМС России
Федерации о внесении
изменений в Указы
Президента Российской
Федерации от 19 июля
2004 г. N 927 "Вопросы
Министерства внутренних
дел Российской Федерации"
и от 19 июля 2004 г.
N 928 "Вопросы Федеральной
миграционной службы",
касающихся наделения ФМС
России полномочиями по
представлению в Минфин
России предложений по
финансированию ФМС
России и представлению
Президенту Российской
Федерации и в
Правительство Российской
Федерации проектов
нормативных правовых
актов по вопросам,
относящимся к
установленной сфере
деятельности
3. Подготовка проекта указа ФМС России - " -
Президента Российской МИД России
Федерации об учреждении Минфин России
представительств ФМС ФСБ России
России за рубежом Минюст России
4. Подготовка проекта Минфин России сентябрь
постановления Минрегион России 2006 г.
Правительства Российской Минэкономразвития
Федерации об утверждении России
порядка и условий ФМС России
предоставления субъектам
Российской Федерации,
включенным в
Государственную программу,
государственной поддержки
за счет средств
федерального бюджета
5. Подготовка проекта указа ФМС России - " -
Президента Российской Минюст России
Федерации о внесении
изменений в Положение о
порядке рассмотрения
вопросов гражданства
Российской Федерации,
утвержденное Указом
Президента Российской
Федерации от 14 ноября
2002 г. N 1325,
касающихся уменьшения
до одного месяца срока
рассмотрения заявлений
об изменении гражданства
иностранных граждан и лиц
без гражданства,
переехавших в Российскую
Федерацию на постоянное
жительство в рамках
участия в Государственной
программе
6. Подготовка проекта ФМС России октябрь
постановления Минрегион России 2006 г.
Правительства Российской Минздравсоцраз-
Федерации, вития России
устанавливающего форму Минфин России
бланка свидетельства Минюст России
участника Государственной Институт
программы, определяющего законодательства
порядок его заполнения, и сравнительного
выдачи, хранения и учета, правоведения
а также форму бланка при Правительстве
заявления на выдачу Российской
свидетельства участника Федерации
Государственной программы Институт
государства и
права Российской
академии наук
7. Подготовка проекта МИД России - " -
постановления ФМС России
Правительства Российской ФСБ России
Федерации о порядке Минздравсоцраз-
организации работы с вития России
соотечественниками, Минюст России
проживающими за рубежом
и желающими добровольно
переселиться в
Российскую Федерацию
8. Подготовка проекта Минтранс России октябрь
постановления Минфин России 2006 г.
Правительства Российской Минэкономразвития
Федерации о порядке России
выплаты участникам Минрегион России
Государственной ФМС России
программы компенсации Минюст России
транспортных расходов
9. Подготовка проекта ФТС России - " -
постановления ФМС России
Правительства Российской Минэкономразвития
Федерации о внесении России
изменений в Постановление Минфин России
Правительства Российской Минюст России
Федерации от 29 ноября
2003 г. N 718 "Об
утверждении Положения
о применении единых
ставок таможенных
пошлин, налогов в
отношении товаров,
перемещаемых через
таможенную границу
Российской Федерации
физическими лицами для
личного пользования"
10. Подготовка проекта Минфин России октябрь
постановления Минэкономраз- 2006 г.
Правительства Российской вития России
Федерации о порядке Минрегион России
осуществления выплат по Минздравсоцраз-
компенсационному пакету вития России
участника Государственной Минобрнауки
программы России
ФМС России
Минюст России
заинтересованные
федеральные
органы
исполнительной
власти
11. Подготовка проекта Минфин России - " -
постановления Минэкономразвития
Правительства Российской России
Федерации о порядке Минздравсоцраз-
выплаты участникам вития России
Государственной Минрегион России
программы и членам их ФМС России
семей единовременного Минюст России
пособия на обустройство
12. Подготовка проекта Минфин России октябрь
постановления Минэкономразвития 2006 г.
Правительства Российской России
Федерации о выплате Минздравсоцраз-
ежемесячного пособия вития России
участнику Государственной Минрегион России
программы и членам его ФМС России
семьи при отсутствии Минюст России
дохода от трудовой,
предпринимательской и
иной не запрещенной
законодательством
Российской Федерации
деятельности
13. Подготовка проекта Минкультуры - " -
постановления России
Правительства Российской ФМС России
Федерации об МИД России
информационном обеспечении
Государственной программы
14. Подготовка проекта ФМС России октябрь
постановления ФСБ России 2006 г.
