ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2006 года
Дело N 74-Г06-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Еременко Т.И.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими
федеральному законодательству и недействующими отдельных положений
Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября 2003
года "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных
малочисленных народов Севера" по кассационному представлению
прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2006 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Федотовой А.В. об отмене решения суда в части
отказа в удовлетворении требований прокурора, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд
Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующими
отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111
от 17 октября 2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой общине
коренных малочисленных народов Севера" ввиду их противоречия
федеральному закону.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта
2006 года постановлено: заявление прокурора Республики Саха
(Якутия) удовлетворить частично.
Признать ч. 1 п. п. "а", "б", "в" ст. 1; ч. 3. ст. 2 в части;
ч. 4 п. "б" ст. 6 в части; п. п. "а", "б", "г" ч. 5 ст. 6; ч. ч.
1, 2, 3 ст. 12; ч. ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч.
2 ст. 24; ч. 1 ст. 25; ч. ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики Саха
(Якутия) "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных
малочисленных народов Севера" от 17 октября 2003 года 82-3 N 175-
111 недействующими с момента вступления решения в законную силу.
В части удовлетворения ст. 6 ч. 1 и 3 в части; ч. 1 ст. 22
Закона Республики Саха (Якутия) отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения
в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании
недействующими ч. ч. 1, 3 ст. 6 в части, ч. 1 ст. 22 оспариваемого
Закона ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Суд в своем решении сделал правильный вывод о признании
недействующими ч. 1 п. п. "а", "б", "в" ст. 1; ч. 3 ст. 2 в части;
ч. 4 п. "б" ст. 6 в части; п. п. "а", "б", "г" ч. 5 ст. 6; ч. ч.
1, 2, 3 ст. 12; ч. ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч.
2 ст. 24; ч. 1 ст. 25; ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики Саха
(Якутия) "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных
малочисленных народов Севера" от 17 октября 2003 года 82-3 N 175-
111.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной
жалобе.
Нормами ст. 14 Федерального закона N 104-ФЗ от 20 июля 2000
года "Об общих принципах организации малочисленных народов севера,
Сибири и Дальнего Востока РФ" предусмотрено, что общее собрание
рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины.
К основным вопросам деятельности общего собрания членов общины
относится принятие устава общины; избрание правления (совета)
общины и его председателя; принятие новых членов; исключение из
общины; определение основных направлений деятельности общины;
избрание ревизионной комиссии; принятие решений о реорганизации,
ликвидации и самороспуске общины; утверждение решений председателя
правления (совета) общины.
Уставом общины малочисленных народов к полномочиям общего
собрания (схода) членов общины малочисленных народов могут быть
отнесены и другие вопросы деятельности общины малочисленных
народов.
Статьей 6 ч. 1 Закона Республики Саха (Якутия) установлено, что
общее собрание (сход) общины правомочно решать все вопросы
производственного, социально-культурного развития общины.
Нормами ч. 3 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) перечислены
аналогичные вышеуказанному федеральному закону направления
деятельности общины.
Таким образом, ограничений компетенции общего собрания общины,
как усматривается из содержания оспариваемых норм, не имеется.
Доводы кассационного представления о том, что указанный в ч. ч.
1 и 3 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) перечень вопросов,
который вправе решить высший орган управления общины, ограничивает
компетенцию общего собрания, нарушает их права, основан на
неправильном толковании норм материального права.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании
недействующей ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия), суд
сослался на то, что данной нормой установлено общее положение и
ничьих прав и законных интересов не нарушает.
Однако Судебная коллегия считает, что данный вывод суда нельзя
признать правильным.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-
111 от 17 октября 2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой
общине коренных малочисленных народов Севера" община
самостоятельно определяет направления своей деятельности,
структуру и объемы производства, при этом обеспечивает сохранность
и воспроизводство домашнего оленя, диких копытных животных, пушных
зверей и промысловых рыб.
Требование, предусматривающее обязанность обеспечивать
сохранность и воспроизводство домашнего оленя, диких копытных
животных, пушных зверей и промысловых рыб, ущемляет права общин на
самостоятельность, предусмотренные в ст. 7 Федерального закона N
104-ФЗ от 20 июля 2000 года "Об общих принципах организации
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
РФ".
В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона
органы государственной власти РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного самоуправления, их должностные лица
не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов,
нарушать самостоятельность союзов общин малочисленных народов.
Право самостоятельности участников гражданских отношений
предусмотрено ст. 2 ГК РФ.
В соответствии со ст. 17 "Об общих принципах организации
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
РФ" общины вправе самостоятельно владеть, пользоваться и
распоряжаться своей собственностью, к которой относятся домашние
животные.
Правоотношения в сфере охраны и воспроизводства объектов
животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы,
регулируются Федеральным законом "О животном мире".
Согласно ст. 4 вышеназванного Федерального закона животный мир
в пределах территории Российской Федерации является
государственной собственностью.
Таким образом, обязанность и задача по обеспечению охраны и
воспроизводства животного мира возложена на государство.
Статьями 6, 13 Федерального закона "О животном мире"
установлено, что к полномочиям органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций
из федерального бюджета, относится охрана и воспроизводство
объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на
особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Организация и осуществление охраны, регулирование использования
объектов животного мира на территории Российской Федерации,
континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне
Российской Федерации отнесены к основным функциям специально
уполномоченных органов по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их обитания.
Анализ ст. ст. 33, 35, 40 Федерального закона "О животном мире"
свидетельствует о том, что пользование животным миром
осуществляется в комплексе с системой мер по охране и
воспроизводству объектов животного мира на условиях и в пределах,
установленных законом, лицензией и договором с органом
государственной власти, предоставляющим соответствующую
территорию, акваторию для осуществления пользования животным
миром.
Возложение обязанностей на общины коренных малочисленных
народов Севера по обеспечению сохранности и воспроизводства
объектов животного мира (диких копытных животных, пушных зверей и
промысловых рыб) является неправомерным, поскольку такие
обязанности федеральным законодательством возлагаются
исключительно на пользователей животного мира в качестве условия,
предусмотренного соответствующей лицензией и договором.
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта
2006 года в части отказа прокурору в удовлетворении требований о
признании противоречащим федеральному законодательству ч. 1 ст. 22
Закона Республики Саха (Якутия) является незаконным и подлежит
отмене.
Судебная коллегия считает, что имеются основания, не передавая
дело на новое рассмотрение, принять новое решение в этой части о
признании недействующей ч. 1 ст. 22 Закона Республики Саха
(Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября 2003 года "О родовой,
родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов
Севера" с момента вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта
2006 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований
прокурора о признании недействующей ч. 1 ст. 22 Закона Республики
Саха (Якутия) отменить.
Принять новое решение, которым признать недействующей ч. 1 ст.
22 Закона Республики Саха (Якутия) 82-3 N 175-111 от 17 октября
2003 года "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных
малочисленных народов Севера" со дня вступления данного решения в
законную силу.
Это же решение в остальной части оставить без изменения, а
кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, - без
удовлетворения.
|