ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2006 года
Дело N 15-Г06-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 31 мая 2006 года дело по
кассационной жалобе Государственного Собрания Республики Мордовия
на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14 марта 2006
года, которым удовлетворено заявление исполняющего обязанности
прокурора Республики Мордовия об оспаривании отдельных положений
Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики
Мордовия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., объяснения представителей Государственного
Собрания Республики Мордовия Нуварьевой Ю.Г. и Чирковой И.В.,
поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей, что решение
суда должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
22 ноября 2005 года Государственным Собранием Республики
Мордовия принят Закон Республики Мордовия "О структуре
Правительства Республики Мордовия" N 70-З.
Исполняющий обязанности прокурора Республики Мордовия обратился
в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании
противоречащими федеральному закону, недействующими и не
подлежащими применению абзаца 12 статьи 1, статей 2 и 2.1
названного Закона Республики.
В обоснование заявления указал, что оспариваемые им положения
абзаца 12 статьи 1 об отнесении должности Министра внутренних дел
Республики Мордовия к государственным должностям Республики
Мордовия и включении ее в структуру Правительства Республики
Мордовия, а также предусмотренная статьями 2 и 2.1 Закона
возможность включения Указом Главы Республики Мордовия
руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, действующих на территории Республики
Мордовия, и руководителей территориальных (региональных)
федеральных учреждений, расположенных (зарегистрированных) на
территории Республики Мордовия, в состав Правительства Республики
Мордовия по согласованию между Главой Республики Мордовия и,
соответственно, федеральными органами исполнительной власти и
руководителями федеральных учреждений противоречат Федеральным
законам "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", "О системе государственной службы
Российской Федерации", "О государственной гражданской службе
Российской Федерации" и Положению о службе в органах внутренних
дел Российской Федерации.
Решением суда от 14 марта 2006 года заявление прокурора
удовлетворено.
В кассационной жалобе Государственное Собрание Республики
Мордовия просит об отмене решения суда, ссылаясь на его
незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации считает решение суда подлежащим частичной отмене.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из положений пункта 3
статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", в
соответствии с которыми наименование высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его
структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией
(уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом
исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской
Федерации.
Статьями 93 и 94 Конституции Республики Мордовия предусмотрено,
что Правительство Республики Мордовия является постоянно
действующим высшим исполнительным органом государственной власти
Республики Мордовия. Структура Правительства Республики Мордовия
определяется Законом Республики Мордовия.
Проверяя законность абзаца 12 статьи 1 Закона Республики
Мордовия "О структуре Правительства Республики Мордовия" в части
включения Министра внутренних дел Республики Мордовия в структуру
Правительства Республики Мордовия, суд правильно указал, что
данная норма относится к вопросу взаимодействия органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными
органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Правовая регламентация данного вопроса нашла свое отражение в
подпункте "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", в силу которого высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) в
соответствии с законодательством Российской Федерации может
организовать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти
и их территориальными органами.
Из чего суд сделал верный вывод о том, что взаимодействие
указанных органов может иметь место только в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
При этом суд правомерно отметил, что в настоящее время такими
законодательными актами являются Указ Президента Российской
Федерации от 2 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействия и
координации деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти", Положение о взаимодействии и координации
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 725.
Правильно суд указал и на то, что в указанных нормативных
правовых актах, хотя и не предусмотрена возможность включения
руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти в структуру и состав высших исполнительных
органов субъектов Российской Федерации, в силу подпункта "г"
пункта 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
могут иметь место и иные формы взаимодействия территориальных
органов с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, которые должны быть предусмотрены соглашениями между
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем суд в противоречие своим же мотивам посчитал
включение в структуру Правительства Республики Мордовия Министра
внутренних дел Республики нарушающим приведенные выше положения
нормативных правовых актов Российской Федерации.
Подобный вывод был ошибочно сделан судом в результате
необоснованного раздельного толкования абзаца 12 статьи 1 Закона
Республики от других оспоренных прокурором норм, в то время когда
для правильного разрешения спора требовалось их системное
толкование.
