Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 06.06.2006 N 1644/06 ПО ДЕЛУ N А06-3059У/3-23/05 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА О НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ СОВЕРШЕННАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ВАЛЮТНАЯ ОПЕРАЦИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТНЕСЕНА К КАТЕГОРИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 6 июня 2006 г. N 1644/06
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Витрянского В.В., Вышняк Н.Г.,  Иванниковой
   Н.П.,  Исайчева  В.Н.,  Козловой А.С.,  Козловой  О.А.,  Никифорова
   С.Б., Слесарева В.Л., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел  заявление предпринимателя Зукеева С.Н. о пересмотре
   в  порядке  надзора  решения суда первой инстанции  от  05.08.2005,
   постановления   суда   апелляционной   инстанции   от    21.09.2005
   Арбитражного  суда Астраханской области по делу N А06-3059у/3-23/05
   и  постановления Федерального арбитражного суда Поволжского  округа
   от 15.12.2005 по тому же делу.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи Чистякова  А.И.,  Президиум
   установил следующее.
       Предприниматель Зукеев С.Н. (далее - предприниматель) обратился
   в  Арбитражный  суд Астраханской области с заявлением  о  признании
   незаконным  постановления Территориального  управления  Федеральной
   службы  финансово-бюджетного надзора в Астраханской области  (далее
   -  управление)  от  17.06.2005 о назначении наказания  по  делу  об
   административном  правонарушении N  12-05/109П,  в  соответствии  с
   которым     предприниматель    привлечен     к     административной
   ответственности,  предусмотренной частью  1  статьи  15.25  Кодекса
   Российской  Федерации об административных правонарушениях,  в  виде
   взыскания 98712 рублей 32 копеек штрафа.
       Решением  суда  первой  инстанции  от  05.08.2005  оспариваемое
   постановление   управления   признано   незаконным   и   подлежащим
   изменению   в  части  величины  взыскиваемого  штрафа,  а   именно:
   предпринимателю назначено наказание в виде штрафа  в  размере  трех
   четвертей суммы валютной операции - 74034 рублей 24 копеек.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   21.09.2005
   решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа  постановлением
   от   15.12.2005   решение   суда  первой   и   постановление   суда
   апелляционной инстанций оставил без изменения.
       В  заявлении  о  пересмотре решения  суда  первой  инстанции  и
   постановлений  судов  апелляционной  и  кассационной  инстанций   в
   порядке  надзора,  поданном  в Высший  Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  предприниматель  просит  отменить  упомянутые  судебные
   акты,    ссылаясь   на   неправильное   применение   судами    норм
   материального права и нарушение единообразия судебной практики.
       В  отзыве  на  заявление управление просит  оставить  названные
   судебные   акты  без  изменения  как  соответствующие  действующему
   законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него,  Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат
   отмене   с   принятием  нового  судебного  акта  об  удовлетворении
   заявленного предпринимателем требования по следующим основаниям.
       В   качестве   объективной  стороны  состава  административного
   правонарушения  предпринимателю  вменено  осуществление  незаконной
   валютной   операции,  выразившейся  в  оплате  наличными  денежными
   средствами  в  иностранной валюте в сумме  460000  казахских  тенге
   (эквивалентной   98712  рублям  32  копейкам)   охлажденной   рыбы,
   приобретенной  по  контракту от 14.12.2004 N 6 у  производственного
   кооператива  им. Амангельды (Казахстан) и ввезенной  на  территорию
   Российской   Федерации   по   грузовой  таможенной   декларации   N
   10311040/171204/0002528.
       Оспаривая постановление управления, предприниматель сослался на
   то,   что   указанная  валютная  операция  совершена  за  пределами
   территории Российской Федерации с использованием наличных  валютных
   средств, законно вывезенных из Российской Федерации.
       Обжалуемые  судебные  акты мотивированы  тем,  что,  осуществив
   расчет   наличными  денежными  средствами  в  иностранной   валюте,
   предприниматель  нарушил требование части 3 статьи 14  Федерального
   закона  от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном
   контроле"  (далее  -  Закон). При этом суд  кассационной  инстанции
   пришел  к  такому выводу: по смыслу названной правовой нормы  сфера
   действия    Закона   не   ограничивается   территорией   Российской
   Федерации,   поэтому  факт  осуществления  валютной   операции   за
   пределами Российской Федерации не может быть принят во внимание.
       Вместе  с  тем  суды согласились с доводами предпринимателя  об
   отсутствии  обстоятельств, отягчающих ответственность,  в  связи  с
   чем,   признав   необоснованным  наложение  штрафа  в  максимальном
   размере, снизили его сумму до минимального размера.
       Однако  выводы судов в части определения незаконного  характера
   совершенной   предпринимателем  валютной   операции   основаны   на
   неправильном толковании и применении норм права.
