ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 мая 2006 г. N 182-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ
УЧЕНИЙ (ТРЕНИРОВОК) В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ
В соответствии с Приказом ФТС России от 30.12.2005 N 1272 "Об
утверждении плана основных мероприятий по вопросам гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечения пожарной безопасности таможенных органов и учреждений,
находящихся в ведении ФТС России, на 2006 год" обязываю:
1. Утвердить прилагаемое методическое пособие по планированию и
организации проведения командно-штабных учений (тренировок) в
таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России
(далее - методическое пособие).
2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен,
руководителям учреждений, находящихся в ведении ФТС России, при
проведении командно-штабных учений (тренировок) руководствоваться
настоящим методическим пособием.
Первый заместитель
Руководителя,
генерал-полковник
таможенной службы
В.А.ШАМАХОВ
Приложение
к распоряжению ФТС России
от 17 мая 2006 г. N 182-р
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ
УЧЕНИЙ (ТРЕНИРОВОК) В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", во
исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера" утверждено Положение о подготовке
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера. Установлены периодичность и порядок
проведения командно-штабных, тактико-специальных, комплексных
учений и тренировок. Так, на предприятиях, в учреждениях и
организациях командно-штабные учения продолжительностью до одних
суток и штабные тренировки продолжительностью до восьми часов
проводятся один раз в год.
Командно-штабные учения (тренировки) (далее - КШУ; КШТ) - это
форма подготовки руководящего состава органов управления
таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России
(далее - таможенные органы), к решению задач военного времени, а
также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
На учениях и тренировках отрабатываются: способы управления
силами и средствами и их всестороннее обеспечение при организации
и проведении мероприятий гражданской обороны (далее - ГО),
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
порядок действий по сигналам оповещения; организация и проведение
мероприятий по защите должностных лиц и работников таможенных
органов (далее - должностные лица) от оружия массового поражения;
повышение устойчивости функционирования таможенных органов в
военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера; способы ликвидации последствий нападения
противника.
Целями учений и тренировок являются: подготовка таможенных
органов к выполнению задач по предназначению в условиях
возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при
нападении противника; совершенствование практических навыков
обучаемых и достижение согласованности руководящего состава и
органов управления; проверка реальности планов ГО таможенных
органов; улучшение системы управления, оповещения и связи.
Сущность обучения на фоне проведения КШУ заключается в
действиях его участников при исполнении возложенных на них
обязанностей (в соответствии с занимаемыми должностями) по
выполнению мероприятий, предусмотренных планом ГО и планом
действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и
техногенного характера. Действия отрабатываются на фоне
разнообразной динамичной обстановки, которая может сложиться на
территории таможенного органа, вблизи него, а также при авариях на
потенциально опасных объектах, если поражающие факторы будут
воздействовать на деятельность таможенного органа.
Организация, планирование и проведение командно-штабных учений
и тренировок организуются в соответствии с годовыми планами
основных мероприятий ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, а также
указаниями соответствующих должностных лиц в ходе комплексных
проверок таможенных органов вышестоящими организациями.
Одним из главных требований к подготовке и проведению учений
является всесторонний учет характера возможных ЧС природного,
техногенного и военного характера и практического опыта их
предупреждения и ликвидации.
Организация обучения на КШУ осуществляется по принципу -
старший руководитель обучает своих подчиненных. Это повышает
степень ответственности участников, способствует быстрейшему
внедрению отработанных в ходе учений мероприятий по повышению
эффективности системы предупреждения и ликвидации ЧС.
При подготовке и проведении учений и тренировок особое внимание
уделяется отработке его участниками обязанностей и задач, которые
им придется решать в ЧС.
Учения и тренировки должны способствовать повышению готовности
и уровня профессиональной подготовки руководящего состава, органов
управления ГОЧС и сил к решению внезапно возникающих задач по
ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Методическое пособие разработано применительно для таможенных
органов, продолжающих работу в категорированных городах в военное
время и переносящих свою деятельность в загородную зону с учетом
специфики их деятельности, а также для таможенных органов,
прекращающих свою деятельность или переносящих ее в безопасную
зону.
1. Организация руководства, подготовка учений и тренировок
Для подготовки и проведения учений и тренировок в таможенном
органе создается руководство и посреднический аппарат. Их состав
определяется руководителем учения исходя из его темы, целей и
отрабатываемых учебных задач.
В состав руководства учением входят руководитель учения, его
помощники и штаб руководства во главе с начальником штаба.
Руководитель учения обеспечивает своевременную подготовку,
определяет исходные данные для проведения учения и его общий
замысел.
Исходными данными являются: тема, учебные цели, этапы учения и
их учебные вопросы (для каждого из обучаемых звеньев); состав
обучаемых руководителей и органов управления; количество и состав
привлекаемых подразделений и нештатных формирований;
продолжительность, время и место проведения.
Тема учения, если она не определена организационными указаниями
о подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций, может определяться руководителем учения.
Она должна предусматривать отработку вопросов, связанных с
функционированием таможенного органа при угрозе и возникновении ЧС
или вследствие воздействия внешних источников опасности
(воздействия стихийных бедствий, катастроф), расположенных за
пределами территории таможенного органа. Например: "Обеспечение
защиты должностных лиц и устойчивого функционирования таможенного
органа в условиях возникновения ЧС (указывается характер ЧС) и при
ликвидации ее последствий".
Формулировка темы может требовать от руководителя учения
обучения должностных лиц таможенного органа способам ликвидации ЧС
как по всем возможным видам, так и только наиболее вероятным из
них. Например: "Организация функционирования таможенного органа в
условиях нарушения электроснабжения (водоснабжения, подачи
топлива, ГСМ и т.п.)".
Примером общих целей учения могут служить следующие
формулировки:
совершенствование навыков руководящего состава и специалистов
структурных подразделений, членов комиссии по предупреждению и
ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности таможенного
органа (далее - КЧС и ПБ) в управлении проведением мероприятий по
защите должностных лиц и обеспечению устойчивого функционирования
таможенного органа в ЧС;
проверить готовность руководства таможенного органа, КЧС и ПБ,
структурного подразделения по охране труда и гражданской обороны к
действиям в ЧС;
оценить полноту и реальность плана действий по предупреждению и
ликвидации ЧС;
оценить эффективность проведенных и намеченных к выполнению
мероприятий по защите должностных лиц и повышению устойчивости
функционирования таможенного органа в ЧС;
дать практику участникам учения в анализе обстановки, оценке
последствий ЧС для должностных лиц и таможенного органа в принятии
решений по обеспечению продолжения таможенного дела в условиях
сложившейся обстановки.
Замысел КШУ включает: графическую часть замысла на карте
(плане), этапы учения, необходимые расчеты и таблицы.
В графической части замысла отражаются: исходная обстановка,
задача и решение вышестоящего таможенного органа по исходной
обстановке; задачи обучаемых без раскрытия их решения; обстановка,
создаваемая для каждого этапа; наименование этапов и их
продолжительность; учебные вопросы и время на их отработку;
мероприятия, проводимые руководителем учения.
КШУ проводятся, как правило, в несколько этапов.
Этап учения представляет временной отрезок, характеризующийся
сложившейся на этот период обстановкой, в условиях которой
отрабатывается группа логически взаимосвязанных учебных вопросов
темы.
Количество этапов, их содержание и продолжительность зависят от
темы, целей учения и его продолжительности. Обычно при проведении
учений по гражданской обороне (предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера)
предусматривается два-три этапа.