Как усматривается из содержания статьи 2 оспариваемого Закона,
руководители территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти могут включаться в состав Правительства
Республики Мордовия по согласованию между федеральными органами
исполнительной власти и Главой Республики Мордовия, что полностью
соответствует правилам подпункта "г" пункта 4 указанного выше
Положения о взаимодействии и координации деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Аналогичный подход применен и к включению в состав
Правительства Республики руководителей территориальных
(региональных) федеральных учреждений.
Судом бесспорно установлено, что Министр внутренних дел
Республики Мордовия является руководителем территориального органа
федерального органа исполнительной власти - Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
Из чего буквально следует, что Министр внутренних дел
Республики Мордовия, должность которого включена в структуру
Правительства Республики Мордовия, не может войти в его состав без
соответствующего согласования с МВД РФ или может быть включен в
его состав после такого согласования.
Этим же правовым положениям прямо противоречит вывод суда о
признании недействующими статей 2, 2.1 Закона Республики по мотиву
того, что руководители территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, федеральных учреждений не входят в
структуру Правительства Республики Мордовия.
То обстоятельство, что руководители каких-либо территориальных
органов федеральных органов и учреждений, возможность вхождения
которых в состав Правительства Республики предусмотрена статьями 2
и 2.1 Закона, может быть не указана в структуре Правительства, не
должно было рассматриваться судом в качестве противоречия
федеральному закону.
Как указывалось выше, наименование высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его
структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией
(уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Следовательно,
установив порядок формирования состава данного органа из числа
руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, федеральных учреждений, законодатель
субъекта не лишен возможности ввести их и в его структуру. Во
всяком случае, включение Главой Республики Мордовия в состав
Правительства Республики руководителя территориального органа
федерального органа исполнительной власти (федерального
учреждения), должность которого не включена в структуру
Правительства, выходит за рамки рассматриваемого вопроса о
соответствии оспариваемых положений Закона Республики федеральному
законодательству.
При таких обстоятельствах решение суда о признании абзаца 12
статьи 1 в части включения Министра внутренних дел Республики
Мордовия в структуру Правительства Республики Мордовия, статей 2 и
2.1 Закона Республики Мордовия "О структуре Правительства
Республики Мордовия" нельзя признать правильным.
Установив в судебном заседании, что Министерство внутренних дел
Российской Федерации является федеральным органом исполнительной
власти, в систему которого входят, в частности, и министерства
внутренних дел республик, и служба в органах внутренних дел
является видом федеральной государственной службы, суд обоснованно
признал противоречащим федеральному закону отнесение Законом
Республики должности Министра внутренних дел Республики Мордовия к
государственным должностям Республики Мордовия.
Доводов о незаконности этой части решения кассационная жалоба
Государственного Собрания Республики Мордовия не содержит.
Поскольку оспариваемый Закон был принят полномочным органом в
пределах его компетенции и в установленном порядке, его отдельные
положения ошибочно признаны судом не действующими с момента их
принятия, в связи с чем решение суда об этом подлежит уточнению.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360,
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14 марта 2006
года о признании недействующим абзаца 12 статьи 1 Закона
Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики
Мордовия" от 22 ноября 2005 г. N 70-З в части отнесения должности
Министра внутренних дел Республики Мордовия к государственным
должностям Республики Мордовия оставить без изменения, а
кассационную жалобу Государственного Собрания Республики Мордовия
- без удовлетворения, уточнив резолютивную часть указанием о том,
что данные положения не подлежат применению со дня вступления
настоящего решения в законную силу.
В остальной части это же решение отменить и принять новое
решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Республики
Мордовия о признании недействующими абзаца 12 статьи 1 в части
включения должности Министра внутренние дел Республики Мордовия в
структуру Правительства Республики Мордовия, статей 2 и 2.1 Закона
Республики Мордовия "О структуре Правительства Республики
Мордовия" от 22 ноября 2005 г. N 70-З отказать.
|