КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2006 г. N 7-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 48, 51, 52, 54, 58
И 59 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С.
Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
с участием представителя Государственной Думы Астраханской
области - адвоката А.А. Абубекерова, постоянного представителя
Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации
Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора
юридических наук Е.В. Виноградовой, полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской
Федерации М.В. Кротова,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой,
частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21,
статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы
Астраханской области. Основанием к рассмотрению дела явилась
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли
Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем положения
пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2,
3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58 и пункта 5 статьи 59 Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Заслушав сообщение судей-докладчиков Н.В. Мельникова и Б.С.
Эбзеева, объяснения представителей сторон, заключение эксперта -
доктора юридических наук С.А. Авакьяна, выступления приглашенных в
заседание представителей: от Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации - С.В. Большакова, от Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации - Н.В. Васильева,
исследовав представленные документы и иные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. Государственная Дума Астраханской области просит признать
противоречащими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 6
(часть 2), 29 (части 1 и 4) и 55 (часть 3), положения пункта 5
статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6
статьи 54, статьи 58 и пункта 5 статьи 59 Федерального закона от
12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как
не предоставляющие гражданину, который не является кандидатом и не
выступает от имени кандидата или избирательного объединения,
возможность проводить предвыборную агитацию без привлечения
средств избирательного фонда, самостоятельно оплачивая
соответствующие расходы. По мнению заявителя, тем самым
несоразмерно ограничиваются свобода мысли и слова и право граждан
свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом.
Оспариваемые законоположения предусматривают, что расходы на
проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за
счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном
законом порядке (пункт 5 статьи 48); зарегистрированным
кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим
зарегистрированные списки кандидатов, для проведения предвыборной
агитации на телевидении и радио предоставляется бесплатное или
платное эфирное время (статья 51); устанавливают обязанность
помещать во всех агитационных материалах, размещаемых в
периодических печатных изданиях, информацию о том, за счет средств
избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения
была произведена оплата соответствующей публикации, а если
агитационные материалы опубликованы бесплатно, помещать в
публикации информацию об этом с указанием, кто разместил данную
публикацию (пункт 6 статьи 52); определяют условия изготовления,
оплаты, выпуска и распространения агитационных материалов,
устанавливают соответствующие права и обязанности, а также запрет
на распространение и изготовление агитационных материалов без
предварительной оплаты за счет средств соответствующего
избирательного фонда и с нарушением установленных нормами данного
Федерального закона требований (пункты 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54);
регламентируют порядок и источники создания избирательных фондов и
их предельные размеры и не допускают финансирование расходов,
связанных с ведением гражданами предвыборной агитации, иначе как
через соответствующий избирательный фонд (статья 58); запрещают
расходование в целях достижения определенного результата на
выборах денежных средств, не перечисленных в соответствующие
избирательные фонды (пункт 5 статьи 59).
Названные законоположения в силу статьи 125 (пункт "а" части 2)
Конституции Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 части
первой статьи 3, статьи 36, части третьей статьи 74, статей 84 и
85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" являются предметом рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в
той части, в какой ими не допускается проведение гражданами, не
являющимися кандидатами, их представителями, представителями
избирательного объединения, предвыборной агитации за или против
кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) методами,
требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных
фондов.
В части, касающейся ведения гражданами агитации против всех
кандидатов (всех списков кандидатов), данные законоположения
предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской
Федерации как демократическом правовом государстве народ
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления; высшим
непосредственным выражением власти народа являются референдум и
свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 2 и 3);
граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении
делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей, избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления (статья
32, части 1 и 2). Свободные выборы как способ выявления
действительной воли народа и формирования легитимных выборных
органов публичной власти тесно связаны с гарантируемыми
Конституцией Российской Федерации, ее статьей 29 (части 1, 4 и 5),
свободой мысли и слова, правом каждого свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять информацию любым законным
способом, а также со свободой массовой информации.
