ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2006 года
Дело N 60-Г06-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Еременко Т.И.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании 31 мая 2006 г. дело по
заявлению прокурора Камчатской области о признании противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению абзаца 1 пункта 6.13 Регламента администрации
Камчатской области, утвержденного постановлением губернатора
Камчатской области N 379 от 15 ноября 2001 г., по кассационной
жалобе администрации Камчатской области на решение Камчатского
областного суда от 21 февраля 2006 г., которым заявление
удовлетворено.
Абзац 1 пункта 6.13 Регламента администрации Камчатской
области, утвержденного постановлением губернатора Камчатской
области от N 379 от 15 ноября 2001 г., признан противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению со дня его принятия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение суда оставить без
изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о
признании противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 6.13
Регламента администрации Камчатской области, утвержденного
постановлением губернатора Камчатской области N 379 от 15 ноября
2001 г.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6.13 Регламента администрации
Камчатской области, утвержденного постановлением губернатора
Камчатской области N 379 от 15 ноября 2001 г., постановления и
распоряжения губернатора вступают в силу со дня их подписания,
если в них не указаны иные сроки вступления в силу. Постановления
губернатора, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, подлежат официальному опубликованию в установленном
порядке и вступают в силу через десять дней после их
опубликования.
В обоснование заявления прокурор области ссылался на то, что
оспариваемый абзац противоречит пункту "н" части 2 статьи 5
Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", а также части 10 статьи 23 Устава Камчатской области,
поскольку порядок принятия, обнародования и вступления в силу
нормативных правовых и иных правовых актов Камчатской области
должен быть определен законом Камчатской области.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого
просит в кассационной жалобе администрация Камчатской области.
Полагает, что суд неправильно применил нормы материального и
процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил
обстоятельства, имеющие значение, дал подробный анализ
законодательства, регулирующего поставленные в заявлении прокурора
вопросы, вынес законное и обоснованное решение.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый
нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному
закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим
полностью или в части со дня его принятия или иного указанного
судом времени.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к правильному
выводу о том, что абзац 1 пункта 6.13 Регламента администрации
Камчатской области, утвержденного постановлением губернатора
Камчатской области N 379 от 15 ноября 2001 г., противоречит
действующему законодательству.
В силу положений статей 71 - 73 Конституции Российской
Федерации порядок принятия, обнародования и вступления в силу
нормативных правовых актов и иных правовых актов субъекта
Российской Федерации относится к ведению субъекта Российской
Федерации.
В соответствии с пунктом "н" части 2 статьи 5 Федерального
закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
законом субъекта Российской Федерации регулируются и иные, помимо
перечисленных в пунктах "а" - "м", вопросы, относящиеся в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской
Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 23 Устава Камчатской области порядок
принятия, обнародования и вступления в силу нормативных правовых,
иных правовых актов Камчатской области определяется законами
Камчатской области.
При таком положении суд пришел к правильному выводу о том, что
оспариваемый пункт 6.13 Регламента администрации Камчатской
области, утвержденного постановлением губернатора Камчатской
области N 379 от 15 ноября 2001 г., противоречит положениям как
федерального, так и областного законодательства.
При этом суд правильно счел довод о том, что часть 8 статьи 23
Устава Камчатской области регламентирует порядок принятия и
вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов и
постановлений только законодательного (представительного) органа
государственной власти Камчатской области, основанным на
неправильном толковании норм материального права, так как к
нормативным правовым и иным правовым актам Камчатской области,
порядок принятия, обнародования и вступления в силу которых
определяется законами Камчатской области, относятся в том числе
постановления и распоряжения губернатора.
Ссылка на то, что принятие законодательным (представительным)
органом государственной власти нормативных правовых актов по
вопросам, отнесенным к компетенции исполнительного органа
государственной власти, противоречит конституционному принципу
разделения властей, не может повлечь отмену судебного
постановления, поскольку порядок принятия, обнародования и
вступления в силу нормативных правовых, иных правовых актов
Камчатской области определяется, как было сказано выше, не
губернатором, а законами субъекта Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб, направленные к иному толкованию норм
материального права, примененных судом при разрешении данного
дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным,
оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационных
жалобах, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского областного суда от 21 февраля 2006 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу администрации
Камчатской области - без удовлетворения.
|