ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2006 г. N 14588/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского
В.В., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А.,
Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу -
Югре о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции
от 27.05.2005 и постановления суда апелляционной инстанции от
03.08.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского округа - Югры по
делу N А75-4580/2005.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Будыка
И.Н., Бусел Н.В., Саськова К.А.;
от общества с ограниченной ответственностью "Западно-
Малобалыкское" - Кишка Д.Н., Наташина Т.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Западно-
Малобалыкское" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры с заявлением о признании
недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу -
Югре (далее - инспекция) от 17.03.2005 N 10/81 в части отказа в
возмещении обществу из федерального бюджета 2792222 рублей налога
на добавленную стоимость по экспортным операциям за ноябрь 2004
года и об обязании инспекции возместить эту сумму путем зачета в
счет предстоящих платежей в бюджет по данному налогу.
До принятия судом решения заявитель в порядке, предусмотренном
частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, уточнил заявленные требования: просил признать решение
инспекции недействительным и обязать ее возместить из федерального
бюджета 5572009 рублей налога на добавленную стоимость путем
зачета в счет предстоящих налоговых платежей.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2005 заявленные
требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.08.2005
решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции и постановления суда апелляционной инстанции инспекция
просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на существенное
нарушение судами публичных интересов, а также на нарушение
единообразия в толковании и применении норм материального права, и
принять новый судебный акт, не передавая дело на новое
рассмотрение.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих
в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Общество "Западно-Малобалыкское" 20.12.2004 представило в
инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость
по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года и документы в
обоснование возмещения из федерального бюджета 5572009 рублей
налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.
По результатам камеральной проверки инспекцией вынесено решение
от 17.03.2005 N 10/81 о частичном возмещении налога на добавленную
стоимость путем зачета и об отказе в возмещении 5575583 рублей
этого налога, в том числе 5572009 рублей в связи с необоснованным
включением в состав налоговых вычетов налога по ставке 18
процентов, уплаченного перевозчику в составе цены услуг по
транспортировке нефти на экспорт.
Инспекция мотивировала свое решение следующим. В соответствии с
подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) при реализации работ (услуг),
непосредственно связанных с производством и реализацией товаров,
вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение налогом на
добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0
процентов. Данное положение распространяется на работы (услуги) по
сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров,
вывозимых за пределы территории Российской Федерации. Таким
образом, перевозчик не вправе был включать в цену своих услуг
налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а экспортер
- заявлять налог по такой ставке к вычету.
Обращаясь в арбитражный суд с требованием о признании
недействительным решения инспекции, общество "Западно-
Малобалыкское" указало, что налог на добавленную стоимость по
ставке 18 процентов был уплачен им перевозчику на основании
договора от 22.12.2003 N 0004211, заключенного с открытым
акционерным обществом "Акционерная компания по транспорту нефти
"Транснефть" (далее - общество "АК "Транснефть"). Согласно пункту
2.1.24 этого договора при транспортировке нефти на экспорт
общество "Западно-Малобалыкское" обязывалось представлять обществу
"АК "Транснефть" пакет подтверждающих факт экспорта документов в
соответствии с требованиями Кодекса не позднее 3-го числа месяца,
следующего за месяцем транспортировки. Стороны также согласились,
что в отношении всех услуг по договору, для которых экспортером в
сроки, установленные пунктом 2.1.24 договора, не будут
представлены документы, подтверждающие факт экспорта товара,
общество "Западно-Малобалыкское" дополнительно к цене услуг будет
уплачивать перевозчику налог на добавленную стоимость по ставке 18
процентов.
Суды удовлетворили заявленные требования, так как пришли к
следующим выводам.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную
стоимость при осуществлении экспортных операций и порядок
реализации данного права установлены пунктом 4 статьи 176 Кодекса,
в соответствии с которым этот налог подлежит возмещению на
основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6
статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165
Кодекса. Все условия, определенные статьей 165 Кодекса, обществом
выполнены. Факты оказания перевозчиком услуг по транспортировке
нефти в таможенном режиме экспорта, их оплаты экспортером на
основании выставленных перевозчиком счетов-фактур с выделением
налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов материалами
дела подтверждены и инспекцией не оспариваются. Поскольку
перевозчик, указавший в счете-фактуре и получивший от экспортера
сумму налога на добавленную стоимость, обязан был уплатить ее в
бюджет, то с учетом баланса частных и публичных интересов это
позволяет экспортеру заявить эту сумму налога к возмещению.
При этом суды сослались на положение пункта 5 статьи 173
Кодекса, согласно которому сумма налога на добавленную стоимость,
подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае
выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы
налога: 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или
налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; 2)
налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При
этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как
сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре,
переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Однако суды не учли следующее.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, устанавливающим
порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по
реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы
территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение
таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг
по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно
статьям 168, 169 Кодекса выставляет покупателю услуг (экспортеру)
счет-фактуру с указанием надлежащей ставки налога на добавленную
стоимость - 0 процентов.
Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять
установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.
Поэтому уплата обществом "Западно-Малобалыкское" перевозчику
налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов при
расчетах за приобретенные услуги по транспортировке нефти на
экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
К тому же вывод судов о правомерности предъявления перевозчиком
экспортеру нефти к оплате дополнительно к цене оказываемых услуг
налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов
противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает
возможность различного применения налогоплательщиками подпункта 2
пункта 1 статьи 164 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат
суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные
налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации в отношении товаров (работ,
услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых
объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса
"Налог на добавленную стоимость".
Исходя из пункта 9 статьи 165 Кодекса операции по реализации
услуг перевозчика подлежат обложению налогом на добавленную
стоимость по ставке 18 процентов только в том случае, если по
истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров в таможенном
режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные в
пунктах 1 - 5 статьи 165 Кодекса документы, подтверждающие факт
экспорта товара.
Следовательно, названное положение Кодекса исключает заявление
к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом
"Западно-Малобалыкское" в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Выводы судов в этой части не соответствуют нормам законодательства
о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты
препятствуют формированию единообразной практики арбитражных судов
в толковании и применении норм права, что в соответствии с пунктом
1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации является основанием их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 27.05.2005 и постановление
суда апелляционной инстанции от 03.08.2005 Арбитражного суда Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4580/2005
отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Западно-
Малобалыкское" в удовлетворении заявления о признании
недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому округу - Югре от
17.03.2005 N 10/81 и об обязании инспекции возместить обществу из
федерального бюджета 5572009 рублей налога на добавленную
стоимость отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|