ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО
22 мая 2006 г.
N 01И-421/06
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.08.2004 N 122-ФЗ
В ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В 2005 ГОДУ И I КВАРТАЛЕ 2006 ГОДА
С целью контроля за реализацией Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ Росздравнадзором непосредственно в субъектах
Российской Федерации проведено:
- в 2005 году 33 проверки в 26 субъектах Российской Федерации:
г. Нижний Новгород область (3 раза), Брянская область, Калужская
область (2 раза), Владимирская область, Кировская область, г.
Владивосток, Пермская область, г. Санкт-Петербург, г. Рязань (2
раза), г. Белгород (2 раза), Московская область, Республика
Карелия, Ярославская область, Тульская область, г. Ростов-на-Дону,
Республика Мордовия, г. Астрахань, Республика Алтай, Алтайский
край, Томская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика
Татарстан, Самарская область;
- в 2006 году за I квартал и апрель проведено 16 проверок в 16
субъектах Российской Федерации, таких как:
Калужская область (г. Людиново по письму), Тульская область
(контрольная), Ленинградская область, Московская область
(контрольная), Новосибирская область, г. Санкт-Петербург
(контрольная), Сахалинская область, Смоленская область, Читинская
область, Омская область, Томская область (контрольная),
Владимирская область (контрольная), Волгоградская область,
Саратовская область, Астраханская область, Свердловская область; в
том числе 5 контрольных.
В ходе проверок посетили 457 аптек и 369 лечебно-
профилактических учреждений.
Территориальными органами Росздравнадзора проведено свыше 1500
проверок реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
При этом выявлены основные недостатки, характерные для всех
субъектов Российской Федерации, оказывающие существенное влияние
на реализацию Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части
дополнительного лекарственного обеспечения, а именно:
- дефектура по ряду наименований лекарственных средств;
- низкое качество составления заявки, определения потребности;
- отсутствие системы управления товарными запасами;
- отсутствие регулярного информационного взаимодействия на всех
уровнях: федеральный поставщик -> региональный склад -> лечебно-
профилактическое учреждение (ЛПУ) -> аптека;
- отсутствие системы документооборота по дополнительному
лекарственному обеспечению в аптеках, на региональных складах и
у фармацевтических организаций;
- в большинстве аптечных организаций некачественно ведется
журнал регистрации рецептов, оставленных на отсроченное
обеспечение, нет отметок сообщения пациенту о получении
лекарственных средств аптекой и об обеспечении пациента;
- имеют место нарушения при оформлении рецептов (не указываются
коды ЛПУ, нозологические группы, выписываются рецепты пациентам,
отсутствующих в федеральном регистре и др.), в результате
возникают мотивированные отказы при оплате за отпущенные
лекарственные средства;
- в нарушении приказа Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 17.02.2006 N 97 "О
порядке выписывания лекарственных средств отдельным категориям
граждан, имеющих право на получение государственной социальной
помощи, в рамках реализации дополнительного лекарственного
обеспечения" выписка рецептов во многих лечебно-профилактических
учреждениях осуществляется по торговым наименованиям;
- во многих аптеках и ЛПУ отсутствует необходимая нормативная
база по дополнительному лекарственному обеспечению;
- практически во всех регионах со стороны органов управления
здравоохранения отсутствует контроль за проведением экспертизы
качества назначения лекарственных средств, т.е. клинико-экспертная
работа в рамках ДЛО;
- отсутствует ответственность в субъектах Российской Федерации
за обеспечение пациента.
В ходе проверок выявлены и проблемные вопросы, характерные для
большинства регионов:
- проблема кадров как в ЛПУ, так и в аптеках;
- проблема технической оснащенности, программного обеспечения и
использования информационных технологий в ЛПУ и аптеках;
по-прежнему актуальна проблема недостатка знаний специалистов
первичного звена лечебно-профилактических учреждений.
Серьезной проблемой остается обеспечение лекарственными
средствами сельского населения.
