МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2006 г. N АС-588/06
(протокол совещания
у Председателя Правительства Российской Федерации
М.Е. Фрадкова от 23.01.2006 N МФ-П16-1пр)
Во исполнение пункта 2 раздела III протокола совещания у
Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова
Минобрнауки России с учетом положений Федерального закона от 31
декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий" разработаны
Методические рекомендации по организации работы органов местного
самоуправления в решении вопросов организации и осуществления
мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Министерство направляет Методические рекомендации для
использования в работе.
Заместитель Министра
А.Г.СВИНАРЕНКО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях
оказания практической помощи органам местного самоуправления по
организации работы с детьми и молодежью в соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения
полномочий").
1.2. Местные органы самоуправления в решении вопросов
организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и
молодежью руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- положениями Европейской хартии местного самоуправления
(ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ
"О ратификации Европейской хартии местного самоуправления") и
Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на
местном и региональном уровнях (пересмотренной) (от 21 мая 2003
г.);
- Основными направлениями государственной молодежной политики
(одобрены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
3 июня 1993 г. N 5090-1);
- Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О
занятости населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях";
- Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О
государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений";
- Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об
основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации";
- Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних";
- Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г.
N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной
молодежной политики";
- а также уставами (основными законами) и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
1.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации в
Методических рекомендациях приводятся следующие основные понятия:
- государственная молодежная политика - система государственных
приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей
для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи,
развития ее потенциала в интересах России. Реализация
государственной молодежной политики выступает инструментом
социально-экономического и культурного развития, обеспечения
конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности
страны;
- дети - лица до достижения ими возраста 18 лет;
- молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с
двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодые семьи - семьи в первые три года после заключения
брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности
брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего
возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец
не достигли 30-летнего возраста;
- молодежное общественное объединение - это объединение граждан
в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;
- детское общественное объединение - это объединение граждан, в
которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние
граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
1.4. Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью
осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении,
муниципальном районе и городском округе.
1.5. Функции по организации мероприятий по работе с детьми
рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные)
органы местной администрации (органы управления образованием,
культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты
населения).
Функции по организации мероприятий по работе с молодежью
рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные)
органы местной администрации (органы по делам молодежи),
организационную структуру и штатную численность которых
рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи,
проживающей на территории муниципального образования и степени
отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная
структура прилагается).
1.6. Мероприятия по работе с детьми непосредственно
осуществляют образовательные учреждения, учреждения культуры,
физической культуры и спорта, социального обслуживания, социальной
защиты населения и др.
Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют
учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с
молодежными и детскими общественными объединениями.
1.7. При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется
привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных
(местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также
подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствующих
программах социально-экономического развития муниципальных
образований и субъекта Российской Федерации.
2. Цели и задачи организации и осуществления мероприятий
по работе с детьми и молодежью
2.1. Цели, задачи, приоритетные направления и основное
содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне
определяются в соответствии с Программой социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 -
2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, Федеральной целевой
программой "Дети России на 2003 - 2006 годы", Государственной
программой патриотического воспитания граждан в Российской
Федерации на 2006 - 2010 годы, Федеральной целевой программой
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", региональными и
муниципальными (местными) программами социально-экономического
развития.
2.2. Задачами в организации работы в муниципальных образованиях
являются:
- с детьми - создание необходимых правовых, социально-
экономических, социокультурных условий для физического,
психологического, духовного, социального, эмоционального,
познавательного и культурного развития детей и реальное
обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе находящихся
в трудной жизненной ситуации;
- с молодежью - вовлечение молодежи в социальную практику и
информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе
и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция
молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь
общества.
3. Приоритетные направления и примерное содержание
организации и осуществления мероприятий по работе
с детьми и молодежью
3.1. При определении функций органов по работе с молодежью и
учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать
следующие примерные направления работы:
3.1.1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
- организация и проведение массовых мероприятий, посвященных
памятным датам истории России, государственным символам Российской
Федерации;
- организация и проведение творческих мероприятий с детьми и
молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и
патриотизма (в том числе по техническим, туристским, военно-
прикладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-
спортивной игры "Победа", соревнований по программе "Школа
безопасности", спартакиад допризывной молодежи);
- проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным
активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных
организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом
работы;
- организация поисковой работы, деятельности по увековечению
памяти воинов, погибших при защите Отечества.
3.1.2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и
молодежных социальных позитивных инициатив:
- реализация мероприятий в рамках приоритетного национального
проекта "Образование" по поддержке талантливой и способной
молодежи;
- поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного
образования детей; научно-технического творчества молодежи;
- развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых
и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-
исторических традиций муниципального образования и субъекта
Российской Федерации;
- развитие муниципальной системы мер поощрений способной и
талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);
- стимулирование деятельности юридических и физических лиц,
оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;
- организация проведения общемуниципальных детских и молодежных
праздников;
- поддержка развития в образовательных учреждениях объединений
обучающихся ("малых академий наук", студенческих научных клубов,
научных обществ обучающихся и т.д.);
- развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и
молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по
месту жительства, учебы и т.д.;
- разработка и реализация системы мер по социально-
экономической, организационной и правовой поддержке
предпринимательской деятельности молодежи.
3.1.3. Организация работы с детьми и молодежью по месту
жительства:
- создание условий для поддержки и развития сети подростковых,
молодежных клубов (центров) по месту жительства;
- содействие в организации игровых и спортивных площадок по
месту жительства;
- повышение квалификации работников подростковых и молодежных
клубов (центров) по месту жительства;
- проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов
(центров) по месту жительства.
