МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2006 г. N 1909-07/4-0/38
О ПЕРЕЧНЕ ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
ДЛЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ НА 2006/2007 УЧЕБНЫЙ ГОД
Управление культурного наследия, художественного образования и
науки направляет для руководства перечень примерных учебных
программ по видам искусств для детских школ искусств на 2006/2007
учебный год, подготовленный Научно-методическим центром по
художественному образованию.
Заместитель Начальника
Управления культурного
наследия, художественного
образования и науки
Г.В.МАЯРОВСКАЯ
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ВИДАМ ИСКУССТВ
ДЛЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ НА 2006/2007 УЧЕБНЫЙ ГОД
-------------------------------------------T------------T--------¬
¦ Наименование программы ¦Организация,¦ Год ¦
¦ ¦утвердившая ¦ издания¦
¦ ¦ программу ¦ ¦
+------------------------------------------+------------+--------+
¦ Музыкальное искусство ¦
+------------------------------------------T------------T--------+
¦Общее фортепиано ¦МК СССР ¦1975 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Общее фортепиано для учащихся струнного и ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦духового отделений ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Фортепиано ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Фортепиано (вариативная программа) ¦Научно- ¦2006 ¦
¦ ¦методический¦ ¦
¦ ¦центр по ¦ ¦
¦ ¦художествен-¦ ¦
¦ ¦ному ¦ ¦
¦ ¦образованию ¦ ¦
¦ ¦(НМЦ ХО) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Фортепиано ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Фортепиано (повышенный уровень) ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Аккомпанемент вокальных и инструментальных¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦произведений в классе фортепиано ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Аккомпанемент вокальных произведений в ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦классе фортепиано ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Музицирование (для детских хоровых школ и ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦хоровых отделений ДШИ) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сочинение ¦МК СССР ¦1981 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Арфа ¦МК СССР ¦1974 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Виолончель (повышенный уровень) ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Контрабас ¦МК СССР ¦1969 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Контрабас (повышенный уровень) ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Класс ансамбля (струнные инструменты) ¦МК СССР ¦1969 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Струнный ансамбль ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Оркестровый класс (коллективное ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦музицирование) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Скрипка, альт, виолончель ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Скрипка (повышенный уровень) ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Оркестр К. Орфа ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Вопросы методики обучения игре на ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦духовых инструментах. ¦ ¦ ¦
¦Методическое пособие для ДМШ, ДШИ, ССМШ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Деревянные духовые инструменты ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦флейта, гобой, кларнет, саксофон-альт, ¦ ¦ ¦
¦фагот ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Деревянные духовые инструменты ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦(повышенный уровень) ¦ ¦ ¦
¦флейта, гобой, кларнет, фагот ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Кларнет ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Медные духовые и ударные инструменты ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦валторна, труба, тенор, баритон, тромбон, ¦ ¦ ¦
¦ударные инструменты (ксилофон, малый ¦ ¦ ¦
¦барабан) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Медные духовые и ударные инструменты ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦(повышенный уровень) ¦ ¦ ¦
¦валторна, труба, тромбон, туба, ударные ¦ ¦ ¦
¦инструменты (ксилофон, малый барабан) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Психофизические основы и принципы ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦постановки губного аппарата исполнителя ¦ ¦ ¦
¦на язычковом духовом инструменте. ¦ ¦ ¦
¦Методическое пособие для ДМШ, ДШИ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Аккордеон ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Баян ¦МК СССР ¦1990 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Баян ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Балалайка ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Балалайка ¦НМЦ ХО ¦2004 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Готово-выборный баян ¦МК СССР ¦1985 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Гитара шестиструнная ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Гитара семиструнная ¦МК СССР ¦1989 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Домра трехструнная ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Домра четырехструнная ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Класс ансамбля народных инструментов ¦МК СССР ¦1979 ¦
¦и оркестровый класс ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Музицирование в классе аккордеона и баяна ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Вокал (эстрадно-джазовое отделение) ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Инструменты эстрадного оркестра ¦МК СССР ¦1985 ¦
¦(фортепиано, ударные инструменты, ¦ ¦ ¦
¦саксофон, труба, тромбон, гитара, бас- ¦ ¦ ¦
¦гитара) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Клавишный синтезатор ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦Ансамбль клавишных синтезаторов ¦ ¦ ¦
¦Студия компьютерной музыки ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Примерные репертуарные списки к примерным ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦программам: ¦ ¦ ¦
¦Клавишный синтезатор ¦ ¦ ¦
¦Ансамбль клавишных синтезаторов ¦ ¦ ¦
¦Студия компьютерной музыки ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция (эстрадно-джазовое отделение) ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Основы импровизации (эстрадно-джазовое ¦МК СССР ¦1985 ¦
¦отделение) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Современная музыка. История джаза и ¦МК СССР ¦1986 ¦
¦популярной музыки ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сочинение (эстрадная специализация) ¦МК СССР ¦1985 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Фортепиано (эстрадно-джазовое отделение) ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Электрогитара (эстрадно-джазовое ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦отделение) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Эстрадное пение (повышенный уровень) ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольфеджио ¦МК СССР ¦1984 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольфеджио (пятилетний срок обучения) ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольфеджио. Программные требования для ¦МК СССР ¦1989 ¦
¦шестого класса и экзаменационные ¦ ¦ ¦
