МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2006 г. N 03-06-02-02/73
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
подтверждает свою позицию, изложенную в письме Минфина России от
13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02, и по вопросу возврата
начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за
просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за
период 2003 - 2005 годов сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации
каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги
считаются установленными, когда определены все элементы
налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс)).
Статьей 14 Кодекса транспортный налог отнесен к региональным
налогам, при установлении которых законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые
предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы
налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики
определяются Кодексом.
Учитывая, что до 1 января 2006 года отчетные периоды по
транспортному налогу Кодексом не были предусмотрены и на
налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых
платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по
транспортному налогу, правовые основания для начисления и
взыскания с налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты
авансовых платежей по транспортному налогу отсутствовали. Данная
позиция отражена, в частности, в Постановлении Президиума
Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N 32пв04.
В Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах
применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
отражена позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, касающаяся, в частности, порядка взыскания сумм пени за
просрочку уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной
позицией пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса, могут быть
взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о
конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам
отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в
соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В силу части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 6 Кодекса установлено, что нормативный правовой акт о
налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой
акт, в частности, изменяет определенное Кодексом содержание
обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, или иным образом противоречит общим началам и
(или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса. Признание
нормативного правового акта не соответствующим Кодексу
осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено
Кодексом.
В случае признания закона субъекта Российской Федерации о
транспортном налоге противоречащим федеральному законодательству
и, следовательно, недействующим налогоплательщики в силу статьи 21
Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне
уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Возврат излишне взысканных сумм пени осуществляется налоговыми
органами по месту учета налогоплательщика в порядке, установленном
статьей 79 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Кодекса решение о
возврате излишне взысканных сумм пени принимается налоговым
органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с
которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового
судопроизводства.
Учитывая изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных
сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному
налогу за период 2003 - 2005 годов необходимо производить
налоговым органам на основании письменного заявления
налогоплательщика в том случае, если закон субъекта Российской
Федерации о транспортном налоге в части установления авансовых
платежей по транспортному налогу признан судом недействующим.
В настоящее время Определениями Верховного Суда Российской
Федерации от 1 февраля 2006 г. N 59-Г05-26 и от 29 марта 2006 г. N
33-Г06-4 признаны недействующими в части установления авансовых
платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона
Амурской области от 18 ноября 2002 г. N 142-ОЗ "О транспортном
налоге на территории Амурской области" и Закона Ленинградской
области от 22 ноября 2002 г. N 51-ОЗ "О транспортном налоге".
Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А.МОТОРИН
|