ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 июня 2006 г. N ШТ-6-07/579@
О КОНТРОЛЕ ЗА ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
ПОСЛЕ 30.06.2006
Федеральная налоговая служба доводит до сведения, что согласно
законодательству о государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
оборот алкогольной продукции на территории Российской Федерации,
маркированной по 31.12.2005 включительно в установленном порядке,
допускается по 30.06.2006 включительно. В этой связи
территориальным налоговым органам при проведении контрольных
мероприятий необходимо руководствоваться положениями письма
Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2006 N 03-01-
14/5-263, а также следующим.
В случае возврата до 30.06.2006 включительно алкогольной
продукции, маркированной по 31.12.2005 включительно в
установленном порядке, для нанесения на нее федеральной
специальной марки образца, установленного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785,
территориальному налоговому органу необходимо обеспечить контроль
за процессом ее перемаркировки.
При подаче заявки о фиксации сведений в Единой государственной
автоматизированной информационной системе об алкогольной
продукции, маркируемой федеральными специальными марками, дату
заявки следует указывать - 31.12.2005.
Подтверждение фиксации сведений о маркируемой алкогольной
продукции и нанесение их на федеральные специальные марки
осуществляется только после сопоставления территориальным
налоговым органом данных, указанных в заявке о фиксации сведений,
с данными акта инвентаризации алкогольной продукции на 31.12.2005.
Общее количество федеральных специальных марок с нанесенными на
них сведениями о маркируемой продукции не должно превышать
количество проинвентаризированной алкогольной продукции по видам и
наименованиям.
Маркировка указанной алкогольной продукции в местах хранения
может быть осуществлена только организацией - производителем этой
продукции в срок до 30.06.2006 включительно в присутствии и под
контролем представителя налогового органа.
Факт перемаркировки алкогольной продукции должен оформляться
актом, в котором должны быть отражены следующие реквизиты: вид и
наименование алкогольной продукции, содержание этилового спирта в
данной продукции, емкость тары (л), количество бутылок (шт.).
Акт составляется в 2-х экземплярах и подписывается должностным
лицом налогового органа материально ответственным лицом
организации-производителя. Первый экземпляр акта остается в
организации, второй - в территориальном налоговом органе.
Одновременно сообщаем, что хранение указанной алкогольной
продукции в организациях, имеющих лицензию на хранение алкогольной
продукции, возможно до 30 июня 2006 года при наличии договора
хранения с организацией-производителем.
При этом оборот указанной алкогольной продукции без маркировки
ее марками, введенными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.12.2005 N 785, согласно статье 26 Федерального
закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" запрещен с 01.07.2006.
В отношении такой алкогольной продукции должны приниматься
меры, установленные статьями 25, 26 Федерального закона от
22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции", поскольку она признается в нелегальном обороте и
подлежит изъятию. Нахождение указанной алкогольной продукции после
30.06.2006 и ее маркировка возможны только у предприятия-
производителя.
В этой связки территориальным налоговым органам необходимо
обеспечить участие своих представителей в качестве экспертов в
проверках, проводимых после 30 июня 2006 года территориальными
органами МВД России, по вопросам соблюдения организациями оптовой
и розничной торговли требований действующего законодательства.
Советник налоговой службы
Российской Федерации
1 ранга
Т.В.ШЕВЦОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2006 г. N 03-01-14/5-263
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает
следующее.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября
2005 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" (далее - Закон) с 1 января 2006 г. федеральная
специальная марка (далее - марка) является документом
государственной отчетности, удостоверяющим законность
(легальность) производства и (или) оборота на территории
Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля
за уплатой налогов, а также является носителем информации единой
государственной автоматизированной информационной системы и
подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории
Российской Федерации алкогольной продукции в единой
государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона оборот алкогольной продукции
без маркировки указанными марками запрещен.
Вместе с тем согласно подпункту 3 статьи 1 Федерального закона
от 31 декабря 2005 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу
отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию
Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31
декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, допускается
по 30 июня 2006 г. включительно.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона требования к образцам марок и
порядок маркировки установлены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке
алкогольной продукции федеральными специальными марками".
Пунктом 1 Правил маркировки федеральными специальными марками
алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, определено, что
марки должны наноситься на алкогольную продукцию с содержанием
этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции,
производимую на территории Российской Федерации, организациями,
осуществляющими производство такой продукции на территории
Российской Федерации (далее - организация-производитель), после
нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.