3.1.4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных
объединений:
- проведение обучения актива молодежных общественных
объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров,
работающих в сфере молодежной политики;
- организация стажировки актива молодежных общественных
объединений в органах местного самоуправления;
- предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов
молодежными и детскими общественными объединениями;
- проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен
лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и
детских общественных объединений;
- развитие форм ученического, молодежного и студенческого
самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и
молодежным парламентам, ассамблеям, "правительствам", советам,
ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и
молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой,
политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.
3.1.5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:
- создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов,
в том числе международных трудовых отрядов;
- организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания
(круглосуточного пребывания);
- организация временных рабочих мест для трудоустройства
молодежи;
- организация занятости молодых людей с ограниченными
возможностями.
3.1.6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха
и оздоровления детей и молодежи:
- развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта
(проведение соревнований на призы: "Золотая шайба", "Кожаный мяч",
организация соревнований "Веселые старты", фестиваля-соревнования
"Президентские состязания", спартакиад обучающихся, работающей,
сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по
национальным видам спорта);
- сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и
оздоровления детей и молодежи;
- реализация программ по организации малозатратных форм отдыха
и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с
дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования
детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений
органов по делам молодежи);
- организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и
молодежи;
- организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа
с детьми и молодежью.
3.1.7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и
наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и
молодежи:
- развитие межведомственной системы учреждений социальной
адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;
- организация антинаркотической пропаганды среди детей и
молодежи;
- разработка, принятие и реализация муниципальных (местных)
программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
- пропаганда здорового образа жизни, распространение информации
об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;
- организационно-методическое обеспечение и координация
деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей
и молодежи;
- участие в развитии системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе
специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими
наркотические средства), психологов, юристов, социологов,
социальных работников и иных специалистов, занимающихся
профилактической работой по предупреждению наркомании и
токсикомании;
- содействие общественным объединениям, иным организациям,
деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике
наркомании и токсикомании;
- создание постоянных специализированных рабочих мест для
незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и
отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;
- создание и развитие служб молодежных социальных работников
для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за
поведением детей и молодежи группы риска;
- развитие форм пропаганды толерантного поведения;
- создание мобильных групп по работе с неформальными
молодежными объединениями асоциальной направленности.
3.1.8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных
проблем:
- мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных
условий молодежи;
- создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым
семьям в решении жилищных проблем;
- оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных
условий путем формирования системы ипотечного кредитования;
- создание межведомственных структур консультирования молодой
семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).
3.1.9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:
- сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной
политики;
- предоставление информации молодежи, молодежным и детским
общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и
молодежью;
- издание информационных, методических и исследовательских
материалов для детей и молодежи;
- организация теле-, радиопередач по детской и молодежной
тематике;
- проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам
молодежной проблематики;
- поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона
доверия, сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с
детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.).
3.2. При организации и осуществлении мероприятий по работе с
детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового
обеспечения этой работы, в том числе:
- обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение
квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;
- организовывать стажировку кадров для работы с детьми и
молодежью;
- организовывать методическую работу по направлениям,
перечисленным в п. 3.1;
- создавать условия для стимулирования кадров, работающих с
детьми и молодежью, повышения престижа их труда.
3.3. По решению местных администраций и представительных
органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы
местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по
работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению
работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и
реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ
по работе с детьми и молодежью.
4. Финансовые основы организации и осуществления работы
с детьми и молодежью
4.1. Органы местного самоуправления организуют осуществление
мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с
законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований,
предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию
работы с детьми и молодежью.
4.2. Финансирование организации и осуществления мероприятий по
работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств
муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной
строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета,
выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня
на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных
источников в соответствии с законодательством Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
4.3. Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в
поселениях, городских округах и муниципальных районах может
осуществляться в форме разработки и реализации комплексных
муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и
целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах
(подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм)
рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских
общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и
молодежью.
Директор Департамента
государственной молодежной
политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России
С.Н.АПАТЕНКО
Приложение N 1
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛЕВЫХ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ)
----T-----------------T-----------------------------T------------¬
¦ N ¦ Численность ¦ Организационная структура ¦ Штатная ¦
¦п/п¦ молодежи, ¦ ¦численность,¦
¦ ¦ проживающей на ¦ ¦ единиц ¦
¦ ¦ территории ¦ ¦ ¦
¦ ¦ муниципального ¦ ¦ ¦
¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (человек) ¦ ¦ ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦ Поселение ¦
+---T-----------------T-----------------------------T------------+
¦1 ¦свыше 10 тыс. ¦Отдел по работе с молодежью ¦ 3 - 5 ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦2 ¦от 5 до 10 тыс. ¦Отдел по работе с молодежью ¦ 2 - 3 ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦3 ¦от 2 до 5 тыс. ¦Специалист по работе с ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦молодежью ¦ ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦4 ¦до 2 тыс. ¦Совмещение работы с молодежью¦ 0,5 ¦
¦ ¦ ¦с дополнительными функциями ¦ ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦ Муниципальный район ¦
+---T-----------------T-----------------------------T------------+
¦5 ¦свыше 50 тыс. ¦Отдел по работе с молодежью ¦ 3 - 5 ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦6 ¦от 10 до 50 тыс. ¦Отдел по работе с молодежью ¦ 3 ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦7 ¦от 3 до 10 тыс. ¦Отдел по работе с молодежью ¦ 2 ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦8 ¦до 3 тыс. ¦Специалист по работе с ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦молодежью ¦ ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦ Городской округ ¦
+---T-----------------T-----------------------------T------------+
¦9 ¦свыше 50 тыс. ¦Отдел по работе с молодежью ¦ 3 - 5 ¦
+---+-----------------+-----------------------------+------------+
¦10 ¦от 10 до 50 тыс. ¦Отдел по работе с молодежью ¦ 2 - 3 ¦
L---+-----------------+-----------------------------+-------------
|