¦требования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольфеджио. ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦Программа для подготовительных отделений ¦ ¦ ¦
¦детских школ искусств ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольфеджио, ритмика. ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦Методические рекомендации и программные ¦ ¦ ¦
¦требования для преподавателей ¦ ¦ ¦
¦подготовительных групп при детских ¦ ¦ ¦
¦музыкальных школах и музыкальных ¦ ¦ ¦
¦отделениях школ искусств ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальная литература ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Примерные тематические планы по предмету ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦"Музыкальная литература" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальная литература (вариативная ¦НМЦ ХО ¦2004 ¦
¦программа) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальное содержание. ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦Методическое пособие для ДМШ и ДШИ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ритмика (повышенный уровень) ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Слушание музыки ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Слушание музыки (повышенный уровень) ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сольное пение. Вокальный ансамбль ¦МК СССР ¦1968 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Хоровой класс (коллективное музицирование)¦МК РФ ¦2003 ¦
+------------------------------------------+------------+--------+
¦ Изобразительное искусство ¦
+------------------------------------------T------------T--------+
¦Графический дизайн ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Графическая композиция ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Декоративная композиция ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Живопись ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Живопись (углубленный курс) ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Изобразительный фольклор ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦История изобразительного искусства ¦МК СССР ¦1986 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Комплексная программа "Визуальный аккорд" ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦по предметам: Рисунок, Живопись, Основы ¦ ¦ ¦
¦композиции, Сюжетная композиция ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Кружевоплетение на коклюшках ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Основы графического дизайна (углубленный ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦курс) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Основы композиции (двухгодичный курс) ¦НМЦ ХО ¦2004 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Программа экспериментальных задач по ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦графике в художественной школе ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Рисунок ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Рисунок (углубленный курс) ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Рисунок в 1 - 4 классах ДХШ. ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦Программа и методическое пособие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Скульптурная пластика ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Станковая композиция (углубленный курс) ¦МК РФ ¦2003 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Учебная практика. Пленэр ¦МК СССР ¦1989 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Программа по декоративно-прикладному ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦искусству ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Художественная вышивка ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Художественная резьба по дереву ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Художественная роспись ткани ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Художественное ткачество ¦НМЦ ХО ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция прикладного искусства и работа ¦МК СССР ¦1986 ¦
¦в материале ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Изобразительное искусство, станковая ¦МК СССР ¦1987 ¦
¦композиция, декоративно-прикладная ¦ ¦ ¦
¦композиция, рисунок, лепка (для ¦ ¦ ¦
¦подготовительных групп детских ¦ ¦ ¦
¦художественных школ и художественных ¦ ¦ ¦
¦отделений школ искусств) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция прикладного искусства и работа ¦МК СССР ¦1985 ¦
¦в материале. Вышивка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция прикладного искусства и работа ¦МК СССР ¦1986 ¦
¦в материале художественной керамики ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция прикладного искусства и работа ¦МК СССР ¦1985 ¦
¦в материале. Искусство паласного ткачества¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция прикладного искусства и работа ¦МК СССР ¦1985 ¦
¦в материале. Художественная обработка меха¦ ¦ ¦
¦и кожи ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция прикладного искусства и работа ¦МК СССР ¦1985 ¦
¦в материале. Художественная обработка ¦ ¦ ¦
¦камня ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция прикладного искусства и работа ¦МК СССР ¦1984 ¦
¦в материале. Искусство резьбы по дереву ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Композиция прикладного искусства и работа ¦МК СССР ¦1984 ¦
¦в материале. Искусство росписи по дереву ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+------------+--------+
¦ Хореографическое искусство ¦
+------------------------------------------T------------T--------+
¦Баян (для хореографических отделений школ ¦МК СССР ¦1987 ¦
¦искусств) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Беседы о хореографическом искусстве ¦НМЦ ХО ¦2004 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Гимнастика ¦МК РФ ¦2002 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Историко-бытовой и современный бальный ¦МК СССР ¦1983 ¦
¦танец ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦История хореографического искусства ¦МК СССР ¦1986 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Классический танец ¦МК СССР ¦1981 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Классический танец ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыкальная грамота и слушание музыки ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Народно-сценический танец ¦МК СССР ¦1987 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Программа для подготовительных классов ¦МК СССР ¦1987 ¦
¦хореографических отделений школ искусств ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ритмика и танец ¦МК СССР ¦1984 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ритмика и танец ¦НМЦ ХО ¦2006 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Фортепиано (для хореографических отделений¦МК СССР ¦1987 ¦
¦школ искусств) ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------+------------+--------+
¦ Театральное искусство ¦
+------------------------------------------T------------T--------+
¦Сценическое действие ¦МК СССР ¦1987 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сценическое движение ¦МК СССР ¦1987 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сценическая речь ¦МК СССР ¦1987 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Грим ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦История костюма и прически ¦МК СССР ¦1988 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Беседы о музыке ¦МК СССР ¦1988 ¦
L------------------------------------------+------------+---------
|