ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 июня 2006 г.
N 12
ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАЛЯРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.Онищенко, проанализировав заболеваемость малярией, отмечаю,
что несмотря на снижение показателей заболеваемости в 2005 году на
44%, маляриологическая ситуация в Российской Федерации остается
напряженной.
Всего в 2005 году был зарегистрирован 201 случай заболевания
малярией (0,14 на 100 тыс. населения) в 43 административных
территориях против 382 (0,25 на 100 тыс. населения) в 2004 году в
60-ти административных территориях. Среди заболевших в 2005 году
зарегистрировано 16 детей до 14 лет, в 2004 году - 31 ребенок. На
долю городских случаев приходится 96% (в 2004 г. - 86,1%).
Максимальное количество случаев малярии зарегистрировано в г.
Москве и Московской области - 98 случаев, в том числе на долю с
местной передачей приходится 34,6% (в г. Москве 20 случаев,
Московской области - 14 случаев).
Интенсивность эпидемического процесса в г. Москве в последние 5
лет, значительно выше чем за 35 летний период с 1961 по 1997 г.г.
В указанный период был зарегистрирован 3581 случай, на долю
местной передачи малярии приходилось 0,4% (17 случаев), в то время
как за 5 летний период с 2000 по 2005 г.г. зарегистрирован 851
случай, из них 24% (206 случаев) - с местной передачей, что
свидетельствует об укоренении малярии в Московском регионе.
Из-за отсутствия регистрации примахина в Российской Федерации
на 4 административных территориях, в том числе в Москве и
Московской области, сформировались очаги с местной передачей
малярии.
Отсутствие хинина в лечебно-профилактических учреждениях
Российской Федерации приводит к ежегодной регистрации летальных
исходов от тропической малярии (2002 г. - 2 сл., 2003 г. - 4 сл.,
2004 г. - 5 сл., 2005 г. - 2 сл., 2006 г. - 2 сл.), а
зарегистрированные таблетированные формы противомалярийных
препаратов (лариам, фансидар) не эффективны для лечения
осложненной и резистентной к хлорохину форм тропической малярии.
Выпуск отечественных препаратов (примахина, хинина) планируется
осуществлять с июля месяца 2006 года в Республике Башкортостан (г.
Уфа).
В большинстве субъектов Российской Федерации сокращается число
пунктов наблюдений за переносчиками.
Повсеместно ослаб контроль за эффективностью проведения
дезинсекционных мероприятий. Заселенность малярийными комарами
объектов надзора остается высокой. Так, заселенность водоемов в
2005 г. составила 47,6% от количества обследованных (в 2004 г. -
34,5%, в 2003 г. - 46,8%), природных биотопов - 14,2% (2004 г. -
63,9%, в 2003 г. - 19,5%), что связано с недостаточным объемом
истребительских мероприятий, направленных на сокращение
численности переносчика и гидротехнических работ.
Не проводились исследования на малярию в Калужской,
Костромской, Тамбовской, Вологодской, Магаданской областях, Коми-
Пермяцком, Ненецком, Чукотском, Эвенкийском автономных округах, в
Республике Марий Эл.
Отмечаются ошибки при лабораторной диагностике. Так, например,
в Ханты- Мансийском автономном округе у больного, прибывшего из
Африки, в препаратах крови были обнаружены плазмодии трехдневной
малярии, вместо плазмодиев тропической малярии, что
свидетельствует о низкой квалификации специалистов, как в лечебной
сети, так и в органах и учреждениях, осуществляющих
госсанэпиднадзор в округе. Лабораторный диагноз был выставлен
только в Институте медицинской паразитологии и тропической
медицины им. Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им.
И.М.Сеченова.
Отмечается повсеместное сокращение ставок паразитологов,
энтомологов в субъектах Российской Федерации. Так, например, в
Ярославской области сокращена единственная ставка энтомолога.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Российской Федерации, своевременного проведения
мероприятий, направленных на предупреждение возникновения
заболеваний малярией и в соответствии с Федеральным законом от 30
марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти в
Москве и Московской области:
1.1. Организовать комитет по борьбе с малярией при
Правительстве Москвы и Московской области с участием
представителей органов Роспотребнадзора, здравоохранения,
образования, МВД России, Минобороны России и других
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
1.2. Разработать и утвердить в установленном порядке
комплексный план по борьбе с малярией на территории Москвы и
Московской области.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации изыскать возможность выделения финансовых
средств в необходимых объемах для проведения противомалярийных
мероприятий.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть в июле 2006 года на заседании коллегии органов
управления здравоохранением вопрос организации медицинской помощи
больным малярией.
3.2. Установить строгий контроль за работой лечебно-
профилактических учреждений по вопросам своевременной диагностики
малярии.
3.3. Рекомендовать систематическую подготовку кадров по
лабораторной диагностике малярии, в том числе на центральных базах
Института медицинской паразитологии и тропической медицины им.
Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова
и кафедры тропических и паразитарных болезней Российской
медицинской академии последипломного образования в г. Москве.
3.4. Поручить руководителям лечебно-профилактических
учреждений:
3.4.1. Взять под личный контроль вопросы своевременности
выявления и госпитализации больных малярией, проведения
лабораторного обследования, оказания им квалифицированной
медицинской помощи, регистрации заболеваний и представления
экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание в
территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.4.2. Иметь достаточный запас противомалярийных препаратов для
лечения трехдневной малярии (примахин) и резистентной к хлорохину
форм тропической малярии (хинин).
4. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в
целях профилактики заболеваний малярией:
4.1. Принять меры по укомплектованию специалистами должностей
врачей-паразитологов, энтомологов в оперативных отделах и
паразитологических лабораториях, необходимым оборудованием и
автотранспортом для проведения энтомологических наблюдений в сезон
передачи малярии.
4.2. Информировать органы местного самоуправления, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека соседних
территорий о случаях заболевания малярией для принятия ими
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер.
4.3. Обеспечить:
4.3.1. Организационно-методическое руководство
противоэпидемической деятельностью в лечебно-профилактической
сети.
4.3.2. Контроль за наличием противомалярийных препаратов в
лечебно-профилактических учреждениях для лечения трехдневной
малярии (примахина) и резистентной к хлорохину форм тропической
малярии (хинина).
4.3.3. Регулярную подготовку (переподготовку) специалистов
территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии" по профилактике малярии.
4.3.4. Предупредительный и текущий надзор за строительством и
эксплуатацией гидротехнических сооружений и маляриогенностью
территории.
4.3.5. Представление внеочередных донесений о случаях местной
передачи и летальных исходов от малярии в Федеральную службу по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.3.6. Организацию и проведение энтомологических наблюдений.
4.4. Считать основным мероприятием борьбы с переносчиком
малярии в сельской местности и местах проживания мигрантов
(недостроенные здания, нелегальные перевалочные базы, общежития и
т.п.), обработку инсектицидами остаточного действия.
4.5. Обеспечить качественное проведение ларвицидных обработок в
городах с обязательным использованием специализированных
технических средств; отказаться от них в сельской местности
средней полосы Российской Федерации ввиду их нецелесообразности.
4.6. Проводить эпидемиологическое обследование очагов малярии и
качественное проведение мероприятий в очагах.
4.7. Направлять карты эпидемиологического обследования больных
и очагов малярии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека на электронном носителе
и на бумажном носителе в Институт медицинской паразитологии и
тропической медицины им. Е.И.Марциновского Московской медицинской
академии им. И.М.Сеченова в течение одного месяца после проведения
обследования.
4.8. Направлять препараты крови (толстую каплю и тонкий мазок)
от больных малярией для подтверждения лабораторного диагноза в
Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им.
Е.И.Марциновского Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова
в недельный срок.
4.9. Организовать проведение активной работы по гигиеническому
воспитанию населения по вопросам профилактики малярии с
привлечением средств массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Главный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|