При проведении проверок субъектов Российской Федерации особое
внимание обращалось на анализ деятельности лечебно-
профилактических учреждений в части рационального назначения
лекарственных средств и проведения клинико-экспертной работы. При
этом выявлены следующие недостатки при оказании первичной
медицинской помощи на амбулаторном этапе, характерные для всех
проверенных регионов:
- назначение лекарственных средств без осмотра пациента, по
просьбе родственников (от 3 до 12% случаев);
- назначение препарата без проведения необходимого обследования
(от 1,5 до 2,5%);
- в дневниковых записях не зафиксированы гемодинамические
показатели.
Например: Пациент перенес оперативное вмешательство по поводу
протуирования сердечных клапанов. По амбулаторной карте выявлено,
что пациент при обращении к врачу не получал направление на
контрольное определение протромбинового индекса крови (ПТИ), в
тоже время ему назначается препарат Финилин. И дальнейшие
назначения происходят также без контроля свертывающей системы
крови.
То же самое в ряде случаев происходит и с назначением
сахароснижающих лекарственных средств, когда имеют место случаи
назначения без контроля сахара в крови;
- при выписке лекарственных средств, предназначенных для
льготного отпуска, не фиксируются сопутствующие заболевания, что
приводит к необоснованности назначения лекарственных средств. Так,
например:
- пациенту с ведущим заболеванием ИБС назначены и выписаны
препараты Омез, Хондроксид, Предуктал, Фенобарбитал;
- пациенту с ведущей патологией: гипертоническая болезнь ст. 2
не обоснованно назначены Бифидум-бактерин, Мезим форте;
- пациенту с основным диагнозом: деформирующий артроз не
обоснованно назначены препараты Диротон, Гипотиазид, Каптоприл;
- имеют место случаи отсутствия преемственности в ведении
больных между врачами-специалистами, что приводит к дублированию
выписанных льготных лекарственных средств одному пациенту разными
врачами.
Например: пациент получает рецепты 21.09.2005 на препараты L-
тироксин Берлин-Хеми т. 100 мкг N 50 и Дигидротахистерол фл. 0,1%
10 мл р-р в масле, а 29.09.2005 точно такие же лекарственные
препараты получают по рецептам от другого специалиста;
- выявлены случаи бесконтрольного, необоснованно увеличенного
периода назначения лекарственных средств.
Особенно это было характерно для конца 2005 года и начала 2006
года, когда в ряде регионов было дано указание выписывать так
называемым отказникам лекарственные средства впрок на период до
нескольких месяцев;
- имеют место случаи полипрагмазии, а также нерационального
комбинирования лекарственных средств, выписка лекарственных
средств во время планового пребывания пациента в стационаре;
- недостаточная оценка клинического эффекта от назначения того
или иного лекарственного препарата.
Выявлены и ряд других недостатков, говорящих о том, что требуют
совершенствования как сам механизм реализации дополнительного
лекарственного обеспечения, так и механизм контроля его
реализации.
На основании вышеизложенного, а также с целью совершенствования
системы реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в
части дополнительного лекарственного обеспечения Федеральная
служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в
сфере здравоохранения и социального развития предлагает:
1. Органам управления здравоохранения субъектов Российской
Федерации:
- обеспечить контроль за проведением клинико-экспертной работы
в лечебно-профилактических учреждениях;
обеспечить контроль за рациональным расходованием финансовых
ресурсов, выделенных из бюджета Российской Федерации и
предназначенных на льготное лекарственное обеспечение;
- особое внимание в регионе обратить на качество составления
заявки, определение потребности, учитывая при этом остатки
лекарственных средств в аптеках и на складах, реальный расход
лекарственных средств предыдущих периодов;
- в каждом регионе определить пути совершенствования
доступности лекарственного обеспечения для сельского населения;
обеспечить в лечебно-профилактических учреждениях
неукоснительное исполнение приказа Минздравсоцразвития России от
17.02.2006 N 97 в части выписки лекарственных средств по
международным непатентованным наименованиям.
2. Фармацевтическим организациям федерального уровня принять
меры по ликвидации дефектуры в разрезе международных
непатентованных наименований.
3. Контроль за исполнением возложить на заместителя
руководителя Федеральной службы Тельнову Е.А.
Руководитель Федеральной службы
Р.У.ХАБРИЕВ
|