Так, например, при отработке темы "Организация проведения
мероприятий по ликвидации последствий катастроф, а также
обеспечению устойчивости функционирования таможенного органа при
угрозе возникновения и в условиях ЧС в городе" могут быть
предложены следующие три этапа проведения учения:
1 этап - "Организация проведения мероприятий по обеспечению
защиты персонала и устойчивости функционирования таможенного
органа при угрозе и возникновении ЧС".
2 этап - "Оценка последствий ЧС для таможенного органа.
Проведение мероприятий по обеспечению защиты жизнедеятельности
должностных лиц и устойчивого функционирования таможенного органа
в условиях ЧС".
3 этап - "Проведение работ по ликвидации последствий аварий и
предупреждению других ЧС в таможенном органе, а также в городе.
Обеспечение таможенного дела в условиях сложившейся обстановки".
На штаб руководства (группу управления) возлагаются
обязанности: разработка в соответствии с замыслом руководителя
учебно-методических документов; организация подготовки
посредников; контроль за подготовкой всех участников, учебно-
материальной базы, пунктов управления, рабочих мест обучаемых,
средств связи и оповещения. Штаб руководства создается в
минимально необходимом составе, обеспечивающем надлежащую
организацию и качественное проведение учения. В таможенных органах
с небольшой штатной численностью вместо штаба руководства может
создаваться группа управления, состоящая из двух-трех человек.
Посредники назначаются при комиссии по чрезвычайным ситуациям,
эвакокомиссиях, формированиях и подразделениях, которые
привлекаются к участию в учении. Они подчиняются руководителю и
отвечают за обеспечение своевременного выполнения всеми
участниками поставленных задач (для достижения целей). В
подготовительный период изучают план проведения учения, свои
обязанности, порядок работы с обучаемыми, разрабатывают частные
планы.
Подготовка учений и тренировок включает:
уяснение исходных данных для разработки;
разработку и утверждение документов;
подготовку руководства, посреднического аппарата,
исследовательских групп и участников;
подготовку обучаемых органов управления и нештатных аварийно-
спасательных формирований;
подготовку мест проведения (пунктов управления);
организацию материального, технического и других видов
обеспечения.
2. Разработка документов
При подготовке и планировании учений и тренировок в таможенном
органе разрабатываются следующие документы:
приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения
(тренировки) (Приложение N 1);
схема организации руководства учением (тренировкой) (Приложение
N 2);
календарный план подготовки командно-штабного учения
(тренировки) (Приложение N 3);
замысел командно-штабного учения (тренировки) с пояснительной
запиской (Приложение N 4);
задание на командно-штабное учение (тренировку) (Приложение N
5);
план проведения командно-штабного учения (тренировки)
(Приложение N 6);
инструкция по мерам безопасности при проведении комплексного
учения (тренировки) (Приложение N 7).
Организационные указания по подготовке к КШУ, как правило,
разрабатываются в форме приказа и доводятся до исполнителей
заблаговременно.
В приказе устанавливаются: сроки проведения, состав руководства
и участников учения; задачи по подготовке, включая порядок и сроки
оборудования рабочих мест, обеспечение транспортом, ответственные
лица за создание натурных участков, если такие предусмотрены
планом, силы и средства, выделяемые для этих целей, срок окончания
работ; меры по доукомплектованию КЧС и ПБ, служб, эвакоорганов и
других структур, обеспечению средствами защиты, связи, специальной
техникой. Приказ подписывает руководитель таможенного органа.
В качестве приложения к приказу (или самостоятельного
документа) разрабатывается схема организации руководства учением.
На ней графически должны быть представлены руководство и все
органы управления, структурные подразделения, привлекаемые службы,
формирования и другие участники учения.
Календарный план подготовки командно-штабного учения
разрабатывается для обеспечения организованной работы руководства
и своевременного проведения всех подготовительных мероприятий. В
плане указываются мероприятия, которые должны быть проведены при
подготовке учения, сроки выполнения каждого мероприятия и лица,
ответственные за их выполнение.
Замысел учения является одним из важнейших документов,
разрабатываемых штабом руководства. На основе замысла готовятся
все остальные документы учения.
Он разрабатывается на карте (плане, схеме) с текстуальной
пояснительной запиской, справочными таблицами и необходимыми
расчетами.
В замысле отражается решение руководителя на каждом этапе
проведения учения, создаваемая обстановка, а также способы, силы и
средства руководителя, предусматриваемые для достижения
поставленных целей учения. При разработке замысла учения
руководствуются задачами, изложенными в организационно-
методических указаниях по подготовке органов управления, сил ГО и
территориальных подсистем РСЧС на текущий год, плана гражданской
обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
таможенного органа. Замысел обычно оформляется на карте или схеме.
В замысле, оформленном графически на карте (плане, схеме),
отражаются:
тема, учебные цели, время проведения учения, состав участников
(привлекаемые органы управления, силы и средства);
исходная обстановка - пункты управления, районы (места)
дислокации (размещения) сил и средств РСЧС и ГО (в зависимости от
темы проведения учения), зоны разрушений, маршруты эвакуации,
приемные эвакопункты, пункты временного размещения, зоны
возможного катастрофического затопления, радиационная, химическая
и биологическая обстановка вследствие аварий на потенциально
опасных объектах и другие данные, влияющие на отработку учебных
вопросов;
этапы - их наименование, продолжительность, основные учебные
вопросы и время для их отработки;
районы, участки розыгрыша этапов учения (при необходимости
указываются места проведения тактико-специальных учений,
проводимых в рамках командно-штабного учения);
нормы расхода моторесурсов и имитационных средств (если
планируется проведение практических мероприятий).
Данные обстановки, которые не могут быть отражены графически,
показываются в таблицах. В табличной форме представляются
сведения: о метеоусловиях, численности должностных лиц таможенного
органа и их обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об
объемах аварийно-восстановительных, аварийно-спасательных и других
неотложных работ (АСДНР), возможностях формирований таможенного
органа и другие данные.
После разработки проекта замысла начальник штаба руководства
учения согласовывает его с территориальным органом управления ГОЧС
и не позднее 30 суток до начала учения утверждает у руководителя
учения.
В пояснительной записке к замыслу учения обычно указываются:
состав участников учения и их задачи; общий характер исходной
обстановки, обстановка, создаваемая на последующих этапах; порядок
проведения учения (наименование этапов, их продолжительность по
оперативному и астрономическому времени); частная обстановка по
наиболее важным этапам учения, учебные вопросы и порядок их
отработки, практические мероприятия, организация руководства
учением, время, место и порядок проведения разбора.
Исходным документом для обучаемых, предназначенным для ввода их
в обстановку к началу учения и проведению подготовительных
мероприятий, является задание на командно-штабное учение.
Задание обучаемым должно содержать разделы: общей и частной
обстановки, справочные данные и конкретные указания обучаемым, к
чему быть готовым при отработке задач на каждом этапе учения.
Задание является исходным документом для непосредственной
подготовки к учению обучаемых, руководящего состава, органов
управления ГОЧС, сил РСЧС и ГО.
В разделе "Общая обстановка" излагаются: характеристика
территории района расположения таможенного органа, природно-
климатические и метеоусловия, время дня (ночи) и особенности
потенциальных источников возникновения ЧС, оценка социально-
экономической ситуации, масштабов и последствий ЧС.
В разделе "Частная обстановка" указывается состояние органов
управления, сил и средств РСЧС или ГО в зависимости от темы
проведения учения, обстановка в таможенном органе, другие
сведения, побуждающие обучаемых к действиям на учениях.
