ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2006 г. N 14941/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г.,
Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А.,
Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Зиборова
Ю.Н. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции
Арбитражного суда Орловской области от 18.05.2005 по делу N А48-
1002/05-18 и постановления Федерального арбитражного суда
Центрального округа от 19.08.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Зиборова Ю.Н. -
Лабузов А.В., Шевляков В.В.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по
Орловской области - Высокин А.В., Лунина И.В., Ревякина Е.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения
представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил
следующее.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по городу Ливны Орловской области (в настоящее время -
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по
Орловской области; далее - инспекция) проведена выездная налоговая
проверка индивидуального предпринимателя Зиборова Ю.Н. (далее -
предприниматель) по вопросам соблюдения законодательства о налогах
и сборах, в частности налога на добавленную стоимость за период с
01.01.2002 по 31.12.2003. На основании акта проверки от 20.08.2004
N 62, возражений предпринимателя по акту от 02.09.2004, а также
акта проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля от
27.01.2005 N 1 инспекцией принято решение от 31.01.2005 N 19 о
привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде
взыскания 6642108 рублей штрафа. Кроме того, предпринимателю
предложено доплатить налоги, включая 33210539 рублей налога на
добавленную стоимость, в том числе 9059118 рублей за 2002 год,
24151421 рубль за 2003 год, уплатить пени, включая 10079312 рублей
9 копеек пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную
стоимость.
В связи с неисполнением требования от 31.01.2005 N 18 об уплате
задолженности по налогам и пеням инспекция обратилась в
Арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с
предпринимателя недоимки по налогам, в том числе по налогу на
добавленную стоимость, и пеней.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2005 заявленное
инспекцией требование удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением
от 19.08.2005 решение суда оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и
постановления суда кассационной инстанций предприниматель просит
отменить их и ссылается на неправильное применение судами норм
права, на неприменение при рассмотрении дела положений статьи 9
Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", а
также на противоречие оспариваемых судебных актов позиции
Конституционного Суда Российской Федерации.
В отзыве на заявление и дополнении к отзыву инспекция просит
названные судебные акты оставить без изменения как соответствующие
действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него, а также выступлениях присутствующих в заседании
представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что
оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене, дело в
отмененной части - направлению на новое рассмотрение в суд первой
инстанции, в остальной части судебные акты подлежат оставлению без
изменения по следующим основаниям.
Зиборов Ю.Н. зарегистрирован администрацией города Ливны в
качестве предпринимателя без образования юридического лица,
осуществляющего коммерческо-посреднические и транспортные услуги,
ему выдано свидетельство от 20.09.1999 N 4965 со сроком действия
до 20.09.2004.
В связи с введением в действие главы 21 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели с
01.01.2001 признаются плательщиками налога на добавленную
стоимость.
Указанные изменения налогового законодательства, возложившие
дополнительные налоговые обязанности на заявителя, произошли после
его регистрации 20.09.1999 в качестве индивидуального
предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N
88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N
88-ФЗ) в случае, когда изменения налогового законодательства
создают для субъектов малого предпринимательства условия, менее
благоприятные по сравнению с ранее действовавшими условиями, в
течение первых четырех лет своей деятельности названные субъекты
подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на
момент их государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 31.07.1998 N
148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности" со дня вступления в силу этого Закона и введения
единого налога соответствующими нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации абзац второй части 1 статьи 9
Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ не применяется.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства
заключается, в частности, в возложении на них дополнительного
налогового бремени, в необходимости исполнять иные, ранее не
предусмотренные законодательством обязанности.
Положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности" о недопустимости
применения в дальнейшем абзаца второго части 1 статьи 9
Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ не может иметь обратной
силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня
официального опубликования нового налогового регулирования,
включая соответствующий нормативный акт законодательного
(представительного) органа субъекта Российской Федерации о
введении на его территории единого налога.
Данная позиция соответствует позиции Конституционного Суда
Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.06.2003 N
11-П, а также определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 09.04.2001 N
82-О, от 15.05.2001 N 89-О, от 07.02.2002 N 37-О.
Рассматривая спор по указанному делу, суды не учли упомянутых
положений Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежащих
применению при его разрешении.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты на
основании части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации подлежат частичной отмене как нарушающие
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Орловской
области от 18.05.2005 по делу N А48-1002/05-18 и постановление
Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.08.2005
по тому же делу в части взыскания с индивидуального
предпринимателя Зиборова Ю.Н. налога на добавленную стоимость и
пеней за несвоевременную уплату этого налога отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в
Арбитражный суд Орловской области.
В остальной части указанные судебные акты оставить без
изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|