ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2006 года
Дело N 53-Г06-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А.,
Маслова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Совета администрации Красноярского края об отмене решения
Красноярского краевого суда от 20 февраля 2006 года, которым
постановлено: заявление прокурора Красноярского края
удовлетворить; признать противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению с
момента вступления решения в законную силу пункт 1 статьи 6 Закона
Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 года "О социальной
поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в части
распространения его на педагогических работников "краевых
государственных и муниципальных образовательных учреждений"; в
удовлетворении требований К.Н., К.Г. и Н. о признании
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению с момента принятия подпункта "а" пункта 1
статьи 6 Закона Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004
года "О социальной поддержке населения при оплате жилья и
коммунальных услуг" в части слов "в пределах социальной нормы,
установленной Законом края" и подпункта "б" пункта 1 статьи 6
названного Закона края в части слов "в пределах социальной нормы
площади жилья, установленной Законом края, и (или) нормативов
потребления коммунальных услуг, установленных органами местного
самоуправления" отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Калининой Л.А, объяснения Хмелькова С.Б., Мубаракшиной Р.А. -
представителей К.Н., возражавших против отмены решения, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной
Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без
изменения, Судебная коллегия
установила:
статьей 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года "О
социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных
услуг" установлены субсидии лицам, работающим и проживающим в
сельской местности.
Согласно пункту 1 названной нормы Закона педагогическим
работникам краевых государственных и муниципальных образовательных
учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения, краевых государственных и муниципальных
учреждений (отделений) социального обслуживания населения, врачам,
провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам
краевых государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения, краевых государственных и муниципальных
образовательных учреждений, краевых государственных и
муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания
населения, руководителям и специалистам краевых государственных и
муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением
общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден
федеральным органом исполнительной власти), специалистам культуры
краевых государственных и муниципальных образовательных
учреждений, краевых государственных и муниципальных учреждений
(отделений) социального обслуживания населения, руководителям,
психологам, социологам, социальным работникам краевых
государственных и муниципальных учреждений (отделений) социального
обслуживания населения, работающим и проживающим в сельских
населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа),
для которых указанные учреждения являются основным местом работы,
предоставляются субсидии в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы,
установленной Законом края;
б) 100 процентов стоимости электроснабжения и теплоснабжения
(отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива
при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади
жилья, установленной Законом края, и (или) нормативов потребления
коммунальных услуг, установленных органами местного
самоуправления.
Пункт 2 данной статьи гласит, что специалистам государственной
ветеринарной службы Красноярского края (кроме работающих и
проживающих в краевых городах), для которых учреждения
ветеринарной службы являются основным местом работы, а также
пенсионерам из числа специалистов государственной ветеринарной
службы Красноярского края, которые проработали в сельских
населенных пунктах не менее 10 лет и проживают там,
предоставляются субсидии, предусмотренные в пункте 1 настоящей
статьи.
Прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой
суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 1
названной нормы в части слов "педагогическим работникам краевых
государственных и муниципальных образовательных учреждений".
В обоснование заявления прокурор указал, что установление
размера субсидий педагогическим работникам краевых государственных
и муниципальных образовательных учреждений лишь в пределах
социальной нормы противоречит статье 55 Закона Российской
Федерации "Об образовании", в силу которой педагогические
работники образовательных учреждений в сельской местности
пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и
освещением.
К.Н., К.Г. и Н. обратились в суд с заявлениями о признании
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 6
Закона Красноярского края в части слов "в пределах социальной
нормы, установленной Законом края" и "в пределах социальной нормы
площади жилья, установленной Законом края, и (или) нормативов
потребления коммунальных услуг, установленных органами местного
самоуправления", сославшись на нарушение их права как
педагогических работников, проживающих в сельской местности, на
бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением,
гарантированного Законом Российской Федерации "Об образовании".
Красноярским краевым судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Совет администрации Красноярского края
просит решение отменит, как незаконное и необоснованное, вынести
новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных
требований прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для
отмены решения.
Согласно абзацу 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации
"Об образовании" педагогические работники образовательных
учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с
отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках
(поселках городского типа), данное право не отменено и не
изменено, каких-либо полномочий, направленных на установление
ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации
не предоставлено.
Поэтому законодатель Красноярского края, установив
педагогическим работникам в сельской местности субсидии по оплате
жилья в пределах социальной нормы и нормативов потребления, по
сути, лишил названную категорию граждан права на бесплатную жилую
площадь с отоплением и освещением, гарантированного вышеназванным
Федеральным законом, и тем самым ухудшил их положение, что
противоречит статье 153 Федерального закона Российской Федерации
от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которой
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот
и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до
указанной даты в натуральной форме, условия предоставления не
могут быть ухудшены.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о
противоречии федеральному законодательству, положенные в основу
решения, являются законными и обоснованными.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его
часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает
нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со
дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2
статьи 253 ГПК РФ).
Доводы кассационной жалобы о том, что субсидии, установленные
Законом Красноярского края, носят характер дополнительных мер
социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий
граждан (в том числе и для педагогических работников), вне
зависимости от наличия в федеральных законах положений,
устанавливающих указанное право, не имеют юридической силы,
поскольку из оспариваемых положений такая целевая направленность
не просматривается.
Нельзя принять во внимание и суждение Совета администрации
Красноярского края о том, что в действующем законодательстве, в
частности в статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", отсутствует полномочие органов
государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать
бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и
освещением педагогическим работникам образовательных учреждений.
Как уже отмечалось, по смыслу статьи 153 Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменение механизма предоставления
социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или
существенному снижению ранее достигнутого уровня их
предоставления, а поэтому сохраняется обязанность субъекта
Российской Федерации при реализации полномочий по социальной
поддержке и социальному обслуживанию граждан, находящихся в
трудной жизненной ситуации, сохранить минимальный (базовый)
уровень жизни, установленный Законом Российской Федерации "Об
образовании".
Не могут повлиять на отмену решения и доводы Совета
администрации Красноярского края о том, что мера социальной
поддержки, предусмотренная абзацем 3 части 5 статьи 55 Закона
Российской Федерации "Об образовании", является расходным
обязательством Российской Федерации, в силу чего финансовые
средства на ее обеспечение должны предусматриваться ежегодно
Федеральным законом "О федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год", а не Законом субъекта Российской Федерации,
поскольку характеризуют межбюджетные отношения Российской
Федерации и Хабаровского края.
Решение в части отказа в удовлетворении заявлений К.Н., К.Г. и
Н. заинтересованными лицами не оспаривается.
Доводы суда первой инстанции в этой части решения Судебная
коллегия находит обоснованными, а решение - законным.
Исходя из того, что пункт 1 статьи 6 Закона Красноярского края
"О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных
услуг" в части слов "а) 100 процентов оплаты жилья в пределах
социальной нормы, установленной Законом края; б) 100 процентов
стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том
числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного
отопления, в пределах социальной нормы площади жилья,
установленной Законом края, и (или) нормативов потребления
коммунальных услуг, установленных органами местного
самоуправления" распространяется не только на педагогических
работников, но и на другие категории граждан, суд правильно
отказал заявителям в удовлетворении их заявления".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия
определила:
решение Красноярского краевого суда от 20 февраля 2006 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Совета администрации
Красноярского края - без удовлетворения.
|