По смыслу статей 3, 19, 29 и 32 Конституции Российской
Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункт
"б" части 1) и 76 (части 1 и 2), федеральный законодатель - исходя
из того, что свободные выборы, как одна из основ конституционного
строя Российской Федерации, предполагают необходимость их
проведения с разумной периодичностью, при обеспечении свободного
волеизъявления граждан, в условиях состязательности и открытости,
- обязан устанавливать такой порядок информационного обеспечения
выборов, в том числе проведения предвыборной агитации и ее
финансирования, который надлежащим образом гарантировал бы
избирательные права граждан, демократические выборы и легитимацию
формируемых по их итогам органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
Этому корреспондируют положения Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, согласно которым свободные выборы
должны проводиться с разумной периодичностью путем тайного
голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное
волеизъявление народа при выборе законодательной власти (статья 3
Протокола N 1), каждый человек имеет право на свободу выражать
свое мнение, которое включает свободу придерживаться своего мнения
и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-
либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо
от государственных границ (пункт 1 статьи 10). Аналогичные
обязательства закреплены в являющихся в силу статьи 15 (часть 4)
Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы
Российской Федерации Международном пакте о гражданских и
политических правах, Конвенции о стандартах демократических
выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках
Содружества Независимых Государств, иных заключенных с участием
Российской Федерации международно-правовых актах.
2.1. При конкретизации положений Конституции Российской
Федерации о свободных выборах, избирательных правах, а также о
праве на свободу слова и свободу информации федеральный
законодатель обладает дискрецией в выборе соответствующих
механизмов, средств и методов, определяемой, в частности,
историческими условиями, складывающимися на том или ином этапе
развития страны.
Такой же позиции придерживается Европейский Суд по правам
человека. В Постановлении от 2 марта 1987 года по делу "Матье-Моэн
(Mathieu-Mohin) и Клерфейт (Clerfayt) против Бельгии" он пришел к
выводу, что при регулировании избирательной системы за
государством признаются значительные пределы усмотрения:
избирательное законодательство, различающееся в разных странах,
время от времени изменяется и должно оцениваться в свете
политического развития конкретной страны, поэтому определенные
детали, недопустимые в рамках одной избирательной системы, могут
быть оправданны в другой, по крайней мере при том условии, что
избирательная система обеспечивает свободное волеизъявление народа
при выборе законодательной власти.
Оценивая взаимосвязь права на свободные выборы и права на
свободу слова и информации, Европейский Суд по правам человека в
Постановлении от 19 февраля 1998 года по делу "Боуман (Bowman)
против Соединенного Королевства" подчеркнул, что свободные выборы
и свобода слова, в особенности свобода политической дискуссии,
образуют основу любой демократической системы, взаимосвязаны и
укрепляют друг друга; по этой причине особенно важно, чтобы
всякого рода информация и мнения могли циркулировать свободно в
период, предшествующий выборам; при некоторых обстоятельствах эти
два права, цель которых - обеспечить свободное выражение мнений
народа при избрании законодательной власти, могут вступать в
конфликт, и тогда может быть сочтено необходимым введение до или
во время проведения выборов определенных ограничений свободы
слова, которые неприемлемы в обычных условиях.
При осуществлении нормативного регулирования, направленного на
разрешение правовых коллизий между правом на свободные выборы, с
одной стороны, и свободой слова и выражения мнений, с другой,
федеральный законодатель - по смыслу приведенных статей
Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека
и основных свобод и Международного пакта о гражданских и
политических правах - обязан соблюдать баланс указанных
конституционно защищаемых ценностей исходя из необходимости
гарантирования конституционных прав граждан как избирателей и
установления таких условий и порядка информационного обеспечения
выборов, в том числе ведения предвыборной агитации и ее
финансирования, которые надлежащим образом гарантировали бы
проведение свободных выборов на основе демократических стандартов.
При этом, учитывая в том числе публично-правовые интересы, он не
должен вводить несоразмерных ограничений, которые не являлись бы
необходимыми в демократическом обществе и нарушали бы саму суть
защищаемых прав.
2.2. Свободные выборы - в условиях идеологического и
политического многообразия и многопартийности и при соблюдении
гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина -
предполагают наличие такой избирательной системы, которая
обеспечивает гражданам равные возможности в реализации активного и
пассивного избирательного права, что в свою очередь предполагает
адекватное определение статуса кандидатов и такое регулирование
предвыборной агитации и финансирования выборов, которое,
основываясь на конституционном принципе равенства, учитывало бы
при этом различие способов и условий реализации указанных прав, а
также ее социально-политические и юридические последствия.
