Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 20.06.2006 N 14588/05 ПО ДЕЛУ N А75-4580/2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЧАСТИ ОТКАЗА В ВОЗМЕЩЕНИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ И ОБ ОБЯЗАНИИ ВОЗМЕСТИТЬ НАЛОГ ПУТЕМ ЗАЧЕТА В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩИХ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 20 июня 2006 г. N 14588/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина  А.И.,  Витрянского
   В.В.,  Исайчева  В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой  О.А.,
   Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел    заявление   Межрайонной   инспекции   Федеральной
   налоговой  службы  N  7 по Ханты-Мансийскому автономному  округу  -
   Югре  о  пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции
   от  27.05.2005  и  постановления суда  апелляционной  инстанции  от
   03.08.2005  Арбитражного суда Ханты-Мансийского округа  -  Югры  по
   делу N А75-4580/2005.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  -  Межрайонной инспекции  Федеральной  налоговой
   службы  N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Будыка
   И.Н., Бусел Н.В., Саськова К.А.;
       от   общества   с   ограниченной   ответственностью   "Западно-
   Малобалыкское" - Кишка Д.Н., Наташина Т.Н.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Бабкина  А.И.,   а   также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Общество     с    ограниченной    ответственностью    "Западно-
   Малобалыкское"   обратилось  в  Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского
   автономного    округа   -   Югры   с   заявлением    о    признании
   недействительным   решения   Межрайонной   инспекции    Федеральной
   налоговой  службы  N  7 по Ханты-Мансийскому автономному  округу  -
   Югре  (далее  - инспекция) от 17.03.2005 N 10/81 в части  отказа  в
   возмещении  обществу из федерального бюджета 2792222 рублей  налога
   на  добавленную  стоимость по экспортным операциям за  ноябрь  2004
   года  и  об обязании инспекции возместить эту сумму путем зачета  в
   счет предстоящих платежей в бюджет по данному налогу.
       До  принятия судом решения заявитель в порядке, предусмотренном
   частью  1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
   Федерации,  уточнил заявленные требования: просил признать  решение
   инспекции  недействительным и обязать ее возместить из федерального
   бюджета  5572009  рублей  налога  на  добавленную  стоимость  путем
   зачета в счет предстоящих налоговых платежей.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  27.05.2005   заявленные
   требования удовлетворены.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   03.08.2005
   решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в порядке надзора  решения  суда  первой
   инстанции  и  постановления суда апелляционной инстанции  инспекция
   просит   отменить  эти  судебные  акты,  ссылаясь  на  существенное
   нарушение   судами  публичных  интересов,  а  также  на   нарушение
   единообразия в толковании и применении норм материального права,  и
   принять   новый   судебный  акт,  не  передавая   дело   на   новое
   рассмотрение.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных  в  заявлении  и
   выступлениях присутствующих в заседании представителей  участвующих
   в   деле   лиц,   Президиум   считает,   что   заявление   подлежит
   удовлетворению по следующим основаниям.
       Общество   "Западно-Малобалыкское"  20.12.2004  представило   в
   инспекцию  налоговую декларацию по налогу на добавленную  стоимость
   по  налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года и документы  в
   обоснование  возмещения  из  федерального  бюджета  5572009  рублей
   налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.
       По результатам камеральной проверки инспекцией вынесено решение
   от  17.03.2005 N 10/81 о частичном возмещении налога на добавленную
   стоимость  путем  зачета  и об отказе в возмещении  5575583  рублей
   этого  налога,  в том числе 5572009 рублей в связи с необоснованным
   включением  в  состав  налоговых  вычетов  налога  по   ставке   18
   процентов,  уплаченного  перевозчику  в  составе  цены   услуг   по
   транспортировке нефти на экспорт.