В разделе "Справочные данные" сообщаются сведения, необходимые
для обоснования принимаемых решений и уточнения планов ГО,
действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе по
укомплектованности и оснащенности органов управления и сил данным
системы оповещения, сигналам управления, взаимодействия, позывные
должностных лиц для связи, о состоянии коммуникаций, метеоусловиях
и других сведениях, необходимых для ориентировки обучаемых и
принятия решения.
В разделе "Исполнить" даются указания участникам учения, что
следует изучить и оценить по обстановке, что следует исполнить и к
чему быть готовым в ходе отработки учебных вопросов. Задание по
исходной обстановке обычно вручается обучаемым заблаговременно. К
заданию может прилагаться карта или схема исходной обстановки.
План проведения командно-штабного учения в таможенном органе
является основным документом, разрабатываемым для подготовки и
проведения учения.
В плане в краткой форме отражаются: замысел руководства по
этапам и общая последовательность проведения учения, указывается
тема и цели учения, состав участников, время и место его
проведения, этапы, их продолжительность и учебные вопросы,
отражается содержание вводных, работа руководителя учения,
заместителя (помощников) и посредников на этапах, ожидаемые
действия обучаемых, в том числе по выполнению практических
мероприятий, время начала и окончания учения, время и место
проведения общего и частных разборов.
Степень детализации плана проведения учения зависит от масштаба
и целей учения, состава его участников, уровня профессиональной
подготовки личного состава, штаба руководства и посредников.
План проведения учения (замысел) служит основой для разработки
частных планов работы заместителей и помощников руководителя,
посредников, а также и других документов учения.
Для эффективного руководства обучением может разрабатываться
личный план работы руководителя и частные планы работы
заместителей.
В личном плане руководителя учения обычно указываются: время и
места его работы по этапам учения, состав проводимых мероприятий,
привлекаемые участники учения, контролируемые должностные лица и
время их заслушивания в ходе учения, указываются места и время
проведения практических мероприятий, вопросы оказания помощи
обучаемым и др.
Частные планы работы заместителей руководителя учения и
посредников разрабатываются на основе плана проведения учения.
В частных планах обычно указываются: тема, общие и частные
учебные цели учения для соответствующих категорий обучаемых,
состав участников учения, этапы учения, их продолжительность по
оперативному и астрономическому времени, учебные вопросы и время
на их отработку, содержание вводных, работа обучаемых, работа
заместителя (помощника) руководителя, посредника, порядок
наращивания обстановки (время и способы вручения вводных), сигналы
управления, необходимые справочные данные (расчеты), сроки
представления докладов руководителю учения, время окончания
учения, проведения общего и частных разборов учения.
Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и
утверждаются руководителем учения.
План наращивания обстановки разрабатывается посредниками и
группой розыгрыша учения на основе плана (замысла) проведения
учения и содержит: названия этапов, время их проведения
(оперативное и астрономическое), учебные вопросы на этапах,
содержание изменений оперативной обстановки; решение вышестоящей
инстанции по обстановке; способ доведения изменений обстановки,
время и должность лица, которому они должны доводиться.
В ходе учения по решению руководителя КШУ в план могут
вноситься изменения, побуждающие обучаемых корректировать
намеченные действия в направлении, требуемом руководителю.
Основными способами наращивания обстановки являются: доведение
до органов управления и сил установленных сигналов управления и
взаимодействия; личное вручение новых данных обстановки и
распоряжений вышестоящих инстанций. Наращивание обстановки в ходе
учений должно производиться таким образом, чтобы побуждать
обучаемых своевременно реагировать на ее изменения и принимать все
меры для успешного выполнения своих функциональных обязанностей в
сложившихся условиях обстановки.
Для наращивания обстановки могут использоваться технические
средства связи и непосредственное общение обучаемых с
посредниками.
Решения обучаемых и результаты действий сил по обстановке
немедленно докладываются руководителю учения и в группу розыгрыша.
Руководство учением (посреднический аппарат) оценивают их с тем,
чтобы определить, какие необходимо внести дополнения в ранее
разработанный план наращивания обстановки.
Обстановка должна наращиваться непрерывно, в реальном масштабе
времени. Наиболее существенные изменения обстановки доводятся в
форме оперативных скачков при переходе от одного этапа обучения к
другому. При создании новой оперативной обстановки обучаемым
должны сообщаться произошедшие изменения обстановки и в состоянии
сил. При этом должна соблюдаться определенная логически
обоснованная преемственность этапов учения.
Заместители руководителя учения в ходе наращивания обстановки
осуществляют контроль за действиями обучаемых, оценивают качество
и эффективность практических действий, представляют донесения в
штаб руководства, оказывают помощь обучаемым в исполнении
функциональных обязанностей и готовят материалы оценки действий
обучаемых в разбор учения. Представляемые донесения должны быть
краткими по форме и содержать конкретный материал с фактами и
числовыми показателями эффективности принимаемых по обстановке
решений, слаженности действий и подготовленности должностных лиц к
действиям в чрезвычайных ситуациях.
3. Подготовка руководства и посредников
Подготовка заместителя, помощников, штаба руководства учением,
а также посредников осуществляется по заранее разработанному
плану.
Целью подготовки является обеспечение глубокого изучения
директивных и нормативных документов, оценка реального состояния
дел по вопросам выполнения мероприятий ГО, защиты должностных лиц
таможенного органа от ЧС, обеспечение единства взглядов и
понимание замысла, целей, задач учения и способов их достижения,
уточнение порядка выполнения своих обязанностей при отработке
учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения, а
также совершенствование методики обучения.
Руководство и посредники могут готовиться как самостоятельно,
так и на специально проводимых инструктажах и занятиях.
В ходе самостоятельной подготовки изучается законодательная и
нормативно-методическая база Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации, где расположен таможенный орган, в области
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС природного и
техногенного характера, приказы, директивы МЧС России, документы
органов исполнительной власти, руководства на местах, пособия,
материалы разборов предыдущих командно-штабных учений.
В этот же период для руководства могут быть прочитаны лекции, с
ним проводятся семинары, групповые упражнения и летучки,
проводится просмотр учебных кинофильмов, связанных с предстоящим
учением. На занятия могут привлекаться руководство и специалисты
территориальных органов ГОЧС.
До начала учения в ходе его подготовки на инструктивных и
методических занятиях с докладами могут выступать руководитель
учения, его заместители, начальник штаба руководства и другие
должностные лица.
В ходе занятий с аппаратом руководства изучаются особенности
предстоящего учения, состояние вопросов ГО, организации
предупреждения и ликвидации ЧС, а также доводятся указания
руководителя о том, на что обратить особое внимание при отработке
каждого из учебных вопросов на этапах учения.
Начальник штаба руководства учения обычно докладывает основные
положения замысла, задачи штаба руководства и посредников, порядок
представления докладов и донесений в штаб руководства, структуру
органов и организацию управления на учении, организацию связи и
сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
Руководитель учения на заключительном этапе подготовки может
проверить готовность заместителей, помощников, штаба руководства и
посредников к учению, дать указание по методике их работы,
проинструктировать о порядке отработки наиболее важных учебных
вопросов, обращая особое внимание на выполнение обучаемыми
практических мероприятий и строгое соблюдение мер безопасности.
После проведения методических занятий и инструктажа
руководитель учения уточняет отдельные положения плана проведения
учения, определяет сроки доработки частных планов заместителей
руководителя учений и посредников, других планирующих документов,
устанавливает порядок их представления для утверждения.
Особое внимание на занятиях руководитель учения уделяет
организации проведения практических мероприятий, поскольку
действия сил и органов управления по выполнению мероприятий ГО и
планов действий по ликвидации последствий ЧС должны осуществляться
на фоне имитации и обозначения техногенных аварий (на коммунальных
энергетических сетях, очагах химического заражения,
гидродинамического воздействия или радиационного загрязнения
местности и оборудования).