Граждане Российской Федерации, будучи носителями активного и
пассивного избирательного права (статья 32, часть 2, Конституции
Российской Федерации) и одновременно выступая субъектами права
свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом (статья 29,
часть 4, Конституции Российской Федерации), не могут
рассматриваться лишь как объект информационного воздействия.
Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию
или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации
означали бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход
избирательного процесса, который в этом случае сводился бы лишь к
факту голосования.
Если в ходе выборов не обеспечена свобода политической
дискуссии, не созданы надлежащие условия для свободного обмена
мнениями, в котором участвуют не только кандидаты, их
представители или представители избирательных объединений, но и
граждане, такие выборы нельзя признать свободными, а образованные
в результате их проведения органы - легитимными.
2.3. Гарантируя свободу выражения мнений в ходе избирательного
процесса, федеральный законодатель - в силу того, что положения
статьи 29 Конституции Российской Федерации служат конституционно-
правовой основой информационного обеспечения выборов, - обязан
надлежащим образом обеспечить реализацию права граждан на
получение и распространение информации о выборах. Вместе с тем он
должен исходить из необходимости поддержания баланса
взаимосвязанных конституционно защищаемых ценностей - права на
свободные выборы и права на свободу слова и свободу информации с
учетом природы этих прав и в целях соблюдения публично-правовых
интересов.
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" информация в избирательном процессе
распространяется как посредством информирования избирателей о
кандидатах и избирательных объединениях, сроках и порядке
осуществления избирательных действий, так и посредством
предвыборной агитации как деятельности, имеющей целью побудить или
побуждающей избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов,
список, списки кандидатов или против него (них).
Рассматривая вопрос об отличии информирования избирателей,
право на осуществление которого пунктом 1 статьи 45 названного
Федерального закона наряду с иными субъектами предоставлено
гражданам, от предвыборной агитации, Конституционный Суд
Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2003 года N 15-
П по делу о проверке конституционности отдельных положений
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
указал, что в ходе информирования избирателей, связанного с
распространением информации и определяемого в своей основе
нормативным содержанием конституционного права на свободу
информации, граждане могут свободно и беспрепятственно искать,
получать, передавать, производить и распространять информацию;
предвыборная агитация же по своему содержанию, определенному
пунктом 4 статьи 2 того же Федерального закона, рассматривается в
качестве одного из субъективных избирательных прав граждан,
которое может быть ограничено законом в целях обеспечения
свободных выборов, достижения объективных их итогов как
необходимых условий формирования легитимных органов власти.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что
установленное Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" разграничение информирования избирателей и
предвыборной агитации направлено на обеспечение формирования
свободного волеизъявления граждан и гласности выборов и отвечает
требованиям статей 3 (часть 3), 29 (части 1, 3, 4 и 5), 32 (части
1, 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку только в
условиях, когда реально гарантированы право на объективную
информацию и свобода выражения мнений, выборы могут считаться
свободными.
3. Устанавливая порядок проведения предвыборной агитации,
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
предусмотрел разные правовые режимы агитационной деятельности для
ее участников - кандидатов, избирательных объединений, с одной
стороны, и граждан, с другой.
Так, кандидаты, избирательные объединения вправе создавать
избирательные фонды (статья 58) и расходовать средства этих фондов
на проведение предвыборной агитации (пункт 5 статьи 48),
беспрепятственно распространять печатные, аудиовизуальные и иные
агитационные материалы (статья 54). Зарегистрированным кандидатам
и избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные
списки кандидатов, предоставляются как бесплатные, так и платные
эфирное время и печатная площадь (статья 51 и пункт 6 статьи 52).
Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени
кандидатов, избирательных объединений в установленном законом
порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и
такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут
организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в
них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами.
При наличии согласия кандидата, избирательного объединения
граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в
рамках предоставляемых кандидату, избирательному объединению
эфирного времени и печатной площади, а также создавать и
распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные
материалы, при том что соответствующие финансовые затраты
производятся исключительно за счет средств избирательного фонда.
Что касается участия граждан в финансировании предвыборной
агитации, то оно заключается в праве вносить в избирательные фонды
добровольные пожертвования, предельные размеры которых
устанавливаются законом (пункты 5 и 10 статьи 58).