Правительства Российской Минюст России
Федерации о внесении
изменений в Постановления
Правительства Российской
Федерации от 1 ноября
2002 г. N 789 "Об
утверждении Положения о
выдаче иностранным
гражданам и лицам без
гражданства разрешения
на временное проживание"
и от 1 ноября 2002 г.
N 794 "Об утверждении
Положения о выдаче
иностранным гражданам
и лицам без гражданства
вида на жительство",
касающихся сокращения
сроков и установления
особого порядка
оформления разрешений на
временное проживание и
вида на жительство для
участников Государственной
программы
15. Подготовка проекта ФМС России 2006 год
постановления МИД России
Правительства Российской ФСБ России
Федерации о внесении
изменений в Постановление
Правительства
Российской Федерации
от 6 апреля 2005 г. N 186
"Об утверждении Положения
о создании, ведении и
использовании центрального
банка данных по учету
иностранных граждан,
временно пребывающих и
временно или постоянно
проживающих в Российской
Федерации" в целях
расширения информационного
ресурса указанного банка
данных
II. Организационно-управленческие мероприятия
по реализации Государственной программы
16. Реализация Государственной МИД России 2006 - 2009
программы дипломатическими ФМС России годы
средствами, в том числе Минфин России
достижение договоренностей
с соответствующими
органами иностранных
государств об учреждении
представительств ФМС
России за рубежом
17. Учреждение ФМС России 2006 - 2009
представительств ФМС МИД России годы
России в государствах - Минфин России
участниках Содружества
Независимых Государств, а
также в других
государствах. Проработка
вопроса об увеличении
штатной численности
имеющихся представительств
ФМС России за рубежом <*>
18. Создание временных групп ФМС России - " -
из специалистов МИД России
федеральных органов заинтересованные
исполнительной власти, федеральные
командируемых в органы
загранучреждения на срок исполнительной
от трех до шести месяцев власти
(до учреждения новых
представительств ФМС
России за рубежом) <**>
19. Организация обучения ФМС России 2006 - 2012
(переквалификации) МИД России годы
специалистов федеральных ФСБ России
органов исполнительной
власти, занимающихся
реализацией
Государственной программы
за рубежом
20. Взаимодействие с МИД России 2006 - 2012
организациями ФМС России годы
соотечественников за
рубежом по вопросам
реализации Государственной
программы
21. Осуществление консульского - " - - " -
обслуживания участников
Государственной программы
22. Организация работы по Минобрнауки - " -
отбору молодежи из России
числа соотечественников, МИД России
проживающих за рубежом, ФМС России
для обучения в
образовательных
учреждениях высшего и
среднего профессионального
образования Российской
Федерации, а также
организация курсов
русского языка в странах
их проживания
23. Определение порядка МВД России декабрь 2006 г.
регистрации участников ФМС России
Государственной программы Минздравсоцраз-
по месту пребывания вития России
(жительства) ФСБ России
24. Разработка формы Росстат декабрь 2006 г.
государственного ФМС России
статистического наблюдения
за участниками
Государственной программы
<***>
25. Определение органы август 2006 г.
уполномоченного органа государственной
(организации) субъекта власти субъектов
Российской Федерации по Российской
координации работы органов Федерации
исполнительной власти
субъектов Российской
Федерации с участниками
Государственной программы
26. Разработка методики оценки Минздравсоцраз- 2006 - 2007
уровня обеспеченности вития России годы
трудовыми ресурсами Минрегион России
отдельных территорий Минэкономразвития
России
ФМС России
27. Разработка проектов органы - " -
региональных программ исполнительной
переселения власти субъектов
Российской
Федерации
28. Разработка критериев Минрегион август 2006 г.