4. Подготовка участников учений
Подготовка участников учения представляет собой комплекс
мероприятий, имеющих целью обеспечить успешное достижение целей
учения. Она осуществляется заблаговременно на плановых занятиях в
течение всего учебного года, а также на дополнительных занятиях,
сборах и тренировках, проводимых в период непосредственной
подготовки к учению.
Подготовка участников учения призвана обеспечить достижение
целей учения, глубокую и качественную отработку всех намеченных
учебных вопросов, связанных с выполнением функциональных
обязанностей по планам гражданской обороны, и действий по
предупреждению и ликвидации ЧС природно-техногенного характера.
5. Подготовка пунктов управления, системы связи
и оповещения
Для успешного проведения учения необходимо организовать
эффективное управление силами и средствами, привлекаемыми на
учение. В этом плане важное значение имеет подготовка пунктов
управления и организация работы на них должностных лиц органов
управления.
Для проведения учений в соответствии с замыслом используются,
как правило, действующие пункты управления, системы связи и
оповещения таможенного органа. При подготовке пунктов управления к
проведению учений уточняется порядок работы должностных лиц,
передача управления и перемещение пунктов управления (если это
планируется), распределение аппарата руководства и обучаемых по
пунктам управления, организация связи (уточняются схемы связи,
позывные должностных лиц, сигналы управления, взаимодействия и
оповещения), режимы работы и состав дежурных смен на пункте
управления, организация всех видов обеспечения.
Подготовка пунктов управления к проведению учения заключается в
принятии мер по их дооборудованию оргтехникой, средствами связи,
транспортом, организации тылового и других видов обеспечения.
Подготовка к учению системы связи и оповещения проводится с
целью обеспечения своевременного доведения до участников учения,
руководящего состава и органов управления соответствующих сигналов
и распоряжений, обмена информацией между участниками учения,
непрерывного управления силами предупреждения и ликвидации ЧС
таможенного органа. В ходе подготовки уточняется состав,
возможности и порядок использования имеющихся средств оповещения и
связи, уточняется документация по связи пункта управления,
позывные для связи и порядок размещения должностных лиц на пункте
управления, сигналы оповещения.
6. Материальное и техническое обеспечение учений
Материальное и техническое обеспечение при подготовке и
проведении учения заключается:
в обеспечении участников учения необходимой техникой,
автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами;
в оборудовании рабочих мест (помещений) для руководства, штаба
руководства и обучаемых необходимой мебелью, электроосвещением и
т.п.;
в подготовке резервной системы освещения, связи и оповещения;
в обеспечении участников учения принадлежностями для работы, а
также организации их питания и отдыха;
в техническом обслуживании автотранспорта и другой техники,
привлекаемой на учение.
Материальное и техническое обеспечение учения по указанию
руководителя осуществляют должностные лица соответствующих служб,
предназначенных для этих целей. Состав и порядок выполнения
мероприятия материального и технического обеспечения определяются
в приказе о подготовке и проведении учения.
7. Контроль за ходом подготовки учений
Для последовательного наращивания готовности участников к
учениям, оказания им необходимой помощи осуществляется постоянный
контроль за ходом подготовки учений. Контроль осуществляется:
проверкой выполнения указаний руководителя по срокам подготовки
учения, оценкой полноты и качества разрабатываемых планирующих
документов, наблюдением за ходом подготовки к выполнению
практических мероприятий, предусмотренных календарным планом
разработки учения.
Контроль за ходом подготовки к учению осуществляет руководитель
учения лично, через своих заместителей (помощников) и штаб
руководства в соответствии с календарным планом подготовки учения,
что позволяет более полно и всесторонне оценить готовность
привлекаемых органов управления и формирований ГО к выполнению
задач по предназначению.
При проверке готовности к проведению учения руководитель
оценивает: готовность руководства и его аппарата (штаба
руководства, посредников), средств имитации, учебно-материальной
базы, системы управления и оповещения, а также формирований сил,
привлекаемых на учения.
8. Методика проведения учений
а) Общие положения
По завершении планирования в подготовке учения наступает
наиболее сложный и ответственный период в работе руководителя, его
заместителей, штаба руководства, посредников и обучаемых - период
непосредственного проведения учений и отработки задач,
предусматриваемых планами гражданской обороны, и действий по
предупреждению и ликвидации ЧС.
Основными методами работы руководителя, заместителей и
посредников в ходе учения являются:
личное общение, наблюдение и оценка стиля и методов работы
обучаемых при исполнении функциональных обязанностей в ходе КШУ;
заслушивание кратких докладов обучаемых;
изучение отработанных документов;
анализ и оценка качества и своевременности выполняемых на
учении практических мероприятий;
контроль и оказание помощи обучаемым в ходе КШУ при исполнении
функциональных обязанностей, своевременное информирование
обучаемых о положительных результатах и недостатках в работе.
При оценке методов работы обучаемых обращается внимание на
слаженность при организации работы на пунктах управления, оценке
обстановки, принятии и объявлении решений и отдаче распоряжений
подчиненным.
При изучении отработанных документов анализируется и
оценивается своевременность представления, наглядность, культура и
полнота исполнения, соответствие требованиям нормативных
документов и обстановке.
Выполнение практических мероприятий на учении оценивается
адекватностью действий обучаемых созданной руководителем
оперативной обстановке и своевременностью выполнения этих
действий.
Накопленный в ходе учений опыт должен использоваться в
исследовательских целях, а также для корректировки планов ГО и
действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Розыгрыш этапов учения осуществляется на основе сопоставления
замысла руководителя учения для соответствующих этапов плана
проведения с решениями, принимаемыми обучаемыми (отдаваемыми по
обстановке распоряжениями).
Штаб руководства оценивает эти решения и распоряжения и готовит
руководителю предложения по возможному розыгрышу действий сил и
дальнейшему продолжению отработки учебных вопросов,
предусматриваемых на этапе.
Обстановка на учении наращивается таким образом, чтобы она
вынуждала обучаемых реагировать на ее изменения, принимать новые
или уточнять ранее принятые решения. Достоверность обстановки
подкрепляется проведением практических мероприятий и имитацией.
Результаты практических мероприятий анализируются и оцениваются в
ходе их выполнения.
Информация об обстановке может наращиваться независимо от
времени суток в реальном масштабе времени, например методом "час
за час", или доводиться обучаемым отдельными независимыми
информационными блоками, разделенными значительными временными
интервалами "оперативными скачками".
Для реагирования на изменения обстановки после оперативного
скачка обучаемым должно быть предоставлено время, достаточное для
уяснения новых задач, оценки обстановки, принятия решения,
постановки задач и организации их выполнения.
В необходимых случаях руководитель учения может лично поставить
обучаемым новые задачи (или скорректировать прежние) с целью
приведения деятельности органов управления и действий сил
обучаемых в соответствие с намеченным замыслом проведения учения
на этапе.
Наращивание обстановки может осуществляться посредниками личным
вручением вводных обучаемым или передачей им установленных ранее
сигналов (распоряжений) по техническим средствам.
Руководитель, заместители, помощники и посредники в ходе
розыгрыша должны находиться в местах решения наиболее важных задач
обучения, осуществляя постоянный контроль и оценку действий
обучаемых.