3.1. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской
Федерации, любая дифференциация правового регулирования,
приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права,
должна осуществляться законодателем с соблюдением требований
Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из
принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых
различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и
преследуют конституционно значимые цели, а используемые для
достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Поскольку
конституционный принцип равенства распространяется не только на
права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией
Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права
граждан, приобретаемые на основании закона, постольку соблюдение
принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм
дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо
прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих
к одной и той же категории, которые не имеют объективного и
разумного оправдания (запрет неравного обращения с лицами,
находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Различия в условиях и порядке осуществления предвыборной
агитационной деятельности (включая финансирование предвыборной
агитации) кандидатами, избирательными объединениями, с одной
стороны, и гражданами, с другой, законодатель связывает с
особенностями способов и форм реализации активного и пассивного
избирательного права, с особенностями присущих специальному
статусу этих субъектов избирательного процесса правомочий, а также
с целями, которые преследуют проводящие предвыборную агитацию
кандидаты, избирательные объединения и участвующие в ее проведении
граждане: при осуществлении пассивного избирательного права
кандидат преследует цель быть избранным в состав соответствующего
органа публичной власти, что предполагает необходимые для ведения
избирательной кампании финансовые затраты, реализация же активного
избирательного права служит прежде всего выявлению воли
избирателей, легитимирующей персональный состав выборных органов
народного представительства и свободной от неправомерного
давления, в том числе с использованием финансовых средств.
Касаясь допустимости установления различий в статусе кандидатов
(списка кандидатов, избирательных объединений) и граждан, не
являющихся кандидатами, их представителями, представителями
избирательных объединений, Конституционный Суд Российской
Федерации в Постановлении от 14 ноября 2005 года N 10-П по делу о
проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и
66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" указал, что введение
федеральным законодателем различных условий реализации права на
предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного
процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных
объединений), с другой, как направленное на достижение
конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности
выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от
материального положения, и на предотвращение злоупотреблений, не
может рассматриваться как не совместимое с конституционными
принципами и нормами.
3.2. Таким образом, вытекающее из положений пункта 5 статьи 48,
статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54,
статьи 58, пункта 5 статьи 59 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и обращенное к гражданам требование
об осуществлении предвыборной агитации не иначе как за счет
денежных средств, которые аккумулированы в созданных в
соответствии с законом избирательных фондах и выступают в
обезличенной форме, представляет собой ограничение форм и методов
проводимой этими субъектами избирательного процесса предвыборной
агитации, если она осуществляется не за счет средств
соответствующих избирательных фондов. Оно направлено на
обеспечение равенства кандидатов и защиту прав и свобод других
лиц, включая избирателей, и преследует достижение правомерной цели
- гарантировать формирование народного представительства,
поскольку в Российской Федерации как демократическом правовом
государстве с республиканской формой правления депутат, иное
выборное должностное лицо представляет не отдельных избирателей
или их объединение, а весь избирательный корпус.
Такой подход корреспондирует положениям Конвенции о стандартах
демократических выборов, избирательных прав и свобод в
государствах - участниках Содружества Независимых Государств,
установившей в статье 12, что использование кандидатами,
политическими партиями (коалициями) иных денежных средств, кроме
поступивших в их избирательные фонды, должно быть запрещено
законом и влечь ответственность в соответствии с законом.
Запрет для граждан осуществлять самостоятельное, т.е. помимо
избирательных фондов, финансирование предвыборной агитации
обусловлен также необходимостью обеспечения прозрачности
финансирования выборов как условия равенства кандидатов и
свободного формирования мнения избирателей. На современном этапе
развития Российской Федерации, когда прозрачность финансирования
выборов требует повышенных гарантий, регулирование, установленное
положениями пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52,
пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с
учетом состояния и реальных возможностей контроля за
финансированием выборов преследует правомерную цель, не нарушает
баланс конституционно защищаемых ценностей, отвечает критерию
необходимости в демократическом обществе и не является
несоразмерным конституционно защищаемым целям.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать не противоречащими Конституции Российской Федерации
взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6
статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5
статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" в той части, в какой ими не допускается проведение
предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список,
списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их
представителями, представителями избирательного объединения,
методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо
избирательных фондов.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и
"Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление
должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
|