ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 июня 2006 г. N 09-1-03/3103
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение Ассоциации
российских банков и сообщает следующее.
При оценке правомерности использования банками списков адресов
массовой регистрации и списков массовых заявителей необходимо
иметь в виду, что действующее законодательство не содержит
эффективного инструмента противодействия созданию номинальных
юридических лиц ("фирм-однодневок"). При их создании, для придания
формального соответствия нормам законодательства, зачастую
фальсифицируются документы, используются утерянные паспорта,
предъявляются фиктивные договора аренды.
В настоящее время в г. Москве в день в среднем регистрируется
порядка 550 юридических лиц при создании путем учреждения.
Дальнейший анализ хозяйственной деятельности юридических лиц
позволяет сделать вывод о том, что более 50% этих организаций
создается для участия в схемах уклонения от налогообложения, в
схемах легализации и вывода активов за рубеж.
Несмотря на то, что действующими правовыми актами не
предусмотрены функции налоговых органов по осуществлению
мероприятий, направленных на противодействие легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма, ФНС России считает, что вопросы оздоровления экономики
страны и сокращение теневого сектора носят вневедомственный
характер.
Принимая во внимание, что составление списков адресов массовой
регистрации и списков массовых заявителей является частью текущей
контрольной работы налоговых органов и не противоречит
действующему законодательству, а также то, что:
- рассылка указанных списков в адрес других ведомств, Банка
России и коммерческих банков производится в инициативном порядке с
целью обеспечить доступ к информации, существенной в определении
рисков участия организаций, имеющих номинальные адреса и
заявителей, в противозаконных схемах;
- ни один из получателей данной информации не обязан
действующим законодательством к безусловному использованию
полученных сведений в работе, ФНС России не призывает использовать
указанную информацию как безусловную обязанность банков или как
единственный и достаточный повод для принятия решения об отказе в
открытии счета потенциальному клиенту.
ФНС России считает правомерным и целесообразным использование
банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых
заявителей для реализации их права по принятию решений об отказе в
открытии счета потенциальному клиенту в совокупности с другими
источниками информации, позволяющими кредитным организациям
эффективно осуществлять действия, предусмотренные пунктом 5.2
статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступных путем, и финансированию терроризма".
Дополнительно ФНС России сообщает следующее.
В настоящее время осуществляется доработка программных ресурсов
ФНС России, что в ближайшем будущем позволит обеспечить полноту и
корректность списков адресов массовой регистрации и массовых
заявителей, существенно снизит количество искажений и ошибок.
Принимая во внимание, что налоговые органы имеют возможность
передавать указанную информацию регулярно и в электронном виде,
ФНС России предлагает Ассоциации Российских Банков оказать
содействие в обеспечении взаимодействия ФНС России и
заинтересованных в полной и достоверной информации о "фирмах-
однодневках" банков в части передачи сведений в электронном виде
(по электронной почте, защищенным каналам связи и т.п.).
Т.В.ШЕВЦОВА
|