Сочетание разнообразных форм и методов руководства в ходе
проведения учений, учет подготовленности обучаемых и особенностей
решаемых на каждом этапе задач служат гарантией глубокой и
всесторонней отработки учебных вопросов, этапов и целей учения в
целом, позволяет оценить состояние дел в каждом звене обучаемых и
наметить мероприятия, направленные на совершенствование планов
гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
б) Отработка учебных вопросов по этапам учения
В целях более глубокой отработки поставленных задач обучения и
сосредоточения усилий обучаемых на решении главных вопросов
руководитель учения организует последовательную (поэтапную)
отработку учебных вопросов обучаемыми.
На первом этапе учения обычно отрабатываются вопросы
наращивания готовности органов управления ГОЧС и нештатных
формирований последовательным переводом их в более высокие степени
готовности. Аппарат руководства учения при этом должен
контролировать время доведения сигналов оповещения (распоряжений)
до обучаемых; сроки сбора руководящего состава органов управления
ГОЧС, формирований таможенного органа, а также время организации
работы эвакоорганов и пунктов управления и готовности сотрудников
органов управления ГОЧС к получению задачи.
Особое внимание уделяется: срокам развертывания пунктов
управления, системы оповещения и связи; организации и проведению
практических мероприятий по защите персонала таможенного органа;
мероприятиям по повышению устойчивости работы таможенного органа в
условиях ЧС; приведению в готовность формирований, предназначенных
для ликвидации ЧС.
При проверке планов защиты должностных лиц таможенного органа
руководство и посредники контролируют и оценивают соответствие
емкости средств коллективной защиты (защитных сооружений)
фактической численности наибольшей работающей смены,
обеспеченность должностных лиц и членов семей средствами
индивидуальной и медицинской защиты, планов эвакуации требуемому
числу эвакуируемых, а также оценивают соответствие возможностей
приводимых в готовность сил возлагаемым на них задачам.
С формированиями, привлекаемыми на учение, могут отрабатываться
вопросы: наращивания готовности к действиям по предназначению в
условиях предупреждения и ликвидации ЧС природно-техногенного
характера; обеспечения физической безопасности и защиты личного
состава формирований от поражающих воздействий разрушений,
пожаров, затоплений, химического заражения, радиационного
загрязнения; умение проводить работы по спасению людей и
ликвидации источников вторичного поражения.
Работа обучаемых направляется руководством учения и
посредническим аппаратом таким образом, чтобы в результате
отработки учебных вопросов первого этапа были уточнены:
мероприятия планов ГО и действий по предупреждению и ликвидации
ЧС, по приведению в готовность органов управления и сил по защите
персонала;
мероприятия планов по повышению устойчивости таможенного
органа, намечаемые для предотвращения ЧС в военное время и в
случае предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного
характера;
организованное проведение эвакомероприятий.
На втором этапе учения обычно отрабатывают вопросы применения и
управления силами и средствами в ходе локализации и ликвидации ЧС.
Отработка учебных вопросов второго этапа начинается с момента
вручения вводной, содержащей информацию об обстановке (времени,
месте, масштабах аварии и возможных последствиях), решениях
вышестоящих инстанций по обстановке.
Основное внимание обращается на выполнение мероприятий по
повышению устойчивости функционирования таможенного органа,
слаженности работы органов управления ГОЧС, подсистемы РСЧС и сил
ГО таможенного органа при ведении всех видов разведки, эвакуации
персонала, ведении АСДНР.
При отработке задач материального обеспечения обращается
внимание на организацию действий обучаемых по решению задач
обеспечения формирований, привлекаемых для ведения АСДНР.
Аппарат руководства и посредники направляют работу и оказывают
помощь обучаемым в своевременном принятии решений, отдаче
распоряжений по устранению нарушений систем жизнеобеспечения
таможенного органа (энерго-, тепло-, водоснабжения, коммуникаций),
проведению эвакуации персонала и ведению АСДНР в очагах поражения.
В ходе отработки учебных вопросов руководитель учения, штаб и
посредники заслушивают доклады должностных лиц, анализируют и
оценивают их, изучают разработанные документы, готовят предложения
в разбор учения.
Аналогично организуется работа руководства и на последующих
этапах учения.
в) Подготовка и проведение разбора
Разбор учения подводит итоги и играет важную учебно-
воспитательную роль в процессе обучения.
Цель разбора состоит в том, чтобы на основе требований
нормативных и других руководящих документов, а также всестороннего
анализа результатов работы и действий обучаемых подвести итоги
учения, определить степень достижения поставленных учебных и
исследовательских целей, выявить недостатки планов и
профессиональной подготовки, наметить пути их устранения и
повысить готовность ГО к выполнению возложенных задач.
Сбор материалов разбора осуществляется штабом руководства
заблаговременно и продолжается в ходе учения по результатам
действий обучаемых на каждом из этапов. По окончании каждого этапа
учения заместители руководителя учения и посредники передают в
штаб руководства (по заранее разработанной форме) материалы в
разбор. Обычно подготовку проекта разбора учения осуществляет
начальник штаба руководства.
До начала учения подготавливается общая часть разбора,
излагающая тему, общие цели, этапы, учебные вопросы, раскрывается
общая и частная обстановка, создаваемая на этапах для отработки
учебных целей, другие данные, не зависящие от решений обучаемых, а
также теоретические обоснования решения отдельных важных вопросов,
отрабатываемых на учении. Параллельно готовятся иллюстративные и
справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.).
Основой разбора являются личные наблюдения руководителя
(заместителей и помощников), данные, полученные при заслушивании
кратких докладов, выводы из оценок предложений и решения
обучаемых, участвующих в учении.
В тексте разбора излагается общий замысел и цели учения, его
этапы и их общее содержание, задачи обучаемым, намеченные для
отработки в ходе учения.
Далее в разборе анализируются действия обучаемых и дается
оценка этих действий, в заключительной части отмечаются имеющиеся
недостатки и ставятся задачи по их устранению.
Крайне важно, чтобы разбор был предельно объективным.
Переоценка и недооценка действий обучаемых недопустимы, так как
они дискредитируют руководство, форму и методы обучения.
По итогам проведенного учения издается приказ руководителя
таможенного органа и в соответствии с приказом установленным
порядком вносятся уточнения и изменения в планы ГО, действий по
предупреждению и ликвидации ЧС.
Отчет о проведении учения представляется в территориальные
органы управления ГОЧС и в годовом докладе в ФТС России.
Начальник Главного управления
тылового обеспечения
В.Ф.ЛАГИРЕВ
Приложение N 1
к методическому пособию
по планированию и организации
проведения командно-штабных учений
(тренировок) в таможенных органах
и учреждениях, находящихся
в ведении ФТС России
ПРИКАЗ
"__" ________ 200_ г. N _____
_____________________________
(город таможенного органа)
О подготовке и проведении командно-штабного
учения (тренировки)
В соответствии с Планом основных мероприятий _________________
__________________________________________________________________
(наименование таможенного органа)
по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 200_ год с ____ по ___ 200_ года будет
проводиться командно-штабное учение на тему: "Организация и
проведение мероприятий по ликвидации последствий аварий и
катастроф, а также устойчивости функционирования таможенного
органа при угрозе возникновения и в условиях ЧС" (далее - учение).
В целях обеспечения своевременной подготовки и качественного
проведения указанного учения приказываю:
1. На учения привлечь заместителей и членов комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности, эвакокомиссии в полном составе,
подразделение по охране труда и гражданской обороне, руководителей
структурных подразделений и служб, нештатные аварийно-спасательные
формирования.
2. Создать штаб руководства учением во главе с заместителем
начальника таможенного органа по тылу (перечисляются фамилии и
должности членов штаба).
