ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2006 года
Дело N 25-В06-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зелепукин А.Н.,
рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Я.Н. и Я.А.
гражданское дело по иску Я.Н. и Я.А. к государственному учреждению
"Астраханская противочумная станция", ООО "Астраханьгазпром",
Финансовому управлению администрации Астраханской области о
взыскании коэффициента к заработной плате,
установил:
Я.Н. и Я.А. обратились с иском к мировому судье о взыскании
коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной
местности, ссылаясь на то, что работали в лаборатории отделения
государственного учреждения "Астраханская противочумная станция",
расположенной на территории пос. Досанг Ахтубинского сельского
Совета Красноярского района Астраханской области, входящего в
санитарно-защитную зону Астраханского газоконденсатного
месторождения, в связи с чем имеют право на получение к заработной
плате коэффициента 1,35 за работу в пустынной и безводной
местности. Однако с июня 2001 года указанный коэффициент к
заработной плате не выплачивается, в связи с чем образовалась
задолженность.
Я.Н. просила суд взыскать в ее пользу задолженность по
заработной плате за период с июня 2001 года по октябрь 2003 года с
учетом индексации в размере 68813 руб. 26 коп., а также стоимость
справки статистического управления в размере 75 руб.
Я.А. просил суд взыскать в его пользу задолженность по
заработной плате за период с июня 2001 года по октябрь 2003 года с
учетом индексации в размере 57983 руб. 68 коп., а также расходы по
оплате услуг адвоката в размере 200 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Советского района
г. Астрахани от 26 апреля 2004 года исковые требования
удовлетворены частично: с государственного учреждения
"Астраханская противочумная станция" в пользу Я.Н. взыскана
задолженность по заработной плате с учетом индексации в размере
60298 руб. 60 коп. и стоимость справки в размере 75 руб., а в
пользу Я.А. - задолженность по заработной плате с учетом
индексации в размере 55750 руб. 57 коп. и расходы по оплате услуг
адвоката в размере 200 руб.; в остальной части иска отказано.
Апелляционным определением Советского районного суда г.
Астрахани от 8 июля 2004 года решение оставлено без изменения.
Постановлением президиума Астраханского областного суда от 17
ноября 2004 года решение мирового судьи судебного участка N 3
Советского района г. Астрахани от 26 апреля 2004 года и
апелляционное определение Советского районного суда г. Астрахани
от 8 июля 2004 года отменены, вынесено новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований.
В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене постановления
президиума Астраханского областного суда от 17 ноября 2004 года.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1
декабря 2005 года дело истребовано в Верховный Суд Российской
Федерации.
Дело подлежит передаче для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных
постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе заявители указывают на то, что при
рассмотрении дела президиумом Астраханского областного суда были
допущены существенные нарушения норм материального права,
выразившиеся, по их мнению, в следующем.
Отменяя решение мирового судьи и апелляционное определение и
отказывая в удовлетворении исковых требований, президиум исходил
из того, что в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999
года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на
территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные
правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный
санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном
Правительством РФ. В соответствии с пунктом 2.20 санитарных правил
"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,
сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00",
утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 31 июля
2000 года, решением Главного государственного санитарного врача РФ
или его заместителя размеры санитарно-защитных зон могут быть
изменены для предприятий 1 и 2 классов. Решением заместителя
Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2000
года санитарно-защитная зона для Астраханского газового комплекса,
расположенного в пос. Аксарайский Красноярского района
Астраханской области, установлена величиной 5000 метров от границы
промплощадки. Таким образом, по мнению президиума, с октября 2000
года пос. Досанг, в котором работали истцы, в санитарно-защитную
зону Астраханского газового комплекса не входит, а потому
прекращение выплаты коэффициента к их заработной плате правомерно.
Между тем, как указывают заявители в надзорной жалобе, с данным
выводом президиума Астраханского областного суда согласиться
нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм
материального права.
Давая правовую оценку Постановлению Совета Министров РСФСР от
17 августа 1990 года N 309 "Об утверждении Перечня населенных
пунктов, расположенных в 8-километровой санитарно-защитной зоне
Астраханского газового комплекса", положенному в основу решения
мирового судьи при удовлетворении требований истцов, президиум
областного суда не учел, что данным нормативным правовым актом
определены не границы санитарно-защитной зоны, а размеры
коэффициентов к заработной плате, подлежащие применению в
конкретных населенных пунктах. Границы санитарно-защитной зоны
определены были ранее в ином нормативном правовом акте. В связи с
этим изменение границ санитарно-защитной зоны в данном случае не
влечет прекращение действия Постановления Совета Министров РСФСР
от 17 августа 1990 года N 309, определившего размеры коэффициентов
к заработной плате в названных в Постановлении населенных пунктах.
Кроме того, президиумом областного суда не было учтено, что в
силу Указа Президента РФ от 17 мая 2000 года N 867 "О структуре
федеральных органов исполнительной власти", действовавшего на
момент принятия заместителем Главного государственного санитарного
врача РФ решения от 16 октября 2000 года, Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации и его заместитель являются
должностными лицами федерального органа исполнительной власти
Российской Федерации.
Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13
августа 1997 года N 1009, издание нормативных правовых актов
федеральными органами исполнительной власти в виде писем и
телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат
государственной регистрации.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции РФ законы подлежат
официальному опубликованию. Неопубликованные законы не
применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996
года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, прошедшие государственную
регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат
обязательному официальному опубликованию.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской
Федерации, данным в пункте 12 Постановления от 20 января 2003 года
N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и
введением в действие Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается
изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа
государственной власти, органа местного самоуправления или
должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила
поведения), обязательные для неопределенного круга лиц,
рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо
от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения,
предусмотренные актом.
Согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N
763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также
зарегистрированные, но не опубликованные, не влекут правовых
последствий и на них нельзя ссылаться при разрешении споров.
Размеры санитарно-защитной зоны предприятия могли определяться
нормативным правовым актом в соответствии с п. 2.18 СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных
постановлением государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.04.2003 N 38, зарегистрированных в Минюсте России
от 29.04.2003 N 4459, который подлежал принятию с соблюдением
соответствующих требований законодательства.
Между тем, отказывая в удовлетворении исковых требований,
президиум Астраханского областного суда сослался на решение
заместителя Главного государственного санитарного врача РФ от 16
октября 2000 года, которое в Министерстве юстиции РФ не
зарегистрировано и в установленном порядке не опубликовано, а
потому не является нормативным правовым актом, и поэтому президиум
областного суда не вправе был им руководствоваться при разрешении
возникшего спора.
Согласно статьям 146, 148 Трудового кодекса РФ оплата труда
работников, занятых на работах в местностях с особыми
климатическими условиями, производится в повышенном размере в
порядке и размерах, не ниже установленных законом и иными
нормативными правовыми актами.
Однако до настоящего времени таких нормативных правовых актов
не принято.
Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 29 июля
1990 года N 259/10-65 "О коэффициенте за работу в пустынной и
безводной местности к заработной плате рабочих и служащих
предприятий, организаций, расположенных в населенных пунктах в 8-
километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового
комплекса" был установлен коэффициент к заработной плате рабочих и
служащих, работающих на предприятиях, в организациях и
учреждениях, расположенных в населенных пунктах 8-километровой
санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса, в
размере 1,35.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, расположенных в 8-
ми километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газового
комплекса, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от
17 августа 1990 года N 309, пос. Досанг входит в санитарно-
защитную зону Астраханского газового комплекса, на территории
которой установлен коэффициент за работу в пустынной и безводной
местности в размере 1,35 к заработной плате рабочих и служащих.
Статьей 423 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что
законодательные акты бывшего Союза ССР действуют на территории
Российской Федерации в части не противоречащей Конституции РФ и
Трудовому кодексу РФ.
При таких обстоятельствах вывод мирового судьи судебного
участка N 3 г. Астрахани о том, что по вопросу установления
коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной
местности применяется постановление Госкомтруда СССР и
секретариата ВЦСПС от 29 июля 1990 года, является правильным.
Приведенные доводы надзорной жалобы заслуживают внимания, в
связи с чем дело вместе с надзорной жалобой Я.Н., Я.А. и настоящим
определением следует направить для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384
Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
дело по иску Я.Н. и Я.А. к государственному учреждению
"Астраханская противочумная станция", ООО "Астраханьгазпром",
Финансовому управлению администрации Астраханской области о
взыскании коэффициента к заработной плате направить для
рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
|