       Инспекция мотивировала свое решение следующим. В соответствии с
   подпунктом  2  пункта  1 статьи 164 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации   (далее   -  Кодекс)  при  реализации   работ   (услуг),
   непосредственно  связанных с производством и  реализацией  товаров,
   вывезенных  в  таможенном  режиме экспорта,  обложение  налогом  на
   добавленную   стоимость   производится  по   налоговой   ставке   0
   процентов. Данное положение распространяется на работы (услуги)  по
   сопровождению,  транспортировке,  погрузке  и  перегрузке  товаров,
   вывозимых   за  пределы  территории  Российской  Федерации.   Таким
   образом,  перевозчик  не вправе был включать  в  цену  своих  услуг
   налог  на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а экспортер
   - заявлять налог по такой ставке к вычету.
       Обращаясь   в   арбитражный  суд  с  требованием  о   признании
   недействительным    решения    инспекции,    общество     "Западно-
   Малобалыкское"  указало,  что  налог на  добавленную  стоимость  по
   ставке  18  процентов  был  уплачен  им  перевозчику  на  основании
   договора   от  22.12.2003  N  0004211,  заключенного   с   открытым
   акционерным  обществом "Акционерная компания  по  транспорту  нефти
   "Транснефть"  (далее - общество "АК "Транснефть"). Согласно  пункту
   2.1.24   этого  договора  при  транспортировке  нефти  на   экспорт
   общество  "Западно-Малобалыкское" обязывалось представлять обществу
   "АК  "Транснефть" пакет подтверждающих факт экспорта  документов  в
   соответствии  с требованиями Кодекса не позднее 3-го числа  месяца,
   следующего  за месяцем транспортировки. Стороны также  согласились,
   что  в отношении всех услуг по договору, для которых экспортером  в
   сроки,   установленные   пунктом   2.1.24   договора,   не    будут
   представлены   документы,  подтверждающие  факт  экспорта   товара,
   общество  "Западно-Малобалыкское" дополнительно к цене услуг  будет
   уплачивать перевозчику налог на добавленную стоимость по ставке  18
   процентов.
       Суды  удовлетворили заявленные требования,  так  как  пришли  к
   следующим выводам.
       Право  налогоплательщика на возмещение  налога  на  добавленную
   стоимость   при   осуществлении  экспортных  операций   и   порядок
   реализации данного права установлены пунктом 4 статьи 176  Кодекса,
   в   соответствии  с  которым  этот  налог  подлежит  возмещению  на
   основании  отдельной  налоговой декларации, указанной  в  пункте  6
   статьи  164  Кодекса,  и  документов, предусмотренных  статьей  165
   Кодекса.  Все условия, определенные статьей 165 Кодекса,  обществом
   выполнены.  Факты  оказания перевозчиком услуг  по  транспортировке
   нефти  в  таможенном  режиме экспорта,  их  оплаты  экспортером  на
   основании  выставленных  перевозчиком  счетов-фактур  с  выделением
   налога  на добавленную стоимость по ставке 18 процентов материалами
   дела   подтверждены   и   инспекцией  не  оспариваются.   Поскольку
   перевозчик,  указавший в счете-фактуре и получивший  от  экспортера
   сумму  налога  на добавленную стоимость, обязан был уплатить  ее  в
   бюджет,  то  с  учетом  баланса частных и публичных  интересов  это
   позволяет экспортеру заявить эту сумму налога к возмещению.
       При  этом  суды  сослались на положение  пункта  5  статьи  173
   Кодекса,  согласно которому сумма налога на добавленную  стоимость,
   подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в  случае
   выставления   ими  покупателю  счета-фактуры  с  выделением   суммы
   налога:   1)   лицами,  не  являющимися  налогоплательщиками,   или
   налогоплательщиками,  освобожденными  от  исполнения   обязанностей
   налогоплательщика,  связанных с исчислением и  уплатой  налога;  2)
   налогоплательщиками   при   реализации  товаров   (работ,   услуг),
   операции  по  реализации которых не подлежат  налогообложению.  При
   этом  сумма  налога, подлежащая уплате в бюджет,  определяется  как
   сумма    налога,   указанная   в   соответствующем   счете-фактуре,
   переданном покупателю товаров (работ, услуг).
