ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
9 июня 2006 г.
N 0100/6371-06-32
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ПОЛИОМИЕЛИТОМ И ОВП
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека информирует об итогах проводимого в 2005
г. эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми
параличами (ОВП).
В Российской Федерации функционирует эффективная система
эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП, осуществляется еженедельная передача
информации с уровня субъектов на федеральный уровень с последующей
передачей данных в Европейское региональное бюро ВОЗ.
Основные показатели качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП
в целом по Российской Федерации в 2005 г. оставались на уровне,
рекомендуемом ВОЗ:
- своевременность представления отчетов - 98%;
- показатель заболеваемости - 1,55 на 100 тыс. детей до 15 лет;
- своевременность выявления больных - 82,4%;
- удельный вес больных с 2-мя пробами стула - 100%;
- адекватность обследования больных - 90,1%;
- показатель обследования больных в Национальном и региональных
центрах - 100%;
- эпидемиологическое расследование в срок 7 дней - 93,7%;
- повторный осмотр - 93,4%;
- классификация случаев - 96,5%.
Вместе с тем, анализ поступающих в Координационный центр
ликвидации полиомиелита материалов в разрезе субъектов Российской
Федерации выявил ряд недостатков.
В 2005 г. в Российской Федерации зарегистрировано 358 случаев
OBП (показатель составил 1,55 на 100 тыс. детей до 15 лет), из них
58 - "горячих" случаев в 28 субъектах Российской Федерации (в
2004г. - 61 случай в 33 субъектах). Наибольшее количество
"горячих" случаев зарегистрировано в Республиках Дагестан - 7
случаев (4 сл. из Чеченской Республики), Башкортостан - 4 сл.,
Московской - 7 сл., Кемеровской областях - 4 сл., г. Москве - 3
сл. (в т.ч. 1 сл. из Республики Ингушетия и 1 сл. из Чеченской
Республики). Преимущественно к категории "горячих" случаев в 2005
г. относились случаи ОВП у детей до 1 года, которые получили менее
3 доз полиомиелитной вакцины, или детей, прибывших из Чеченской
Республики без сведений о прививках.
В прошедшем году в 7 субъектах Российской Федерации -
Республиках Башкортостан, Мордовия, Саха (Якутия), Иркутской,
Челябинской областях, Алтайском и Красноярском краях - выявлены 7
сл. вакциноассоциированного полиомиелита. Из них 3 случая - у
контактных и 4 - у реципиентов вакцины. Кроме того, в 2005 г. в
Кемеровской области зарегистрирован 1 случай, расцененный как
совместимый с полиомиелитом ввиду позднего забора проб фекалий
(позднее 14 дня от начала паралича).
Следует особое внимание обратить на "молчащие территории", где
не регистрируются ОВП. В 2005 г. не выявлено ни одного случая ОВП
в 18 субъектах Российской Федерации (в 2004 г. - в 11 субъектах):
в Республиках Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, Хакассия,
Карачаево-Черкесской, Чеченской Республиках, Камчатской,
Костромской, Магаданской, Тамбовской областях, Ненецком,
Еврейском, Чукотском, Корякском, Таймырском, Эвенкийском, Усть-
Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском автономных округах. Кроме
того, в 6-ти субъектах - Республике Бурятия, Краснодарском крае,
Амурской, Калужском, Ленинградской, Тульской областях - показатель
заболеваемости ОВП был ниже требуемого (1,0 на 100 тыс. детей).
Актуальными остаются проблемы учета и отчетности о случаях ОВП
на уровне субъектов Российской Федерации, правильности заполнения
и своевременного представления карт расследования случая
ПОЛИО/ОВП. В 2005 г. месячная оперативная отчетность периодически
не предоставлялась из 11 субъектов Российской Федерации (Чеченской
Республики, Республик Тыва, Ингушетия, Карачаево-Черкессия,
Северная Осетия, Дагестан, Корякского, Эвенского, Коми-Пермяцкого
АО, Рязанской, Тверской областей), в том числе из Чеченской
Республики и Республики Ингушетия отсутствовала информация в
течение 5 мес., из Республики Тыва - в течение 4 мес. Недельная
оперативная отчетность нерегулярно представлялась из 9 субъектов
Российской Федерации, в том числе наиболее часто из Курской
области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Республики Тыва.