Начальнику штаба руководства:
организовать разработку плана проведения учения и других учебно-
методических документов, согласовать его с заинтересованными
городскими (районными) организациями и до _____ представить мне на
утверждение;
определить численный и персональный состав посредников и
организовать их подготовку;
доложить о готовности к проведению учения не позднее _______.
3. Утвердить календарный план подготовки учения.
4. Председателю КЧС и ПБ и начальнику подразделения охраны
труда и гражданской обороны до _____ уточнить и откорректировать
"План ГО" и "План действий по предупреждению и ликвидации ЧС". К
_____ завершить подготовку к учению руководящего состава, изучить
с ними содержание этих планов и внести при необходимости уточнения
в функциональные обязанности. До ______ с личным составом
подразделения охраны труда и гражданской обороны, членами КЧС и ПБ
и эвакокомиссии провести тренировки. До _____ привести в
готовность пункт управления, систему связи и оповещения. Проверить
средства связи для управления аварийно-спасательными и другими
неотложными работами. Организовать контроль за подготовкой всех
участников учения. До _____ доукомплектовать органы управления,
формирования, привлекаемые на учения, средствами индивидуальной
защиты и специальным имуществом согласно табелю к штатам.
5. Для практической отработки вопросов ликвидации последствий
возможной аварии подготовить натурный участок и необходимые силы и
средства согласно плану проведения учения.
6. ___________________________________________________________
(должность, подразделение, фамилия, имя, отчество)
подготовить проект сметы расходов на подготовку и проведение
учения и до _____ представить на утверждение.
7. ___________________________________________________________
(должность, подразделение, фамилия, имя, отчество)
обеспечить рабочую группу по подготовке учения канцелярскими
принадлежностями согласно заявке начальника подразделения охраны
труда и гражданской обороны.
8. Начальнику службы силового обеспечения организовать
комендантскую службу в районе учения и регулирование движения.
Усилить пропускной режим.
9. Всем участникам учения принять меры по предотвращению
происшествий, аварий, поломок и травм среди личного состава.
Строго выполнять инструкции по мерам безопасности. Не допускать
утраты и порчи техники, имущества, приборов и оборудования.
10. Готовность к проведению учения _____________.
11. Приказ довести до всех должностных лиц, привлекаемых на
учение, в части, их касающейся.
12. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Начальник таможенного органа ___________________________
(специальное звание) (инициалы, фамилия)
Приложение N 2
к методическому пособию
по планированию и организации
проведения командно-штабных учений
(тренировок) в таможенных органах
и учреждениях, находящихся
в ведении ФТС России
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА УЧЕНИЕМ (ТРЕНИРОВКОЙ)
------------------------------------¬
¦ Руководитель учения ¦
L------------------------------------
Руководство учением
--------------¬
----------------------T--------------+ ШТАБ ¦
¦ ¦ ¦ руководства ¦
¦ ¦ L------T-------
¦ ¦ ¦
-------+--------¬ --------+-------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ -------------+--¬ ¦ -------------+--¬ ¦
L--+ ¦ L--+ ¦ -------+--------¬
¦ -------------+-¬ ¦ -------------+-¬ ¦ ¦
L--+ Заместители ¦ L--+ Посредники ¦ ¦ -------------+--¬
¦ руководителя ¦ ¦ ¦ L--+ ¦
L--------------- L--------------- ¦ -------------+-¬
L--+ Группы и ¦
¦подразделения ¦
L---------------
Приложение N 3
к методическому пособию
по планированию и организации
проведения командно-штабных учений
(тренировок) в таможенных органах
и учреждениях, находящихся
в ведении ФТС России
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ПОДГОТОВКИ КОМАНДНО-ШТАБНОГО УЧЕНИЯ (ТРЕНИРОВКИ)
----T-------------------------------T----------T------T----------¬
¦ N ¦ Содержание мероприятий ¦ Сроки ¦Испол-¦ Отметка о¦
¦п/п¦ ¦выполнения¦нители¦выполнении¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦ I. Организационные мероприятия ¦
+---T-------------------------------T----------T------T----------+
¦1. ¦Определение исходных данных для¦до _______¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки замысла учения ¦ (дата) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦2. ¦Совещание с рабочей группой по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовке командно-штабного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦3. ¦Рекогносцировка района ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения учения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦4. ¦Инструктивное занятие с руко- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦водством и посредническим аппа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ратом ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦5. ¦Смотры готовности к учению ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦6. ¦Составление и утверждение сметы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходов на подготовку и прове-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дение учения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦ II. Разработка документов учения ¦
+---T-------------------------------T----------T------T----------+
¦1. ¦Разработка замысла учения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пояснительной записки к нему ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦2. ¦Разработка задания на учение ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦3. ¦Разработка плана наращивания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обстановки в ходе учения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦4. ¦Разработка плана ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦имитации на учение ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦III. Подготовка руководства, посреднического аппарата, обучаемых¦
¦ и района проведения учения ¦
¦ а) подготовка руководства и посреднического аппарата ¦
+---T-------------------------------T----------T------T----------+
¦1. ¦Самостоятельная работа по изу- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чению требований руководящих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документов, указаний старших ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦начальников по подготовке и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведению учений ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦2. ¦Изучение документов учения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦3. ¦Участие в инструктивном занятии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с руководством и посредническим¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аппаратом ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦4. ¦Участие в штабных тренировках ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(учебно-методических сборах и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.д.) по тематике учения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦5. ¦Разработка частных планов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы на КШУ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦6. ¦Проведение смотров готовности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к учению ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦ б) подготовка обучаемых ¦
+---T-------------------------------T----------T------T----------+
¦1. ¦Самостоятельная работа по изу- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чению требований руководящих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документов, указаний старших ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦начальников по подготовке и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведению учений ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦2. ¦Участие в тренировках (штабных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тренировках, учебно-методичес- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ких сборах и т.д.) по тематике ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦КШУ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦3. ¦Приведение в готовность сил и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспорта ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦4. ¦Участие в смотрах готовности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к КШУ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦ в) подготовка района проведения учения ¦
+---T-------------------------------T----------T------T----------+
¦1. ¦Подготовка мест проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тактических мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦2. ¦Подготовка пунктов управления ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦3. ¦Организация связи на учении ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+----------+------+----------+
¦4. ¦Проведение мероприятий по обес-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦печению безопасности на КШУ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+----------+------+-----------
Начальник штаба руководства
_______________ _________________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение N 4
к методическому пособию
по планированию и организации
проведения командно-штабных учений
(тренировок) в таможенных органах
и учреждениях, находящихся
в ведении ФТС России
ЗАМЫСЕЛ
командно-штабного учения (тренировки)
в __________________________________
(наименование таможенного органа)
Тема: "Организация и проведение мероприятий по ликвидации
последствий аварий и катастроф в таможенном органе, а также
обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе и
возникновении ЧС".
Учебные цели:
1. Совершенствование навыков руководящего состава КЧС и ПБ,
структурного подразделения охраны труда и гражданской обороны
таможенного органа в управлении проведением мероприятий по защите
персонала и обеспечению устойчивого функционирования в ЧС.
2. Проверка готовности органов управления, КЧС и ПБ,
структурного подразделения охраны труда и гражданской обороны, сил
и средств таможенного органа к действиям в ЧС.
3. Тренировка должностных лиц в выполнении мероприятий по
локализации и ликвидации последствий аварий, переводе таможенного
органа на режимы работы, обусловленные обстановкой ЧС.
4. Проверка системы оповещения таможенного органа об угрозе
возникновения ЧС.
Время проведения: ______________________
На учение привлекаются: КЧС и ПБ таможенного органа,
руководители структурных подразделений таможенного органа,
нештатные формирования ГОЧС.
ПЛАН ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ -------------------¬ ------------------¬ ¦
¦ ¦ Административное ¦ ----------------¬ ¦ Гараж ¦ ¦
¦ ¦ здание ¦ ¦ Пожарный ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------------- ¦ водоем ¦ L------------------ ¦
¦ L---------------- ¦
¦ ¦
¦--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ¦
¦ ¦
¦ ----------------------¬ ----------------------¬ ¦
¦ ¦ Складские ¦ ¦ Складские ¦ ¦
¦ ¦ помещения ¦ ¦ помещения ¦ ¦
¦ L---------------------- L---------------------- ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------------
Порядок проведения учения
I этап "Организация проведения мероприятий по обеспечению
защиты должностных лиц и устойчивости функционирования таможенного
органа при угрозе возникновения ЧС".
Продолжительность:
по астрономическому времени (с __ до __);
по оперативному времени (с __ до __).
1. Оповещение и сбор КЧС и ПБ таможенного органа и должностных
лиц, участвующих в учении.
2. Приведение формирований в готовность.
3. Приведение в готовность пункта управления и организация
работы на нем.
4. Приведение в готовность к использованию средств коллективной
защиты.
II этап "Оценка последствий ЧС для таможенного органа,
проведение мероприятий по обеспечению защиты и жизнедеятельности
должностных лиц".
Продолжительность:
по астрономическому времени (с __ до __);
по оперативному времени (с __ до __).
1. Оповещение должностных лиц об авариях и катастрофах на
объектах таможенного органа и угрозе воздействия поражающих
факторов на них.
2. Организация защиты должностных лиц от воздействия поражающих
факторов ЧС.
Начальник таможенного органа _______________________________
(специальное звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к замыслу командно-штабного учения
с ______________________________________
(наименование таможенного органа)
1. Состав участников учения
2. Общий характер действий
ИСХОДНАЯ ОБСТАНОВКА
Социально-политическая, экономическая, экологическая обстановка
в городе и районе. Фактический материал, характеризующий
обстановку. Состояние объектовой подсистемы предупреждения и
ликвидации ЧС к началу учений. Имевшие место в последнее время на
территории и в таможенном органе ЧС. Аварии и перебои в работе
систем: коммунально-энергетических, других систем обеспечения
работы должностных лиц таможенного органа. Наличие факторов,
увеличивающих риск возникновения ЧС в таможенном органе.
Метеорологическая обстановка.
Другая информация, влияющая на безопасность должностных лиц и
устойчивость функционирования таможенного органа.
I этап
В ____ от оперативного дежурного поступает информация об угрозе
возникновения аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ
на ________. Обстановка характеризуется _________.
С ____ до _____ заместитель руководителя учения производит
розыгрыш обстановки по угрозе аварии на химически опасном объекте.
Оперативному дежурному по таможенному органу вручается вводная об
угрозе возникновения аварии на химически опасном объекте.
Посредник при оперативно-дежурной службе таможенного органа
контролирует порядок оповещения руководства, дежурных служб
таможенного органа.
До ___ производится сбор руководящего состава, КЧС и ПБ
таможенного органа.
В ___ объявляется приказ начальника таможенного органа о
введении режима функционирования таможенного органа при угрозе
возникновения ЧС.
КЧС и ПБ таможенного органа осуществляют сбор данных
обстановки, ее анализ и выработку предложений руководству для
принятия решения.
С ________ в таможенном органе организуется химическая
разведка, осуществляется развертывание сил наблюдения и контроля.
С ____ до _____ руководитель учения заслушивает председателя
КЧС и ПБ, членов КЧС и ПБ по создавшейся обстановке и принятым
решениям.
Заместитель руководителя учения контролирует мероприятия по
приведению в готовность формирований таможенного органа.
II этап
В таможенном органе проведены работы по приведению управления,
формирований в режим функционирования при угрозе возникновения ЧС
на химически опасном объекте.
В _______ на химически опасном объекте происходит авария с
выбросом ________.
Обстановка характеризуется ___________________.
В ________ посредник при оперативно-дежурной службе таможенного
органа вручает вводную об аварии на химически опасном объекте и
контролирует действия оперативного дежурного по таможенному органу
по оповещению должностных лиц таможенного органа и переводу работы
оперативно-дежурной службы в безопасное место, порядку
установления связи с вышестоящими органами управления и
подчиненными руководству таможенного органа формированиями.
Руководитель учения заслушивает предложения председателя КЧС и
ПБ о выполнении первоочередных мероприятий по защите должностных
лиц и выполнении мероприятий по ликвидации ЧС, с ____ до ___
контролирует порядок и правильность оценки обстановки штабом ГОЧС
таможенного органа.
С ___ до ___ заместитель руководителя учения контролирует
выполнение мероприятий по защите должностных лиц таможенного
органа от аварийно химически опасных веществ.
С ___ до ___ выполняются практические мероприятия по ликвидации
ЧС и защите должностных лиц таможенного органа.
С ____ до ___ руководитель учения заслушивает руководителей
структурных подразделений, командиров формирований о выполненных
мероприятиях, проверяет расчеты и отработанные штабом ГОЧС
документы.
В ________ объявляется отбой учению.
3. Основные показатели учения
Протяженность маршрута выдвижения _______________
Средняя скорость движения _______________________
4. Состав руководства и посреднического аппарата
1. Руководитель учения ______________________________________.
(должность, фамилия, инициалы)
2. Заместитель руководителя учения __________________________.
(должность, фамилия, инициалы)
3. Начальник штаба руководства ______________________________.
(должность, фамилия, инициалы)
4. Заместитель руководителя учения по материально-техническому
обеспечению ________________________________.
(должность, фамилия, инициалы)
5. Посредники при формированиях _____________________________.
(должность, фамилия, инициалы)
6. Помощник по имитации _____________________________________.
(должность, фамилия, инициалы)
Приложение N 5
к методическому пособию
по планированию и организации
проведения командно-штабных учений
(тренировок) в таможенных органах
и учреждениях, находящихся
в ведении ФТС России
ЗАДАНИЕ
на командно-штабное учение (тренировку)
Обстановка на: __________
I. Общая обстановка
Социально-политическая, экономическая, экологическая обстановка
в городе и районе. Фактический материал, характеризующий
обстановку. Состояние подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС.
Аварии и перебои в работе систем таможенного органа: коммунально-
энергетических, других систем обеспечения работы должностных лиц
таможенного органа. Наличие факторов, увеличивающих риск
возникновения ЧС. Метеорологическая обстановка.
Другая информация, влияющая на безопасность должностных лиц и
устойчивость функционирования таможенного органа.
II. Частная обстановка
Укомплектованность личным составом сил и средств таможенного
органа - реальная.
20% приборов химической разведки находятся на очередной
проверке.
Должностные лица таможенного органа обеспечены индивидуальными
средствами защиты органов дыхания на 80%.
Система оповещения и связи находится в дежурном режиме.
III. Справочные материалы
Возможные последствия ЧС.
Направление и скорость господствующих в округе ветров.
IV. Исполнить
Изучить и оценить обстановку.
Быть в готовности к выполнению функциональных обязанностей и
решению задач по учению.
Задание довести до всех органов управления, командиров
формирований, привлекаемых на учение.
Начальник таможенного органа ________________________________
(специальное звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение N 6
к методическому пособию
по планированию и организации
проведения командно-штабных учений
(тренировок) в таможенных органах
и учреждениях, находящихся
в ведении ФТС России
Утверждаю
Начальник таможенного органа
____________________________
"__" _______________ 200_ г.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
командно-штабного учения (тренировки)
Тема: "Организация и проведение мероприятий по ликвидации
последствий аварий и катастроф в таможенном органе, а также
обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе
возникновения и в условиях ЧС".
Цели:
1. Совершенствование навыков руководящего состава и должностных
лиц структурных подразделений, КЧС и ПБ, штаба ГОЧС таможенного
органа в управлении проведением мероприятий по защите должностных
лиц и обеспечению устойчивого функционирования в ЧС.
2. Проверка готовности органов управления, КЧС и ПБ, штаба
ГОЧС, сил и средств таможенного органа к действиям в ЧС.
3. Тренировка должностных лиц в выполнении мероприятий по
локализации и ликвидации последствий аварий, переводе таможенного
органа на режимы работы, обусловленные обстановкой ЧС.
4. Проверка объектовой системы оповещения об угрозе
возникновения ЧС.
Состав участников:
Время проведения и продолжительность:
Исходная обстановка в городе (районе). Социально-политическая,
экономическая, экологическая обстановка в городе. Имевшие место в
последнее время перебои в работе городских систем (транспортной,
коммунально-энергетической и др.). Эпидемиологическая обстановка.
Метеоусловия.
Обстановка в таможенном органе. Реальное состояние системы
связи и оповещения, сил и средств таможенного органа. Количество
опасных материалов на территории таможенного органа. Аварийные
ситуации, возникающие в таможенном органе в последнее время.
Другая информация, влияющая на безопасность и устойчивость
функционирования таможенного органа.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕНИЯ
------------T------------T------------T-------------T------------¬
¦ Время ¦ Учебные ¦Создаваемая ¦ Действия ¦ Работа ¦
+-----T-----+ вопросы ¦ обстановка ¦ обучаемых ¦руководства ¦
¦Опер.¦Астр.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----+------------+------------+-------------+------------+
¦Первый этап: "Организация проведения мероприятий по обеспечению ¦
¦ защиты должностных лиц и устойчивости функционирования ¦
¦ таможенного органа при угрозе возникновения ЧС" ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Продолжительность этапа: по астрономическому времени, ч (с ___ ¦
¦ до ____), по оперативному времени, ч(с ___ до ___) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Второй этап: "Оценка последствий ЧС для таможенного органа. ¦
¦Проведение мероприятий по обеспечению защиты и жизнедеятельности¦
¦должностных лиц, устойчивого функционирования таможенного органа¦
¦ в условиях ЧС" ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Продолжительность этапа: по астрономическому времени, ч (с ___ ¦
¦ до ____), по оперативному времени, ч (с ___ до ___) ¦
L-----------------------------------------------------------------
Время и место проведения разбора
Общий разбор провести ___________ (место и время)
Частные разборы провести ___________ (место и время)
Отбой КШУ ________________ (время или после выполнения
заключительных мероприятий)
Начальник штаба руководства
_______________ ____________________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение N 7
к методическому пособию
по планированию и организации
проведения командно-штабных учений
(тренировок) в таможенных органах
и учреждениях, находящихся
в ведении ФТС России
Утверждаю
Начальник таможенного органа
____________________________
"__" _______________ 200_ г.
ИНСТРУКЦИЯ
по мерам безопасности при проведении
комплексного учения (тренировки)
1. С целью исключения несчастных случаев, аварий и катастроф на
учении запрещается:
эксплуатировать неисправную технику;
пользоваться неисправными имитационными средствами;
сжигать имитационные дымовые гранаты (шашки) на расстоянии
менее 50 метров от мест нахождения людей и легковоспламеняющихся
материалов;
оставлять неизрасходованные учебные рецептуры имитации
отравляющих веществ, огнесмесей, тару из-под них без охраны или
закапывать в землю;
производить работы в колодцах, подземных коллекторах и в
задымленных помещениях без кислородно-изолирующих или обычных
противогазов с гопкалитовыми патронами;
размещать личный состав, обозначающий "пострадавших", в местах
движения и работы техники;
работать личному составу формирований в изолирующей защитной
одежде сверх установленных норм времени;
касаться незащищенными руками (без резиновых перчаток)
оголенных проводов под напряжением и соединенных с ними
металлических предметов;
разводить костры на территории.
2. В целях обеспечения мер безопасности необходимо:
а) при проведении технической проверки противогазов в палатке с
хлорпикрином:
проверку подбора лицевой части по размерам и исправности
противогаза производить в палатке (помещении) с парами хлорпикрина
или аэрозолем раздражающего вещества;
проверку правильности подбора и подгонки лицевой части и
исправности противогаза проводить под непосредственным
руководством начальника подразделения с обязательным присутствием
врача (фельдшера) со средствами первой медицинской помощи;
к проверке противогазов по парам хлорпикрина или аэрозолю
раздражающего вещества допускать должностных лиц, изучивших
свойства указанных веществ, устройство и правила пользования
противогазом, а также порядок его проверки;
для проверки противогазов по парам хлорпикрина использовать
специальную палатку или приспособленное помещение. Помещение
должно быть герметизировано, иметь искусственное или естественное
освещение; расположение дверей должно обеспечивать быстрый выход
должностных лиц;
палатку (помещение) для проверки противогазов развертывать на
расстоянии не менее 100 м от жилых помещений;
исправность противогаза определять при концентрации паров
хлорпикрина - 8,5 г/куб. м;
необходимую концентрацию паров хлорпикрина в палатке
(помещении) создавать с помощью специального распылителя,
входящего в комплект палатки для проверки противогазов, или
опахала (нанесение хлорпикрина на ткань и развешивание ее в
палатке);
категорически запретить подогрев хлорпикрина для его испарения,
исключить его попадание на средства подогрева воздуха, так как при
сильном нагревании он разлагается с образованием фосгена (ОВ
удушающего действия);
проверку противогазов по парам хлорпикрина осуществлять в
следующем порядке:
а) перед входом группы в палатку там создается необходимая
концентрация паров хлорпикрина. Руководитель подразделения вводит
в палатку личный состав группами по 15 - 20 человек с
противогазами в "боевом" положении. Длительность пребывания группы
в палатке с хлорпикрином не должна превышать 3-х минут;
б) во время пребывания в палатке каждое должностное лицо должно
проделать несколько раз наклоны и резкие повороты головы, а также
8 - 10 приседаний. Снимать противогазы во время проверки
категорически запрещается;
в) должностные лица, которые при проверке противогазов
почувствовали раздражение глаз, немедленно удаляются из палатки,
отводятся в наветренную сторону. После уточнения и устранения
неисправностей или замены лицевой части (противогаза) производится
повторная проверка противогаза.
Лицевая часть считается подобранной, а противогаз исправным,
если при проверке не ощущается раздражение глаз и верхних
дыхательных путей.
Организация проверки противогазов и обеспечение безопасности
возлагаются на руководителей структурных подразделений таможенного
органа;
б) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ (АСДНР):
вести тщательную разведку мест предстоящих работ;
строго выполнять правила действующих инструкций по охране труда
при работе со средствами механизации, пневмо- и
электроинструментом и огнеопасными средствами;
осуществлять установку предупредительных (сигнальных) знаков в
местах производства работ;
осуществлять контроль за выполнением установленных норм времени
работы личного состава формирований в изолирующей одежде;
в) при тушении пожаров:
вести тщательную разведку очагов пожаров;
не допускать превышения установленного времени (не более 0,5
часа) нахождения людей в непосредственной близости от огня;
при тушении пожаров в непригодной для дыхания среде действовать
в изолирующих противогазах;
при явной угрозе жизни людей от источников огня их необходимо
вывести в безопасное место.
Начальник штаба руководства
_______________ ____________________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
|