       Однако суды не учли следующее.
       Подпунктом  2  пункта  1  статьи 164  Кодекса,  устанавливающим
   порядок  обложения  налогом на добавленную  стоимость  операций  по
   реализации  услуг по транспортировке товаров, вывозимых за  пределы
   территории   Российской  Федерации,  предусмотрено  налогообложение
   таких  операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг
   по   транспортировке  экспортируемого  товара  перевозчик  согласно
   статьям  168,  169 Кодекса выставляет покупателю услуг (экспортеру)
   счет-фактуру  с  указанием надлежащей ставки налога на  добавленную
   стоимость - 0 процентов.
       Таким    образом,   налогоплательщики   не   вправе    изменять
   установленную  законодательством о налогах и сборах ставку  налога.
   Поэтому   уплата   обществом  "Западно-Малобалыкское"   перевозчику
   налога  на  добавленную  стоимость  по  ставке  18  процентов   при
   расчетах  за  приобретенные  услуги  по  транспортировке  нефти  на
   экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
       К тому же вывод судов о правомерности предъявления перевозчиком
   экспортеру  нефти  к оплате дополнительно к цене оказываемых  услуг
   налога   на   добавленную   стоимость  по   ставке   18   процентов
   противоречит принципу равенства налогообложения, так как  допускает
   возможность  различного применения налогоплательщиками подпункта  2
   пункта 1 статьи 164 Кодекса.
       В  соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат
   суммы    налога    на    добавленную    стоимость,    предъявленные
   налогоплательщику  при  приобретении  товаров  (работ,  услуг)   на
   территории   Российской  Федерации  в  отношении  товаров   (работ,
   услуг),  приобретаемых  для  осуществления  операций,  признаваемых
   объектами  налогообложения  в  соответствии  с  главой  21  Кодекса
   "Налог на добавленную стоимость".
       Исходя  из  пункта 9 статьи 165 Кодекса операции по  реализации
   услуг   перевозчика  подлежат  обложению  налогом  на   добавленную
   стоимость  по  ставке  18 процентов только в том  случае,  если  по
   истечении  180  дней,  считая с даты выпуска товаров  в  таможенном
   режиме   экспорта,  налогоплательщик  не  представил  указанные   в
   пунктах  1  -  5 статьи 165 Кодекса документы, подтверждающие  факт
   экспорта товара.
       Следовательно, названное положение Кодекса исключает  заявление
   к  вычету  налога  на добавленную стоимость, уплаченного  обществом
   "Западно-Малобалыкское"  в нарушение положений  главы  21  Кодекса.
   Выводы  судов в этой части не соответствуют нормам законодательства
   о налогах и сборах.
       При    таких   обстоятельствах   оспариваемые   судебные   акты
   препятствуют формированию единообразной практики арбитражных  судов
   в  толковании и применении норм права, что в соответствии с пунктом
   1   статьи  304  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской
   Федерации является основанием их отмены.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
                                   
       решение  суда  первой инстанции от 27.05.2005  и  постановление
   суда апелляционной инстанции от 03.08.2005 Арбитражного суда Ханты-
   Мансийского  автономного  округа - Югры  по  делу  N  А75-4580/2005
   отменить.
       Обществу     с    ограниченной    ответственностью    "Западно-
   Малобалыкское"    в    удовлетворении   заявления    о    признании
   недействительным   решения   Межрайонной   инспекции    Федеральной
   налоговой  службы  N  7  по  Ханты-Мансийскому  округу  -  Югре  от
   17.03.2005  N 10/81 и об обязании инспекции возместить обществу  из
   федерального   бюджета   5572009  рублей  налога   на   добавленную
   стоимость отказать.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz