ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 июня 2006 г. N 03-2-03/1112@
О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Федеральная налоговая служба по вопросу проставления отметок на
заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и по вопросу
возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям
сообщает следующее.
Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров с
территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации
и экспорте товара с территории Российской Федерации на территорию
Республики Беларусь установлен Положением о порядке взимания
косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при
перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющимся неотъемлемой частью
Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг, подписанного 15.09.2004 (далее - Соглашение).
В целях применения Соглашения и Положения необходимо учитывать
следующее.
Пунктом 6 раздела 1 Положения предусмотрено представление
российскими налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с
налоговой декларацией транспортных документов, подтверждающих
перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию
Российской Федерации, и товаросопроводительных документов
белорусских налогоплательщиков.
В случае если перевозка ввозимого с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации товара осуществлялась
российским перевозчиком багажом на железнодорожном транспорте, в
качестве транспортного документа, предусмотренного для
представления в налоговый орган Положением, налогоплательщик может
представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную
грузобагажную ведомость (ее копию). Нормы Положения не
предусматривают представление транспортных документов с отметками
таможенных органов Российской Федерации.
Кроме того, согласно разъяснениям ФТС России, не осуществляется
таможенный контроль и не производится таможенное оформление
перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь
через границу Российской Федерации и Республики Беларусь
российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики
Беларусь.
Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и
товарная накладная (ТН-2) являются документами строгой отчетности
и предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей,
если их перемещение осуществляется с участием автомобильного
транспорта, а также для расчетов за из перевозки и учета
выполненной транспортной работы. Они служат основанием для
списания товарно-материальных ценностей у отправителя и
оприходования их у получателя, а также для складского и
бухгалтерского учета.
Таким образом, накладные формы ТТН-1 и ТН-2 являются
товаросопроводительными документами белорусского
налогоплательщика.
При перевозке товаров с территории Республики Беларусь на
территорию Российской Федерации без участия автомобильного
транспорта (нарочным, почтовыми отправлениями, железнодорожным или
авиатранспортом), кроме специфических документов, используемых при
данном перемещении товара, оформляется накладная формы ТН-2.
В случае перемещения товаров с территории Республики Беларусь
на территорию Российской Федерации почтой необходимо учитывать
следующее.
Согласно положениям пункта 11 раздела I Правил оказания услуг
почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания
услуг почтовой связи), почтовые отправления, принимаемые для
пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее
территорию из других государств либо следующие транзитом через
территорию Российской Федерации, относятся к международным
почтовым отправлениям.
Пунктом 37 раздела III Правил оказания услуг почтовой связи
установлено, что выдача оператором почтовой связи международных
почтовых отправлений адресатам (их законным представителям)
производится с соблюдением требований таможенного законодательства
Российской Федерации.
Для целей применения положений Таможенного кодекса Российской
Федерации (далее - Таможенный кодекс), регламентирующих
перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, под
международными почтовыми отправлениями понимаются, в том числе,
почтовые отправления, поступающие на таможенную территорию
Российской Федерации. Согласно положениям Таможенного кодекса
международные почтовые отправления не могут быть выданы
организациями почтовой связи их получателям без разрешения
таможенного органа.
В пункте 3 раздела I Правил таможенного оформления и
таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную
границу Российской Федерации в международных почтовых
отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 N
1381, приведен перечень документов, с использованием которых
осуществляется пересылка через таможенную границу Российской
Федерации международных почтовых отправлений.
С учетом изложенного, если ввоз товаров на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь производится
посредством пересылки международным почтовым отправлением,
налогоплательщику в составе документов, предусмотренных пунктом 6
раздела I Положения, в качестве транспортных документов,
подтверждающих перемещение товаров с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации, следует представить
документы, применяемые при пересылке международных почтовых
отправлений в рамках международного почтового обмена. В указанных
документах содержатся сведения, позволяющие идентифицировать,
какой товар был ввезен с территории Республики Беларусь на
территорию Российской Федерации посредством его пересылки
международным почтовым отправлением, что позволит налоговому
органу проверить соответствие сведений о наименовании ввезенного
товара, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных
налогов, а также содержащихся в товаросопроводительном документе.
В случае реализации товара с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь следует учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1 раздела II Положения при реализации
товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь, применяется нулевая ставка налога
на добавленную стоимость.
Для обоснования применения нулевой ставки налогоплательщик
представляет в налоговый орган одновременно с налоговой
декларацией документы, указанные в пункте 2 раздела II Положения,
в том числе копии транспортных (товаросопроводительных) документов
о перевозке экспортируемого товара.
В случае если вывоз товара с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь осуществляет белорусский
покупатель, то он должен предоставить российскому продавцу те
транспортные (товаросопроводительные) документы, которыми
предусмотрено оформление перевозки соответствующим видом
транспорта.
В соответствии с пунктом 3 раздела II Положения документы,
предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, представляются в
налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи)
товаров.
Пунктом 4 раздела II Положения предусмотрено, что налоговый
орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки
налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов и принимает
решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих
сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Проверка обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов
и налоговых вычетов производится налоговым органом в течение 3-х
месяцев со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган
налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов и документов,
указанных в пункте 2 раздела II Положения. По истечении указанного
срока налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета
или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью
или частично) в возмещении.
Т.В.ШЕВЦОВА
|