отнесения субъектов России
Российской Федерации к Минфин России
категориям территорий Минэкономраз-
вселения, по которым вития России
определяется объем Минздравсоц-
государственной поддержки, развития
оказываемой субъектам России
Российской Федерации, ФМС России
участвующим в заинтересованные
Государственной программе, федеральные
за счет средств органы
федерального бюджета исполнительной
власти
29. Формирование Минздравсоцраз- 2006 - 2007
информационного ресурса в вития России годы
целях выявления Минрегион
возможностей России
трудоустройства в органы
субъектах Российской исполнитель-
Федерации ной
субъектов
Российской
Федерации
30. Разработка формы ФМС России 2006 год
ежеквартальных отчетов о
реализации Государственной
программы
31. Разработка методических ФМС России 2006 год
рекомендаций по заинтересованные
взаимодействию федеральных федеральные
органов исполнительной органы
власти и органов исполнительной
исполнительной власти власти
субъектов Российской органы
Федерации при реализации исполнительной
Государственной программы власти
субъектов
Российской
Федерации
III. Информационно-аналитическое сопровождение
Государственной программы
32. Осуществление МИД России 2006 - 2012
информационного ФМС России годы
сопровождения реализации
Государственной
программы по каналам,
ориентированным на
соотечественников,
проживающих за рубежом
(создание сайта в сети
"Интернет", выпуск
специализированных
ежемесячных журналов,
еженедельных приложений к
ежедневным газетам)
33. Осуществление МИД России 2006 - 2012
информационного ФМС России годы
сопровождения реализации Мининформсвязи
Государственной России
программы с использованием
средств массовой
информации стран
проживания
соотечественников
(рекламные публикации в
местных русскоязычных и
российских печатных
изданиях, выступления по
радио и телевидению)
34. Организация издания ФМС России - " -
буклетов и брошюр с Мининформсвязи
информацией об условиях и России
процедурах переселения в
Российскую Федерацию
35. Разработка типовой памятки ФМС России сентябрь
участника Государственной Минрегион 2006 г.
программы, направляемой России
субъектами Российской Минздравсоцраз-
Федерации потенциальным вития России
переселенцам и содержащей органы
информацию об условиях исполнительной
участия в Государственной власти
программе, о месте субъектов
будущего проживания, об Российской
условиях обустройства и Федерации
трудоустройства, а также
контактные адреса и
телефоны
36. Подготовка проекта ФМС России август
информационного сообщения МВД России 2006 г.
о региональных Минрегион России
программах переселения Мининформсвязи
России
органы
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации
37. Проведение мониторинга МИД России 2006 - 2012
хода реализации ФМС России годы
Государственной программы Российская
в странах проживания академия
соотечественников в целях наук
выявления количества
потенциальных переселенцев
и прогнозирования динамики
миграционных процессов
38. Сбор экспертной и иной МИД России - " -
информации об ФМС России
эффективности
информирования
соотечественников,
проживающих за рубежом,
о ходе реализации
Государственной программы
39. Проведение мониторинга органы 2007 - 2012
информационной и исполнительной годы
общественной ситуации власти
относительно реализации субъектов
Государственной программы Российской
на территориях вселения Федерации
40. Содействие социальной, - " - - " -
культурной и
психологической адаптации
переселенцев в местах их
проживания в Российской
Федерации
41. Формирование и ФМС России 2006 - 2012
распространение МИД России годы
официального Минрегион
информационного пакета России
о Государственной Мининформсвязи
программе России
42. Прогнозирование объема ФМС России начиная с
средств федерального Минтранс России августа
бюджета, необходимых для ФТС России 2006 г.
выплаты участникам Минфин России с уточнением
Государственной программы ежегодно
компенсации транспортных
расходов в 2007 - 2010
годах
43. Прогнозирование объема ФМС России - " -
средств федерального Минфин России
бюджета, необходимых для Минэкономраз-
осуществления выплат по вития России
компенсационному пакету
участника Государственной
программы в 2007 - 2010
годах
44. Прогнозирование объема ФМС России начиная с
средств федерального Минфин России августа
бюджета, необходимых для Минэкономразвития 2006 г.
выплаты участникам России с уточнением
Государственной программы ежегодно
и членам их семей
единовременного пособия на
обустройство в 2007 -
2010 годах
45. Прогнозирование объема - " - - " -
средств федерального
бюджета, необходимых для
выплаты ежемесячного
пособия участнику
Государственной программы
и членам его семьи
при отсутствии дохода от
трудовой,
предпринимательской и иной
не запрещенной
законодательством
Российской Федерации
деятельности в 2007 -
2010 годах
------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> В 2006 году планируется учреждение представительств ФМС
России на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Молдавии; в 2007
году - в Азербайджане, Грузии, Литве, Эстонии, Германии, США,
Израиле.
<**> Ожидается, что временные группы будут необходимы в первые
два года реализации Государственной программы.
<***> Разработка формы государственного статистического
наблюдения осуществляется после принятия постановления
Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 6
настоящего плана.
|