Согласно статьям 421 и 422 Гражданского кодекса Российской
Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении
договора, при этом договор должен соответствовать обязательным для
сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами
(императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации
предусмотрено расторжение договора по соглашению сторон, если иное
не предусмотрено законами или договором.
В случае расторжения договоров, связанных с поставкой
алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г.
включительно в установленном порядке, стороны вправе выбрать место
ее последующего нахождения или хранения.
В силу статьи 2 Закона хранение алкогольной продукции относится
к обороту.
Согласно статье 886 Гражданского кодекса Российской Федерации
хранение как вид деятельности предусматривает заключение договора,
согласно которому одна сторона обязуется хранить вещь, переданную
ей другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При этом
в силу статьи 892 Гражданского кодекса Российской Федерации право
собственности к хранителю в отношении переданной на хранение вещи
не переходит.
Таким образом, не может быть отнесено к хранению как к виду
деятельности нахождение продукции в организациях, в отношении
которой организация имеет право собственности.
Учитывая изложенное, хранение алкогольной продукции,
маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном
порядке, в том числе возвращенной покупателями до 30 июня 2006 г.
включительно, возможно в организациях, имеющих лицензию на
хранение алкогольной продукции, до 30 июня 2006 г.
При этом нахождение возвращенной до 30 июня 2006 г.
включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря
2005 г. включительно в установленном порядке, у организаций-
производителей не относится к обороту указанной продукции.
Главами 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) установлены налогоплательщики НДС и акцизов, а также
элементы налогообложения этими налогами.
Пунктом 5 статьи 171 и пунктом 5 статьи 200 Кодекса
предусмотрен вычет сумм уплаченных НДС и акциза при возврате
товаров.
В случае возврата покупателями до 30 июня 2006 г. включительно
алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г.
включительно в установленном порядке, основанием применения
вычетов для организаций-производителей является изменение условий
либо расторжение соответствующих договоров, отражения в учете
соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом
товаров.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 107-
ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых
положений законодательных актов Российской Федерации" оптовые
организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 г. и
осуществляющие с 1 января 2006 г. реализацию алкогольной продукции
(далее - оптовые организации), поступившей на акцизные склады этих
организаций до 1 января 2006 г. и (или) отгруженной в их адрес до
указанной даты, признаются налогоплательщиками акцизов.
Таким образом, в случае возврата до 30 июня 2006 г.
включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря
2005 г. включительно в установленном порядке, оптовым организациям
от покупателей и (или) организациям-производителям от оптовых
организаций указанные организации имеют право на вычет по
уплаченным суммам акцизов в пределах остатков, имеющихся у оптовых
организаций на 1 января 2006 г., и (или) отгруженных в их адрес до
указанной даты, подтвержденных данными инвентаризации,
предусмотренной пунктом 8 Постановления Правительства Российской
Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, при условии расторжения
соответствующих договоров, отражения в учете соответствующих
операций по корректировке в связи с возвратом товаров.
Пунктом 2 статьи 12 Закона предусмотрено, что марки могут быть
приобретены только организациями в государственных органах,
уполномоченных Правительством Российской Федерации, - налоговых
органах.
Учитывая, что с 1 июля 2006 г. оборот алкогольной продукции,
маркированной марками, введенными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212 "О маркировке
алкогольной продукции федеральными специальными марками нового
образца" и региональными специальными марками, изготовленными в
соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 723 "Об
утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи
разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи
региональных специальных марок", либо маркированной только
марками, введенными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212, может быть допущен при
наличии на алкогольной продукции марки, введенной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, с
нанесенными на нее сведениями о маркируемой алкогольной продукции,
то в случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно организациям-
производителям принадлежащей им ранее алкогольной продукции,
маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном
порядке, поставки указанной продукции с 1 июля 2006 г. возможны
только при нанесении на нее марок, соответствующих требованиям
Закона, в том числе приобретенных в соответствии с Приказом
Минфина России от 17 января 2006 г. N 9н "О порядке приобретения и
учета федеральных специальных марок, а также уничтожения
неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным
требованиям федеральных специальных марок" до 30 июня 2006 г.
Копия настоящего письма направлена в ФНС России.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН
|