ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 мая 2006 г. N 04-2-02/420@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ИЗ БЮДЖЕТА
В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о правомерности
налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым
социальным налогом суммы гранта, выделенного индивидуальному
предпринимателю из бюджета в рамках областной целевой программы, и
сообщает.
Министерством экономического развития Челябинской области в
рамках реализации областной целевой Программы государственной
поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской
области на 2003 - 2005 годы в августе 2005 года был заключен
договор с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим виды
предпринимательской деятельности, облагаемые как по обычной
системе налогообложения, так и виды деятельности, по которым он
переведен на уплату единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности, о выделении целевого бюджетного
финансирования в сумме 150 тыс. рублей (именуемого в договоре
"грантом") на реконструкцию магазина.
Условиями данного договора предусмотрено, что предоставленные
бюджетные денежные средства должны быть использованы
индивидуальным предпринимателем - грантополучателем исключительно
на цели, определенные договором, и в соответствии с утвержденной
до конца 2005 года сметой расходов по гранту. Неиспользованные до
указанного срока денежные средства подлежат возврату. Кроме того,
в случае неисполнения индивидуальным предпринимателем -
грантополучателем условий, определенных данным договором,
полученные денежные средства подлежат возврату в бюджет.
Реконструируемый магазин используется индивидуальным
предпринимателем для целей осуществления деятельности, облагаемой
единым налогом на вмененный доход.
В данном случае при решении вопроса о правомерности
налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым
социальным налогом выделенной индивидуальному предпринимателю из
бюджета в рамках областной целевой программы суммы так называемого
гранта необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для применения
единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается
величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение
базовой доходности по определенному виду предпринимательской
деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины
физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 Кодекса уплата индивидуальными
предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение
от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в
отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в
отношении имущества, используемого для осуществления
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и
единого социального налога (в отношении доходов, полученных от
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и
выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Вместе с тем доходы в виде денежных средств, полученных
индивидуальным предпринимателем за счет целевого бюджетного
финансирования, не являются доходами, полученными им от
осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно,
такие доходы не учитываются при исчислении налоговой базы по
единому налогу на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
Поскольку согласно пункту 2 статьи 236 Кодекса объектом
налогообложения единым социальным налогом для индивидуальных
предпринимателей признаются доходы от предпринимательской
деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением,
денежные средства, полученные индивидуальным предпринимателем в
рамках целевого бюджетного финансирования, не облагаются единым
социальным налогом.
Указанные доходы следует классифицировать как иные доходы,
полученные налогоплательщиком в результате осуществления им
деятельности в Российской Федерации, которые на основании статей
208 и 209 Кодекса являются объектом налогообложения по налогу на
доходы физических лиц и облагаются согласно пункту 1 статьи 224
Кодекса по налоговой ставке в размере 13 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Кодекса индивидуальные
предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской
деятельности, облагаемые по обычной системе налогообложения,
исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на
основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в
порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
Такие индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и
расходов и хозяйственных операций в соответствии с Порядком учета
доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных
предпринимателей (далее - Порядок), утвержденным совместным
Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-
04/430.
В соответствии с пунктом 14 Порядка при определении налоговой
базы по налогу на доходы физических лиц по доходам, полученным
индивидуальными предпринимателями в налоговом периоде от
осуществления предпринимательской деятельности, учитываются все
поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания
услуг, а также имущества (основных средств и нематериальных
активов), используемого в процессе осуществления
предпринимательской деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного, денежные средства,
полученные индивидуальным предпринимателем за счет целевого
бюджетного финансирования, не признаются доходами, полученными от
осуществления им предпринимательской деятельности.
Исчерпывающий перечень доходов физических лиц, не подлежащих
налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на
доходы физических лиц, определен статьей 217 Кодекса.
В частности, в соответствии с пунктом 6 данной статьи не
подлежат налогообложению суммы, получаемые налогоплательщиками в
виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки
науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации
международными или иностранными организациями по перечню таких
организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Исходя из этого, для целей налогообложения налогом на доходы
физических лиц доходы, фактически полученные налогоплательщиком в
рамках целевого бюджетного финансирования областной целевой
Программы государственной поддержки и развития малого
предпринимательства в Челябинской области на 2003 - 2005 годы, не
могут признаваться доходами, получаемыми налогоплательщиками в
виде грантов и освобождаемыми от налогообложения налогом на доходы
в соответствии с пунктом 6 статьи 217 Кодекса.
Следовательно, в данном случае вышеуказанные доходы подлежат
учету в составе доходов налогоплательщика, подлежащих
налогообложению налогом на доходы по налоговой ставке в размере 13
процентов.
И.Ф.ГОЛИКОВ
|