       Согласно  части  3  статьи 14 Закона расчеты при  осуществлении
   валютных   операций   производятся  физическими  лицами-резидентами
   через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия  и
   ведения   которых  устанавливается  Центральным  банком  Российской
   Федерации,    за    исключением   следующих   валютных    операций,
   осуществляемых в соответствии с этим Законом:
       1)  передачи  физическим лицом-резидентом валютных ценностей  в
   дар  Российской  Федерации, субъекту Российской Федерации  и  (или)
   муниципальному образованию;
       2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
       3)  завещания  валютных  ценностей или получения  их  по  праву
   наследования;
       4)  приобретения  и  отчуждения физическим  лицом-резидентом  в
   целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
       5) перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации
   и  получения  в  Российской  Федерации физическим  лицом-резидентом
   перевода   без   открытия  банковских  счетов,   осуществляемых   в
   установленном  Центральным  банком  Российской  Федерации  порядке,
   который может предусматривать только ограничение суммы перевода,  а
   также почтового перевода;
       6)  покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному
   банку  физическим  лицом-резидентом  наличной  иностранной  валюты,
   обмена,  замены  денежных знаков иностранного  государства  (группы
   иностранных государств), а также приема для направления на  инкассо
   в  банки  за  пределами  территории Российской  Федерации  наличной
   иностранной валюты;
       7)  расчетов физических лиц-резидентов в иностранной  валюте  в
   магазинах  беспошлинной торговли, а также при реализации товаров  и
   оказании   услуг  физическим  лицам-резидентам  в  пути  следования
   транспортных средств при международных перевозках.
       Между  тем при толковании данной нормы Закона судами не  учтено
   следующее.
       В  соответствии  со  статьей 6 Закона валютные  операции  между
   резидентами  и  нерезидентами осуществляются  без  ограничений,  за
   исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8  и  11
   Закона.
       Осуществленная  предпринимателем  валютная  операция  под   эти
   исключения не подпадает.
       Частью  3 статьи 15 Закона предусмотрено, что физические  лица-
   резиденты   имеют  право  единовременно  вывозить   из   Российской
   Федерации   наличную  иностранную  валюту   в   сумме,   равной   в
   эквиваленте  10000  долларов  США или не  превышающей  этой  суммы.
   Вывоз   с   таможенной  территории  Российской  Федерации  валютных
   ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи  1  Закона
   относится к валютным операциям.
       Указанные  правовые  положения означают,  что  легальный  вывоз
   физическим   лицом-резидентом  иностранной  валюты   с   территории
   Российской    Федерации   предполагает    право    ее    свободного
   использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
       Из  анализа  содержания  и смысла правовых  положений  части  3
   статьи  14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и  части  3
   статьи   15   Закона  следует,  что  предписание  об  осуществлении
   валютных  операций физическими лицами-резидентами через  банковские
   счета  в  уполномоченных  банках не  распространяется  на  валютные
   операции,  осуществляемые  этими  лицами  за  пределами  Российской
   Федерации  с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной
   из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.
       Таким  образом, совершенная предпринимателем валютная  операция
   не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций,  в
   связи  с  чем  в его действиях отсутствует состав административного
   правонарушения,  предусмотренный  частью  1  статьи  15.25  Кодекса
   Российской Федерации об административных правонарушениях.
       Поскольку  обжалуемые  судебные акты основаны  на  неправильном
   толковании  и применении арбитражными судами норм права и  нарушают
   единообразие  судебной практики, они подлежат отмене в соответствии
   с   пунктом  1  статьи  304  Арбитражного  процессуального  кодекса
   Российской Федерации.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
                                   
       решение суда первой инстанции от 05.08.2005, постановление суда
   апелляционной    инстанции   от   21.09.2005   Арбитражного    суда
   Астраханской  области по делу N А06-3059у/3-23/05  и  постановление
   Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2005  по
   тому же делу отменить.
       Заявление  предпринимателя Зукеева С.Н. о признании  незаконным
   постановления   Территориального  управления   Федеральной   службы
   финансово-бюджетного надзора в Астраханской области  от  17.06.2005
   о  назначении  наказания по делу об административном правонарушении
   N 12-05/109П удовлетворить.
       Постановление  Территориального управления  Федеральной  службы
   финансово-бюджетного надзора в Астраханской области  от  17.06.2005
   о  назначении  наказания по делу об административном правонарушении
   N   12-05/109П  о  привлечении  предпринимателя  Зукеева   С.Н.   к
   административной ответственности, предусмотренной частью  1  статьи
   15.25    Кодекса    Российской   Федерации   об    административных
   правонарушениях, признать незаконным и отменить.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz