ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2006 года
Дело N 88-Г06-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Еременко Т.И.,
Маслова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К.
о признании противоречащим федеральному законодательству,
недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия
Закона Томской области N 192-03 от 09.09.2004 "О внесении
изменений в Закон Томской области "Об административно-
территориальном устройстве Томской области" по кассационной жалобе
К. на решение Томского областного суда от 8 декабря 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.
Еременко, заключение помощника Генерального прокурора Российской
Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение суда оставить без
изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
Государственной Думой Томской области 26 августа 2004 года
принят Закон Томской области N 192-03 "О внесении изменений в
Закон Томской области "Об административно-территориальном
устройстве Томской области", в соответствии с которым в Закон
Томской области "Об административно-территориальном устройстве
Томской области" были внесены изменения.
К. обратился в Томский областной суд с заявлением о признании
названного Закона противоречащим федеральному законодательству и
недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что
положения оспариваемого Закона противоречат положениям Конституции
Российской Федерации, ст. 5 Европейской Хартии местного
самоуправления, ст. 5, ст. 6, ст. 10, ст. 12, ст. 13, ст. 24, ст.
31, ст. 39, ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", ст. 70, ст. ст. 75 - 78 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
Указал, что в оспариваемом Законе необоснованно соединены два
предмета ведения - установленный порядок учета мнения населения
при решении вопросов административно-территориального устройства в
Томской области, необоснованно распространен на порядок
образования, объединения, преобразования муниципальных
образований, установление и изменение их границ и наименований и
данный Закон нарушает и ограничивает его права на осуществление
местного самоуправления, поскольку незаконно исключена форма учета
мнения населения - референдум, а дополнение Закона такой формой,
как "опрос", по его мнению, не гарантирует достоверности учета
мнения населения.
Кроме того, оспариваемый заявителем Закон принят с нарушением
установленного законом порядка принятия и его опубликования.
Решением Томского областного суда от 8 декабря 2005 года в
удовлетворении заявленных требований К. отказано.
В кассационной жалобе К. просит указанное решение суда отменить
в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации
установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, оспариваемым Законом в Закон
Томской области "Об административно-территориальном устройстве
Томской области" были внесены следующие изменения:
Статья 1 указанного Закона изложена в следующей редакции:
"Настоящий Закон устанавливает принципы административно-
территориального устройства Томской области, порядок образования,
объединения, преобразования или упразднения административно-
территориальных единиц, а также муниципальных образований,
обеспечивает необходимое единство правового регулирования
указанных вопросов с целью организации государственного управления
и местного самоуправления".
Статья 2 Закона Томской области "Об административно-
территориальном устройстве Томской области" дополнена пунктом 4
ст. 11, согласно которому порядок образования, объединения,
преобразования или упразднения муниципальных образований,
установление и изменение их границ и наименований устанавливаются
аналогично порядку, предусмотренному настоящим Законом для
административно-территориальных единиц;
Абзац 2 статьи 12 этого Закона изложен в следующей редакции:
"Выявление мнения населения соответствующей территории
осуществляется в форме проведения голосования, собрания (схода)
граждан, опроса или через представительный орган местного
самоуправления".
Закон Томской области "Об административно-территориальном
устройстве" дополнен ст. 12.1, предусматривающей порядок
проведения опроса граждан при рассмотрении вопросов
административно-территориального устройства.
Статьей 2 Закона Томской области N 192-03 установлено, что
Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального
опубликования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой
инстанции правильно руководствовался положениями ст. 5
Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
согласно которой к полномочиям органов государственной власти
субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления
относятся установление и изменение порядка образования,
объединения, преобразования или упразднения муниципальных
образований, установление и изменение их границ и наименований,
при этом порядок образования, объединения, преобразования или
упразднения муниципальных образований, установление и изменение их
границ и наименований определяется законом субъекта Российской
Федерации.
В соответствии со ст. 13 названного Федерального закона и ст.
ст. 8, 12, 13 Закона Томской области N 301 "О местном
самоуправлении в Томской области" изменение границ муниципальных
образований допускается только с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
Дав анализ положениям федерального и областного
законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу о том, что оспариваемый Закон Томской области не
противоречит положениям вышеприведенных норм, поскольку Закон
принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в
нем содержатся положения, предъявляемые федеральным
законодательством в части установления гарантий учета мнения
населения.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции обоснованно
отказал в удовлетворении заявленных требований К.
Как видно из дела, заявителем и другими лицами уже были
оспорены в судебном порядке внесенные Законом Томской области N 51-
03 от 28.03.2005 изменения в п. 4 ст. 11. Вступившим в силу
решением Томского областного суда от 27.05.2005 в удовлетворении
требований о признании акта противоречащим федеральному
законодательству и недействующим отказано.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемый нормативный
правовой акт нарушает право заявителя, поскольку внесенные им
изменения исключили такую форму учета мнения населения, как
проведение референдума, был предметом исследования в суде и не
нашел подтверждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 13 Федерального закона N
131-ФЗ от 06.10.2003, подлежащих применению в силу ст. ст. 83 и 84
этого Закона, изменение границ муниципальных образований
осуществляется и по инициативе населения, которая реализуется в
порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в
соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для
выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Оспариваемый заявителем Закон не нарушает права населения, в
том числе и его право на выдвижение инициативы проведения местного
референдума, поскольку в Томской области принят и действует Закон
Томской области от 15.05.2001 N 73-03 "О референдуме в Томской
области", которым определен порядок назначения и проведения
референдума, порядок реализации гражданами инициативы проведения
референдума.
Кроме того, довод кассационной жалобы о нарушении порядка
принятия и опубликования оспариваемого Закона также не нашел
подтверждения в суде.
Как усматривается из материалов дела, проект оспариваемого
Закона был направлен в прокуратуру Томской области и Управление
Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области,
получив от них положительные заключения, был обсужден и принят в
двух чтениях необходимым количеством голосов на заседаниях
Государственной Думы Томской области, что подтверждается
заключением прокуратуры Томской области от 25.08.2004 N 7-3-256-
04, ответом N 02-5979 от 20.08.2004 за подписью начальника
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской
области; пояснительной запиской к проекту указанного Закона;
выпиской из стенограммы 33-го собрания Государственной Думы
Томской области от 26.08.2004, выпиской из протокола от указанного
органа. Закон опубликован в 27 номере Официальных ведомостей
администрации Томской области от 10.09.2004.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Томского областного суда от 8 декабря 2005 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без
удовлетворения.
|