Общими недостатками являются следующие: несвоевременное
предоставление I и II частей карт эпидрасследования случая
полиомиелита и ОВП (Новосибирская, Свердловская области и др.),
несоответствие количества ОВП по данным оперативной информации и
формы государственного статистического наблюдения N 1, заполнение
данных о прививках без учета возраста ребенка (например, Псковская
область), отсутствие обоснованной и правильной постановки диагноза
"горячий случай" и соответствующего оформления документации на
него (Республики Татарстан, Калмыкия, Карелия, Башкортостан,
Удмуртия, Ярославская, Липецкая, Волгоградская, Ульяновская,
Тюменская области).
Важным показателем в осуществлении эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП
является своевременная регистрация случаев ОВП и начало
эпидрасследования. В первые 7 дней с момента развития ОВП было
выявлено 82,4% случаев, расследованы в первые 48 часов - 94,1%,
повторно осмотрены через 60 дней - 97,2% случая. Серьезным
недостатком остается позднее выявление больных ОВП в г. Москве,
Республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкессия
(на 46 день с момента начала заболевания!), Мари Эл, Удмуртия,
Татарстан, Алтайском, Краснодарском, Красноярском краях, Брянской,
Владимирской, Иркутской, Кемеровской, Липецкой, Московской,
Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Пермской,
Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, что наиболее часто
связано с поздним обращением родителей за медицинской помощью.
Одним из основных направлений в работе региональных центров
эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП является вирусологическое исследование
проб фекалий от больных ОВП и контактных в очагах ОВП. Удельный
вес больных ОВП с двумя пробами стула в течение 3-х последних лет
ежегодно составляет 100%.
В 2005 г. количество протестированных образцов стула от больных
с ОВП составило 772 пробы. У всех больных ОВП забрана по меньшей
мере одна проба стула (в течение 14 дней после появления симптомов
заболевания): в 89,9% случаев в адекватные сроки (в течение 14
дней после появления симптомов заболевания, собранные с
промежутком не менее одного дня) исследованы две пробы стула.
Позднее обследование и доставка материала в Национальную
лабораторию по диагностике полиомиелита и региональные центры
эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП отмечались в
Республике Карачаево-Черкессия, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком
автономных округах, Алтайском крае, Волгоградской, Кемеровской,
Нижегородской областях. В результате чего своевременность
обследования больных ОВП по стране в целом составила 90,1%.
Число проб стула удовлетворительного качества в течение
последних 3-х лет остается стабильным - 98%. Несмотря на это, в
ряде случаев не выполняются требования к качеству отбора, упаковки
и доставки материала, отсутствует оперативное взаимодействие
специалистов эпидемиологического и лабораторного звена
территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора. В
результате чего возникает необходимость повторного обследования
больного ОВП, в более поздние сроки, привлечения дополнительных
материальных и людских ресурсов. Так, например, в г. Москве 1
больной обследован позже 14 дня - из-за дефектов в диагностике, в
Ивановской области - из-за неудовлетворительного качества
собранного материала (недостаточное количество), из Республики
Алтай пробы были доставлены в стеклянных флаконах, закрытых
фольгой.
В рамках дополнительного надзора за ПОЛИО/ОВП было исследовано
13949 проб сточной воды, выделено 322 полиовируса и 454 других
(неполно) энтеровирусов.
В 2005 г. специалистами Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального
центра гигиены и эпидемиологии, региональных центров
эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП в целях оценки состояния
мероприятий по профилактике полиомиелита (иммунизация,
эпидемиологический надзор, контеймент) были осуществлены выезды в
16 субъектов Российской Федерации ("молчащие" территории,
территории не достигшие "нормативных" показателей эпиднадзора).
Следует отметить, что несмотря на достигнутые высокие
показатели качества эпиднадзора, в ряде субъектов Российской
Федерации прослеживается снижение внимания и ответственности
руководителей здравоохранения, органов и учреждений Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека к проблеме полиомиелита, организации и проведению
комплекса мероприятий по профилактике данной инфекции.
В целях совершенствования мероприятий по поддержанию свободного
от полиомиелита статуса Российской Федерации необходимо обеспечить
выполнение мероприятий, предусмотренных Национальным планом
действий на 2006-2008 гг. по поддержанию свободного от
полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации
искоренения полиомиелита в Европейском регионе.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|